Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 July 13
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Разговор двух проректоров на Острове:

Придешь ко мне на Лабораторию?

Не могу, я организатор группового цифрового следа, у нас 20 человек. Лучше ты приходи, будет 21.

Не могу. Если приду - получу красную карточку.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
«Армения 2041»: Интервью с Рубеном Варданяном - пролог

Для экспертов от образования личность Рубена Варданяна всегда вызывает повышенный интерес, в том числе потому, что г-н Варданян является настоящим пионером-первооткрывателем, чьи инициативы во многом определи политический рельеф столь любимой нами сферы.

Так, он был инициатором создания и долгое время (с 2006 по 2011) руководил Московской школой управления "Сколково", без которой сейчас не обходится ни один серьёзный шаг в вузовской госполитике: от проекта "5-100" и разработки программ развития ведущих вузов до создания НОЦ мирового уровня и постоянной "прокачки" ректорских команд (в т.ч. на проходящем "Острове").

За несколько лет до открытия в России "Сириуса" и иных знаковых проектов поддержки талантливой молодёжи Рубен Варданян открыл в Армении United World College Dilijan - первый из сети "Колледжей объединённого мира" на постсоветском пространстве, в котором учатся подростки 16–19 лет из порядка 80 стран и преподают учителя из 16 государств.

Выпускник экономфака МГУ (красный диплом), Рубен Варданян продолжил обучение и стажировки в лучших вузах мира: Гарвардская школа бизнеса, Йельский университет и Высшая школа бизнеса Стенфорда - это всего лишь часть списка.

Бессменный руководитель компании "Тройка Диалог" практически с момента ее основания и советник президента Сбербанка, генеральный директор Росгосстраха и бывший член совета директоров, попечительских и консультативных советов в Новатеке, РВК, АвтоВАЗе, «Гражданских самолётах Сухого»,  членом совета директоров армянского Америабанка,
а также ряде ведущих зарубежных компаний.

В настоящее время Рубен Варданян входит в попечительский совет Фонда Азнавура и в международный консультативный совет бразильской бизнес-школы Fundação Dom Cabral, член жюри Yidan Prize (престижной образовательной премии, учрежденной в 2016 году в Гонконге).

А также возглавляет советы двух созданных по его инициативе интеллектуальных центров бизнес-школы «Сколково» – Центра управления благосостоянием и филантропии и Института исследований развивающихся рынков.

Один из самых активных армянских меценатов, Варданян реализует проекты по сохранению объектов культурно-религиозного наследия армян, причем не только в Армении. В 2015 году он и его партнеры учредили гуманитарную премию "Аврора", сопредседателем отборочной комиссии которой является Джорж Клуни.

Также Рубен Вартанян реализуют ряд социально значимых проектов в России. Так, по его инициативе посольством Армении в РФ, Гуманитарной инициативой "Аврора" и Фондом Азнавура в 2018 году в Москве была проведена церемония благодарности "Летопись милосердия", призванная выразить признательность всем, кто пришел на помощь Армении по устранению последствий разрушительного землетрясения в Спитаке 7 декабря 1988 года.

Недавно Рубен Варданян и его партнер по нескольким проектам Нунэ Алекян написали фундаментальное и провокационное исследование - "На перекрёстке. Как небольшому народу стать глобальной сетевой нацией".  В рукописи под неожиданным ракурсом систематизированы вызовы и сценарии развития не только одной нации, но и мировой цивилизации и институциональной экономики. Документ опубликован на сайте https://www.armenia2041.com/ и уже вызвал активную общественную дискуссию.

Редакция "Научно-образовательной политики" была уверена, что армяне давно являются глобальной сетевой нацией, поэтому нам стало очень интересно услышать о новых рецептах национального продвижения в цифровую эпоху.
источник
Научно-образовательная политика
«Армения 2041»: Интервью с Рубеном Варданяном (1/7)

– Вы пишете, что «эмигрировали в будущее». Есть ли потенциал к формированию в этом будущем правильной армянской диаспоры?

– Как понимать применительно к диаспоре слово «правильная»? Надо сказать, что проблема отношений диаспоры с исторической родиной приобретает все большее значение в общемировом масштабе. Например, для Израиля на протяжении всей его истории диаспора была мощным источником идей, финансов, талантливых и энергичных людей, которые постоянно подпитывали страну и содействовали ее развитию. Руководство Турции делает все, чтобы превратить турецкую общину в Западной Европе (особенно в Германии, Голландии, Дании) в инструмент политического влияния внутри страны и за ее пределами. Другие страны – такие, например, как Россия, – только нащупывают методы взаимодействия с бывшими согражданами, в разное время покинувшими родину. Не приходится сомневаться, что страны, которым удастся найти оптимальный формат отношений с общинами бывших соотечественников за рубежом, окажутся в выигрыше.

Сейчас на планете, по некоторым данным, насчитывается около 10 миллионов армян, в том числе более 7 миллионов, живущих в других странах, и образующих в этнокультурном отношении довольно пеструю среду. Условно, это три исторических категории диаспоры: до геноцида, после геноцида и после распада СССР. Это и армянские общины, сохранившиеся в ареале исторического расселения в Закавказье и на Ближнем Востоке, и так называемая старая диаспора (потомки бежавших от Геноцида), и новая диаспора (сравнительно недавние эмигранты из Армении).

Для любой диаспоры одна из главных угроз – ассимиляция. Начиная со второго поколения диаспора, как правило, ассимилируется, ее связь с исторической родиной и чувство принадлежности к ней ослабевают. Но современная (Восточная) Армения далеко не у всех ассоциируется с понятием «историческая родина».

Армянские диаспоральные институты потеряли свою актуальность для молодого поколения и не выполняют своих объединительных функций. Диаспоральные армяне практически не взаимодействуют друг с другом (не только трансгранично, но даже в пределах одного города, – например Лос-Анджелеса), не происходит взаимопроникновения и взаимообогащения их культур.

На Ближнем Востоке армянская диаспора в течение многих веков представляла собой островки христианства в мусульманских странах. Сегодня многие ее представители перебираются в христианские страны, но в Армению при этом не стремятся. В более безопасной христианской среде ассимиляционные процессы ускоряются.

Сегодня армяне – глобальный и мобильный народ, но их нельзя назвать сетевой нацией, интегрирующей население Армении и диаспоральные общины. Объединить фрагментированную и разрозненную нацию, по нашему мнению, может совместная созидательная деятельность, равно полезная ей и миру.
источник
Научно-образовательная политика
«Армения 2041»: Интервью с Рубеном Варданяном (2/7)

– Какие наиболее яркие сетевые проекты в области науки и образования инициировала Армения и диаспора за последние годы? Могут ли они послужить опорой для расширения сетевого взаимодействия?

– Можно назвать целый ряд мощных инновационных проектов, которые объединяют усилия граждан Армении и представителей диаспоры. Назову два из них, которые могут служить наглядным примером сетевого взаимодействия. Первый – Центр креативных технологий TUMO, который изначально задумывался как образовательное учреждение для молодых ереванцев, но постепенно он распространил сеть своих филиалов на другие города Армении и Арцаха. Но этого мало: проект вышел на международный уровень – филиалы TUMO открылись в Париже и Бейруте, и бенефициарами проекта стали не только подростки из армянской диаспоры. В этом и состоит цель: не просто объединить армян из разных диаспоральных общин, связывая их предметом общей гордости, но и вовлечь в армянский проект представителей других национальностей, сделать для них обучение в TUMO престижным и привлекательным с точки зрения будущей профессиональной карьеры.

Сегодня в мире происходит очередная революция, стимулом которой является новая волна решающих технологических прорывов, таких как искусственный интеллект, робототехника, облачные вычислительные технологии, возможности обработки большого объема данных (big data), синтетическая биология и новые источники энергии.  

Для решения этих задач мы с партнерами создали Научно-технологический фонд Армении (FAST) - как универсальную платформу для стимулирования научных и технологических достижений путем создания благоприятного климата для новаторства, развития образования в области науки и технологий, а также формирования действенной экосистемы для венчурного капитала.

Соучредителями Фонда являемся я и мой партнер, американский венчурный инвестор Нубар Афеян, отец Месроп Арамян – со стороны фондов «Айб» и «Луйс», а также предприниматель в области высоких технологий и новаторства Артур Алавердян. Научно-технологический фонд Армении (FAST) призван мобилизовать интеллектуальные, управленческие и финансовые ресурсы Армении и диаспоры и направить их на создание благоприятной среды для инноваций в стране. По всему миру трудятся несколько тысяч ученых армянского происхождения, и задача FAST как фонда фондов – создать платформу, которая будет обеспечивать функционирование сетевой научной структуры, позволит координировать и консолидировать усилия участников различных проектов.

– Вы пишете о том, что необходимы якорные проекты. Фактически, главным якорным проектом должна стать сама Армения. В чем должны быть ее ключевые «фишки»?

– То, какой мы видим Армению в XXI веке, отражено в нашей мечте, хотя и в несколько обобщенно-декларативной форме: мы хотим, чтобы Армения стала современным государством-хабом, ценным партнером для всех государств, чьи народы с уважением относятся к нам и нашим ценностям; чтобы она стала средоточием интересов глобальной сетевой нации, ее местом силы, генератором идей и инкубатором инноваций; чтобы Армения стала инклюзивной экосистемой, которая дает человеку возможности самореализации и чувство защищенности, а также обеспечивает сохранение национальной идентичности.
источник
Научно-образовательная политика
«Армения 2041»: Интервью с Рубеном Варданяном (3/7)

– Очевидно, что цифровизация должна стать ключевым фактором в выстраивании сетевого взаимодействия – насколько вообще армяне (и живущие в Армении, и представители диаспоры) ментально и профессионально готовы к переселению в «Цифровую сетевую всемирную Армению»?

– Технологическая революция улучшает качество нашей жизни в целом, но одновременно с этим она усугубляет неравенство и углубляет разрывы не только между государствами, но и между сообществами внутри самих государств. Мир движется к талантизму, в Армении же все еще сохраняется экстрактивная экономическая модель, основанная на извлечении ренты из ограниченных активов и ресурсов, порой близких к исчерпанию. Мир постепенно отказывается от архаичных систем управления, а мы продолжаем держаться за них, не давая работать социальным лифтам и отказываясь от меритократических принципов. Сингапур и Южная Корея совершили феноменальный прорыв, поскольку своевременно взяли курс на интеграцию в глобальную экономику, науку и культуру, а мы продолжаем жить в закрытой стране, пытаясь сохранить контроль над скудеющими денежными потоками. В то время как другие страны стараются привлечь лучшие умы и инвестиции, мы не в состоянии удержать в Армении наиболее талантливых и активных граждан, выталкивая их в эмиграцию. Мир вкладывает деньги в инновационные разработки, в поиск новых образовательных и медицинских технологий, в создание комфортной среды, а мы расходуем наши более чем скромные средства на покрытие текущих нужд, потому что в доминирующей экстрактивной модели привлечение необходимых инвестиций и зарождение новых идей ограничено. Перечень разрывов можно продолжить. Для их преодоления нам необходимы новые, нестандартные решения. Как кэролловской Алисе, нам «приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!»

– Армения – страна с древней культурой и не менее древним языком. Однако, глобальный мир говорит (и думает) на английском. Считаете ли вы, что образование в Армении должно быть двуязычным? Или, может быть, трехъязычным – ведь с Россией Армению также связывает очень многое?

– Армяне веками жили на перекрестке как минимум четырех мощных цивилизаций, при этом в разные периоды своей истории им приходилось жить под чужой властью, поэтому они в равной степени владели родным языком и языком империи, а образованные люди знали еще и несколько иностранных. К сожалению, на протяжении ХХ века армяне, по крайней мере советские, постепенно лишались преимущества нации-полиглота, а диаспоральные начали предпочитать в качестве языка международного общения английский. Число носителей армянского языка в диаспоре существенно уменьшается, он перестает быть языком мышления и основным средством общения. Между тем, нам необходимо быть нацией-полиглотом, чтобы иметь преимущество перед нашими соседями, но при этом оберегать и родной язык.

В UWC Dilijan, например, где учатся студенты со всего мира, обучение ведется на английском языке, но все студенты неармянского происхождения проходят базовый курс армянского языка и культуры и могут продолжить изучать армянский углубленно, если пожелают. Немало студентов – не только армяне и россияне – также выбрали для изучения русский.
источник
Научно-образовательная политика
«Армения 2041»: Интервью с Рубеном Варданяном (4/7)

– В текущей геополитической обстановке очень часто ученому, инноватору, инвестору приходится выбирать – ориентироваться на западный мир (Европа, США) или на Россию. Какой выбор наиболее правильный? Или как сделать так, чтобы вообще избежать этого выбора?

– Я родился и вырос в Армении, мой бизнес и жизненные интересы – в России, но я человек мира. Мы привыкли мыслить тоннельно. Обе стороны – и Россия, и США – не первый день говорят нам, что жить на два дома не получится, выбирайте – здесь или там. Раньше нам в Советском Союзе говорили: «Вы не можете выехать». Сейчас с другой стороны намекают: «Вы не можете въехать». Холодная война вернулась, и это на самом деле выгодно обеим сторонам.

Для того чтобы преодолеть нынешнее недоверие, нужны время, мотивация и здравый смысл. На мой взгляд, интеграция разнообразия – это повестка для конструктивного и взаимовыгодного диалога. Любые стены, в прямом и переносном смысле, – это печальная перспектива для цивилизации. Бывает трудно найти точки соприкосновения, но вести диалог лишь с теми, кто близок нам по образу мысли, и на этом основании делить людей на «своих» и «чужих» – тупиковый путь. Нужно побороть страх и вести диалог не только с хорошо знакомыми и удобными контрагентами, но и с теми, кто непонятен, чужд, а порой и враждебен.

Мне кажется, что каждый разумный человек должен делать все от него зависящее, чтобы мост диалога и здравого смысла не был разрушен.

Для того и существуют все наши проекты – чтобы интеграция разнообразия на основе общечеловеческих ценностей стала эффективно работающей моделью. Я глокальный человек и убежден, что интеграция разнообразия – это единственный шанс спасти мир.(Глокализация – процесс экономического, социального, культурного развития, характеризующийся сосуществованием разнонаправленных тенденций. – Прим.)

Адаптация  – приспособление к существующему положению вещей, предполагающее роль объекта, а не субъекта изменений. Такой вектор тоже может быть успешным на короткой дистанции: так, например, развиваются многие восточноевропейские государства, вошедшие в Евросоюз. Они прилагают большие усилия, адаптируя свои формы жизни к общеевропейским стандартам. Но и здесь рост имеет пределы. Во всяком случае, достигнуть уровня жизни Западной Европы этим странам пока не удалось. Мы считаем, что страна, избравшая путь адаптации, со временем неизбежно столкнется со значительными и даже непреодолимыми препятствиями.

Под глокализацией мы подразумеваем попытку стать субъектом изменений, играть активную роль и самостоятельно участвовать в формировании актуальной повестки. В этом случае страна прилагает все усилия, чтобы одновременно интегрироваться в мировой контекст и кристаллизовать свою уникальность и идентичность. По этому пути пошли в свое время, например, Южная Корея и Чили. Такой курс далеко не прост: он противоречив, затратен и требует консолидации интеллектуальных, материальных, человеческих и финансовых ресурсов. Но мы считаем, что он наиболее эффективен в долгосрочном плане.
источник
Научно-образовательная политика
«Армения 2041»: Интервью с Рубеном Варданяном (5/7)

– Вы приводите пример колледжа UWC Dilijan, который представляет собой эффективную модель получения качественного образования и формирования мировоззрения. Однако, это все же единичный случай. Для того, чтобы страна действительно стала хабом, очевидно, нужна перезагрузка образовательной системы. Что и как надо изменить? Вы построили одну дорогостоящую школу, почему было не построить несколько, но попроще?

– В последние годы в Армении началась реализация нескольких международных образовательных проектов. Помимо UWC Dilijan College, существует школа «Айб» , один из проектов образовательного фонда «Айб». Один из создателей фонда – известный российский предприниматель, основатель группы компаний ABBYY Давид Ян. Фонд совместно с Министерством науки и образования Армении и при сотрудничестве с Кембриджским университетом и Институтом образования Лондона запустили крупномасштабную «Национальную программу превосходства образования», целью которой является внедрение в армянские школы «Араратского бакалавриата», соответствующего международным стандартам.

Мы понимаем важность улучшения существующей образовательной инфраструктуры, но хотим идти путем более глубоких, системных изменений.

Наше решение открыть в Дилижане международную школу для детей из разных стран и разного этнического происхождения максимально соответствовало нашему видению будущего Армении – страны-хаба, нужной и полезной для региона и мира. Мы также отчетливо понимали, что не сможем привлечь высококвалифицированных иностранных специалистов и создать стимулы для возвращения армянской диаспоры в страну, если в Армении не будет школы, отвечающей высшим международным стандартам. Мы сознательно приняли решение присоединиться к движению United World Colleges (UWC), что дало нам возможность привлечь в Армению студентов и преподавателей из разных стран мира, а также внедрить передовые образовательные практики. Большинство иностранных студентов до приезда в Дилижан вообще не знало о существовании Армении, но после двух лет учебы они становятся своего рода послами Армении в мире. Членство в UWC дает армянским студентам возможность получать качественное международное образование за пределами страны. С 2011 года, когда в Армении начал действовать национальный комитет UWC, более 50 армянских студентов получили возможность обучаться в колледжах этой системы в разных странах мира, не считая колледжа в Дилижане.

Следующим шагом станет создание на основе нашей образовательной платформы дилижанского образовательного кластера – особой городской среды, которая, с одной стороны, будет помогать детям и взрослым приобретать навыки, необходимые для успеха в постиндустриальном обществе, а с другой – готовить специалистов в сфере образования, привлекая в эту профессию лучших из лучших. Мы надеемся, что в конечном счете и Дилижан, и вся Армения превратится в международный образовательный хаб.

Инновационные образовательные проекты в Армении не ограничиваются лишь школами «Айб» и UWC Dilijan College.  Существуют различные программы и лаборатории для армянских студентов от ведущих мировых компаний-лидеров ИТ-сферы (Microsoft, Synopsys и др). В прошлом году в Ереване открылась китайская школа, рассчитанная на 650 учеников, должна стать крупнейшим учебным центром обучения китайскому языку не только в Армении, но и в Восточной Европе и СНГ.

Подобные инициативы изменят окружающую среду через 10-15 лет. В будущем эти студенты станут учеными, бизнесменами, инженерами и будут менять страну.
источник
Научно-образовательная политика
«Армения 2041»: Интервью с Рубеном Варданяном (6/7)

– Вы пишете о том, что «Армения должна стать центром притяжения для лучших умов», и, в принципе, описываете вариант построения идеальной экосистемы, в которой они могли бы реализовать себя именно на благо Армении. Откуда возьмутся ресурсы на построения этой системы? Достаточно ли вообще денег сейчас в бюджете страны? Накопилась ли критическая масса инвесторов, готовых вложиться в идеи, созвучные с вашими?

– К сожалению, Армения, как и примерно 25 других стран, сравнимых с ней размером территории, численностью населения, уровнем развития, объемом ВВП, не попадает на «экраны радаров» международных институтов и правительств государств-доноров из-за огромного несоответствия между необходимыми для их развития инвестициями и ожидаемой рентабельностью проектов развития. Международное сообщество обращает внимание на такие страны лишь изредка, когда в них происходят катаклизмы. Рынок Армении, как и многих схожих с ней стран, малопривлекателен для значимых прямых инвестиций, поскольку покупательная способность населения невысока. Между тем по самым скромным подсчетам, для достижения в ближайшие два десятилетия хотя бы семипроцентного годового роста ВВП на душу населения (а это минимум, позволяющий предотвратить увеличение разрыва между Арменией и другими странами) требуется 500 миллионов долларов в год в качестве долгосрочных прямых инвестиций в проекты, обеспечивающие прорывное развитие в ключевых сферах деятельности. Причем речь идет именно о прямых инвестициях, а не о международных кредитах, бремя которых и так велико, и не о денежных переводах, поступающих от родственников за границей. Сегодня ВВП Армении – около 12 миллиардов долларов, но если принять во внимание 7 миллионов диаспоральных армян, совокупные капиталы которых составляют, по экспертным оценкам, 150–200 миллиардов долларов, и суметь привлечь хотя бы 10–20% этой суммы в качестве инвестиций, способных ускорить развитие страны, то эффект будет весьма ощутимым.

– Диаспора должна стать одним из ключевых стейкхолдеров описываемых вами процессов. Готова ли она инвестировать в Армению именно «долгие деньги» – в образование, науку, стартапы?

– После бархатной революции вопрос о том, какими мы хотим видеть Армению и армян в XXI веке, стал гораздо актуальнее. использовать вызванный весенними событиями эмоциональный подъем, направив энергию всех, кто хочет перемен, в русло серьезной и профессиональной дискуссии.  Появился шанс на совместную разработку долгосрочной стратегии развития страны и нации. Безусловно, все мы по-разному смотрим на мир, на Армению и армянский народ, на то, какими они должны быть в XXI веке. Для того чтобы любая стратегия имела шанс на реализацию, она должна опираться на общественный консенсус, обсуждаться на всех этапах думающими людьми, которым небезразлично будущее нашей страны и народа, вне зависимости от рода их занятий. Наличие стратегии, разделяемой неравнодушным большинством, позволит консолидировать усилия и ресурсы нации для прорывного развития.

Роль диаспоры в этих процессах трудно недооценить.

Но любое сближение требует движения навстречу друг другу. Армения пока не стала средоточием жизненных интересов фрагментированной нации, еще не достигнуто общее понимание, что процветание Армении и процветание диаспоры неразрывно связаны. Для того чтобы стать основным узлом глобальной Армения должна обладать очевидными и неоспоримыми преимуществами, признанными и в стране, и в диаспоре. Ей необходимо стать источником благ, которые недоступны для армян в других странах. Но, повторяю, такой шанс сегодня реальнее, чем когда бы то ни было.
источник
Научно-образовательная политика
«Армения 2041»: Интервью с Рубеном Варданяном (7/7)

– Вы часто приводите в пример Сингапур и Ли Кван Ю (так делают и в России). Но известно, что Сингапур достиг процветания железной рукой и "ежовыми рукавицами". Реалистичен ли сингапурский сценарий в Армении в сочетании с демократией и весьма бурной политической жизнью?

– Разумеется, речь не идет о том, чтобы попытаться копировать Сингапур, тем более что эта страна слишком не похожа на Армению и к тому же не является образцом демократии. Однако некоторые элементы сингапурского опыта, как показало, в частности, общение с Ли Куан Ю, приезжавшим в Армению, могут оказаться для нас полезными. В частности, открывая страну для внешнего мира, нам нужно не удовлетворяться поддержанием взаимовыгодных экономических связей лишь с привычными контрагентами, но выбирать тех, которые могут стать для нас учителями и продуктивными партнерами в интеллектуальной сфере. К таким странам можно отнести Ирландию, Финляндию, тот же Сингапур и др. Армения должна наладить особые отношения с государствами, на которые она хочет быть похожа, – иначе говоря с теми, что уже освоили роль хаба в своих регионах: Швейцарией, ОАЭ, Люксембургом и т. п.

– Вы предлагаете 5 секторов для процветания, 5 направлений для создания комфортной среды (в том числе, образование) и 5 ключевых регионов. Достаточно ли будет предлагаемых проектов в рамках этих 15 векторов, чтобы системно «перезагрузить» Армению?

– Одних якорных проектов, к сожалению, недостаточно. За четверть века независимости Армении сложились такие паттерны поведения и институты, которые не так-то просто изменить. Глубинные изменения потребуют трансформации традиционных институтов, их функций и задач, поиска новых форм сетевого взаимодействия и баланса между иерархиями и сетями для решения накопившихся проблем, глубокого переосмысления существующей культурной, ценностной и когнитивной матрицы, отказа от привычных стереотипов мышления и связанных с ними практик.

Одной фразой – как сделать Армению “great again”?

– Суть предлагаемого нами подхода проста: через объединение людей – к созидательной и взаимовыгодной деятельности на благо мира, нации и человека.

В условиях «идеального шторма» выживут не те, кто сильнее, а те, кто наиболее преадаптивен, то есть может предчувствовать будущее, действовать решительно и согласовано в настоящем, что находит неоднократное подтверждение в истории. И небольшие страны и народы, которые легче поддаются изменениям и реформированию в силу своего размера, могут встать в авангарде поиска инновационных решений для вызовов современности и сокращения поляризации в мире.

Будущее есть у тех, кто имеет ясное представление о нём.
источник
Научно-образовательная политика
На Острове:

Лектор - участнику: Вот представьте, что вы в руководстве университета. Ну, например, ректор!

Участник (тихо и скромно): Вообще-то я и есть ректор.
источник
Научно-образовательная политика
Индикатор о панельной дискуссии с Денисом Солодовниковым, соорганизатором которой выступила "Научно-образовательная политика".

https://indicator.ru/article/2019/07/12/solodovnikov-bez-galstukov/
источник
Научно-образовательная политика
2,5 часа образовательного интерактива, 7 уникальных инструментов, 9 готовых проектов, более 100 участников - все это Deep Ocean - специальный образовательный формат по маркетингу продукта от продюсерского центра "Умная страна".

Интерактивная разработка состоялась сегодня в рамках одного из самых популярных треков «Острова 10-22» - Лаборатории дополнительного профессионального образования.

Образовательную сессию провели Ольга Ручьева, основатель и руководитель продюсерского центра «Умная страна» и Елена Иванова, сооснователь одноименной лаборатории маркетинга.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
5500 - это маленький повод поделиться хорошими каналами!

Итак:

@karaulny - бессменный Караульный

@ru_global - актуальная аналитика международной повестки

@SIL0VIKI - о самом важном из силовых структур

@zradaperemoga – все об Украине!

@mig41 - серьёзные люди

@akitilop - «изнанка околополитической тусовки»

@vorchunmedia - если ворчит, то только по делу

@UOCpip - все о церковном мире

@cerkovj Церковь сегодня

@patriarch_press - Пресс-служба Патриарха Кирилла

@church_charity - #ДелаЦеркви

@minzdravny - министерство телеграма

@SolovievLive - талантливый человек талантлив во всем. 26 мая Владимир Рудольфович создал канал, сегодня - почти 37 тысяч подписчиков.

@margaritasimonyan - восхитительная Марго

@Marinaslovo - талантливый журналист и писатель Марина Ахмедова

@skabeeva - одни репортажи с ПАСЕ чего стоят!

@yakemenko - философ современности Борис Якеменко

@russiaelections После выборов

@scienpolicy Научно-образовательная политика

@holmogortalks Холмогоров

@whoisaynrand  ваш Городок
источник