Белорусский вектор – «мягкая сила» и жесткие проблемы
На белорусском векторе российской внешней политики все большее значение приобретает «мягкая сила». Она реализуется через триаду «наука-образование-молодежная политика». Ключевым игроком в этих вопросах выступает Министерство науки и высшего образования.
В Санкт-Петербурге в рамках VI Форума регионов России и Беларуси
состоялась тематическая секция «Образовательное пространство России и Беларуси: проекты и направления развития». Также в рамках молодежной повестки VI Форума регионов России и Беларуси 17 июля прошла секция «Реализация совместных молодежных проектов Союзного государства».
В настоящее время в российских образовательных организациях реализуются более 700 программ международной академической мобильности в сотрудничестве с белорусскими образовательными организациями (в том числе в форме стажировки, участия в научных мероприятиях, а также обучения по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки). В рамках международного сотрудничества России и Беларуси на площадках вузов созданы совместные научные подразделения и лаборатории. В образовательные организации РФ привлекаются научно-педагогические работники из Беларуси, проводятся совместные межуниверситетские мероприятия.
В рамках этого мероприятия
состоялся и VII Российско-Белорусский молодежный форум «Молодежь - за Союзное государство».
На нем было
объявлено, что Россия и Белоруссия намерены пересмотреть и унифицировать правила поступления в вузы двух стран, чтобы упростить процесс сдачи экзаменов абитуриентам. Сейчас для поступления россиянам в Белоруссии надо сдавать централизованное тестирование, а белорусским абитуриентам для поступления в российские вузы – ЕГЭ.
Однако, несмотря на дружеское общение представителей двух стран, можно четко определить, что белорусы более не намерены слепо копировать российские форматы и приемы без оглядки на собственные порядки.
«Может быть, мы и придем к какой-то унифицированной форме экзамена, но она будет и не ваша, и не наша. Возможно, это будет третья форма, которая позволит нам это все реализовать. Хочу подчеркнуть, что мы должны комплексно посмотреть на правила приема в вузы», - сказал министр образования Республики Беларусь Карпенко.
Это лишний раз подчеркивает, что на поле «мягкой силы» в Белоруссии у России уже сейчас есть серьезные проблемы. Инициатива относительно политики западных стран и деятельности НКО в значительной степени упущена. А европейское образовательное пространство представляет собой более привлекательный вариант для белорусских абитуриентов.
Отдельной проблемой является принятый в Белоруссии закон «Об отсрочках», согласно которому право на отсрочку от призыва в армию теряют поступающие в магистратуру. Этот факт может как способствовать наплыву белорусских выпускников бакалавриата в российские вузы, так и сделать поступление в них достаточно бессмысленным с данной точки зрения.
Минобрнауки достаточно системно и последовательно работает на белорусском векторе, однако усилий ведомства недостаточно для того, чтобы купировать негативные тренды (деруссификация, национализация и т.п.). Для того, чтобы заработала «мягкая сила» в области науки и образования, а особенно – молодежных проектов, требуются гибкие подходы к (ре)интеграции юных белоруссов в социально-культурное пространство России.
И здесь необходимо приложить усилия и по линии МИДа, и через сеть НКО, и через лидеров мнений в соцсетях – иначе все благие начинания по линиям науки, высшего образования и частично молодежной политики могут не принести результата.