Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 July 11
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2019 July 12
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас на «Острове 10-22» проходит Public talk с «цифровым» замминистра науки и высшего образования Денисом Солодовниковым на тему «Цифровизация образования». Модерирует мероприятие ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ и «НОП» Евгений Сженов.

Денис Солодовников активно вовлекает аудиторию в дискуссию и в ходе встречи налаживается взаимодействие вузов с Минобрнауки по цифровизации университетов и высшего образования, выявлению успешных кейсов и лучших практик для их дальнейшего масштабирования.

В дискуссии активное участие принимает ректор РГСУ Наталья Починок, она презентует цифровые кейсы вуза, а также рассказывает о поэтапном переводе всех университетских процессов в цифру.

Общение участников носит открытый характер и проходит «без галстуков», Денис Солодовников откровенно отвечает на все, даже самые каверзные вопросы и призывает все стороны активнее включаться в диалог. Запретных тем нет – это кредо «Острова 10-22», которое последовательно выдерживается представителями Минобрнауки.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Хотели бы обратить внимание коллег из «Незыгаря» (@russica2) и «Майского указа» (@maydecree) на некоторые важные обстоятельства по поводу исполнения бюджетов нацпроектов «Наука» и «Образование».

В случае с «Наукой» практически все выделенные средства должны быть распределены на конкурсной основе. Следовательно, от момента итогового принятия нацпроектов необходимо отсчитать время на подготовку проектов Постановления Правительства и Правил распределения грантов в форме субсидий (с обязательным их общественным обсуждением на Федеральном портале проектов нормативных актов).

После этого была оперативно подготовлена конкурсная документация – и уже сейчас на значительную часть мероприятий объявлены конкурсы. На подачу документов необходим месяц, затем заявки будут оценены и соответствующими структурами (конкурсными комиссиями и Советами по тем или иным центрам) будет принято итоговое решение.

Быстрее распределить средства практически невозможно – вследствие как раз необходимости выработки нормативных документов. В последующие годы, естественно, этот процесс будет происходить значительно более оперативно.

Ориентировочно к началу учебного года основная часть бюджетных средств будет распределена и в идеале – уже доведена до получателей. Некоторые мероприятия требуют больше времени на подготовку и по ним средства будут раскассированы уже ближе к концу года. Однако, нет никаких сомнений, что выполнение бюджета нацпроекта «Наука» будет близка к максимальной.

Схожие обстоятельства характеризуют многие федпроекты нацпроекта «Образование» - проходит формирование нормативно-правовой базы, объявление конкурсов и проведение необходимых процедур.

Так что по направлению «Науки» и «Образования» текущие невысокие цифры исполнения бюджета – это объективное и временное явление. Команды Минобрнауки и Минпросвещения работают в максимально активном режиме, чтобы сделать все не только быстро, но и правильно, а бюджетные средства распределить справедливо.

https://t.me/russica2/18070
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
«Майский указ» @maydecree cпециально для «НЕЗЫГАРЯ» @russica2
представляет оперативные данные об исполнении бюджета национальных проектов на 28 июня 2019 года.


Ряд СМИ подняли вопрос о недоступности информации о реальном (то есть кассовом) исполнении бюджета Майского указа Президента.  

При том, что нацпроекты – это главная содержательная идея в социально-экономической сфере на период до 2024 года.
Минфин обещает опубликовать данные осенью. Вероятно, к октябрю картина по доведению бюджетных средств до конечных получателей должна существенно улучшиться.

Пока же мы можем охарактеризовать ее как безрадостную.

Кассовое исполнение (то есть законтрактованные средства) 12-ти национальных проектов и Комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры – 532 млрд рублей (31% от всего бюджета Майского указа).

Так, откровенно отстаёт Минкомсвязь с нацпроектом «Цифровая экономика»: 40 млрд рублей даже не доведены до исполнителей из-за отсутствия документов и необходимости внесения изменений в соглашения о…
источник
Научно-образовательная политика
Важность прямого контакта управленца и граждан явно ощущается и осмысляется в руководстве внутренней политикой, а также в высших эшелонах политических сил (например, Единой России).

На данный момент базовым сценарием выбрано совмещение регулярного взаимодействия через Интернет (соцсети, трансляции) и личного точечного участия в ряде мероприятий и решении конфликтных ситуаций.

Регулярное информирование граждан, а также оперативное реагирование на жалобы и комментарии в соцсетях становится одним из основных фронтов работы губернаторов. В идеале это должно уменьшить разрыв между управляющими и управляемыми, который за последние годы стал напоминать пресловутую «долину смерти».

В этой связи важен фактор Телеграма – официальные и тесно аффилированные с региональным или отраслевым руководством каналы позволяют наиболее быстро и эффективно доносить повестку и требуемую интерпретацию событий до элитных групп, высшего руководства страны, а также наиболее активных категорий граждан.

Способность выстраивать эффективные формальные и неформальные коммуникации с крупными общественными группами (отраслевыми, региональными, федеральными) явным и неявным образом «вшита» в KPI губернаторов и федеральных чиновников.

Одним из магистральных направлений для них является работа по нацпроектам (для губернаторов – также по региональным). Разъяснить гражданам, что, почему, за чей счет и для чего делается – одна из ключевых задач для администраторов внутренней политики и самих управленцев.

https://t.me/DavydovIn/2646
источник
Научно-образовательная политика
Занятость и совместительство в высшем образовании и науке

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил характер занятости научных кадров высшей квалификации с помощью опроса более 2 тыс. кандидатов и докторов наук.

Ключевые показатели

Наиболее распространенной практикой трудоустройства среди российских ученых является полная занятость по месту основной работы: ее отметили свыше 90% кандидатов и докторов наук.

На условиях постоянного контракта трудоустроены 65,4% российских ученых. Этот показатель заметно варьирует в организациях различных типов: в промышленности и сфере услуг он составил 92%, в НИИ — 78,9%, в вузах — 53,3%.

Стабильная занятость наиболее характерна для сферы медицинских и сельскохозяйственных наук: 81,3 и 80,5% исследователей на основной работе имеют постоянный трудовой договор. Далее следуют естественные науки и математика (64,1%), гуманитарные науки (63,0%). Наименьшие значения показателей — среди представителей технических (59,2%) и общественных (58,4%) наук.

Российские ученые зачастую не ограничиваются работой в одной организации: более 40% исследователей совмещают несколько мест работы. Сотрудники вузов имеют множественную занятость несколько реже, в то время как в НИИ, организациях промышленности и сферы услуг каждый третий совмещает два места работы, а каждый седьмой — три или более.

Сектор высшего образования оказался наиболее «герметичным»: здесь сотрудники редко имеют вторую или третью работу в организациях других типов. Среди работников НИИ распространенной практикой является совмещение исследовательской и преподавательской деятельности.

На одном месте чаще всего работают представители сельскохозяйственных (71,4%), гуманитарных (60,5%) и технических (60,3%) наук. Множественная занятость наиболее характерна для кандидатов и докторов медицинских наук — среди них свыше половины работают в нескольких местах.

Большинство российских ученых заняты полный рабочий день и лояльны своему месту работы в течение длительного времени. Однако наличие постоянного трудового договора в значительной степени зависит от типа организации и области наук. Для более полной реализации своего профессионального потенциала, получения необходимого уровня доходов и различных дополнительных возможностей российские исследователи склонны не менять основное место работы, а находить дополнительную занятость: совмещение нескольких мест работы является распространенной практикой.

Выводы и наблюдения

Совмещение нескольких мест работы – устройство научных сотрудников по совместительству в вузы – способствует установлению и развитию связей между наукой и высшим образованием. Эта тенденция появилась около 10 лет назад, когда университеты и вузовская наука оказались в центре внимания государственной политики, были запущены специальные программы поддержки ведущих образовательных организаций (программы НИУ, 5-100, опорных университетов и подобные им).

В результате действительно получили свое развитие совместные проекты и программы, а вузы получили дополнительный прирост публикационной активности благодаря двойной или множественной аффилиации. Это, в том числе, породило проблемы учеты «чисто университетских» публикационных достижений – о чем шла речь на последнем Президиуме РАН. Позиция Минобрнауки (ее тогда озвучил замминистра Григорий Трубников) заключается в том, чтобы в рамках оценки результативности функционирования университетов провести «очистку» публикаций по месту их проведения с целью отсеять те, которые не являются результатом совместных исследований или действительно представляют собой следствие работы сотрудника в двух и более местах.

Также отдельного внимания (что не нашло отражения в исследовании ВШЭ) заслуживает «миграция», при которой сотрудники научных институтов в итоге переходят в вузы как основное место работы, сохраняя (а в ряде случаев – не сохраняя) в академических организациях совместительство.

В целом подобные ситуации двух и более мест работы – это одна из возможных точек роста сотрудничества в треугольнике наука-образование-бизнес.

https://issek.hse.ru/news/296255754.html
источник
Научно-образовательная политика
Трансформация отечественного образования – проблемы и пути решения на «Острове 10-22»

Тимур Меджидов из «Сноба» подготовил подборку мнений нескольких топ-управленцев научно-образовательно-технологического развития, которые прозвучали на «Острове 10-22» по поводу перспектив российского образования и роли интенсива в процессе преобразований этой сферы.

Ректор Сколтеха Александр Кулешов:
«Во многом это [отставание отечественных университетов от лучших мировых] вина руководства российских вузов. Они до сих пор пользуются советскими лекалами, хотя весь мир уже давно живет в эпоху онлайн-обучения. На смену прошлому поколению выпускников пришли миллениалы, которых нужно учить совершенно по-другому. Мы должны отталкиваться от реалий сегодняшнего дня, а не от опыта 30-летней давности. Времена, когда обучение проходило в лекционных залах на 300–400 человек, безвозвратно прошли. Нам срочно нужны другие системы обучения и их массовое распространение, чтобы студенты со всех регионов получили доступ к самому современному образованию».

По словам спецпредставителя президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова, участникам интенсива за 12 дней предстоит решить две задачи: создать общую онлайн-платформу, которая позволит десяткам российских вузов использовать в обучении технологии искусственного интеллекта, и спроектировать систему, обеспечивающую студентам доступ к получению второй — цифровой — профессии, то есть специальности, которая будет востребована в условиях компьютеризации рабочего процесса. «У нас нет времени ждать. Перемены должны наступить немедленно», — уверен Дмитрий Песков.

Новая платформа должна не просто сформировать социальный лифт для жителей всех уголков России, но и дать полноценную возможность развития самим регионам, предоставив им высококвалифицированных специалистов, считает Василий Третьяков, гендиректор Университета НТИ «20.35», одного из организаторов мероприятия: «Все технологии, необходимые для получения современного образования, можно распространить без каких-либо территориальных ограничений, поэтому мы надеемся, что в университетах по всей России вскоре появится доступ к самым передовым знаниям, навыкам и компетенциям».

Председатель фонда «Сколково» Аркадий Дворкович:
«После прохождения интенсива люди должны будут преобразить регион, куда они вернутся. Хотя мы развиваем долгий и масштабный проект, жизнь изменится в каждой точке России практически сразу».

Генеральный директор РВК Александр Повалко:
«Я сомневаюсь, что сейчас все присутствующие осознают, какого эффекта мы бы хотели достигнуть. Но, думаю, по окончании интенсива у нас получится прийти к пониманию друг друга. Надеюсь, это мероприятие станет своеобразным пинком для старта технологического развития и коренных преобразований в российской экономике».

Подробнее: https://snob.ru/entry/179824/
источник
Научно-образовательная политика
Лики Острова, которые вы нигде не увидите.

Под крепкий пуэр Олег Гринько
(руководитель рабочей группы EnergyNet) знакомит заместителя министра науки и высшего образования Дениса Солодовникова, членов руководства АСИ и Университета НТИ 20.35 с... Книгой Знаков.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник