Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 July 12
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Русскоязычная «мягкая сила» России – преграды внешние и внутренние

Русский язык все больше воспринимается различными акторами внешней политики как один из ключевых инструментов продвижения и отстаивания интересов России.

«Русский язык - основа нашей тысячелетней культуры и укрепление его позиций на постсоветском пространстве - наш долг перед миллионами соотечественников и всеми, кто мыслит категориями справедливости и национального достоинства», - сказал сегодня председатель Российского исторического общества (РИО) Сергей Нарышкин в ходе расширенного заседания совета фонда «История Отечества».

Особое внимание он призвал обратить на ситуацию с русским языком в Белоруссии и Украине.

В ходе заседания Нарышкин также заявил, что американские "мозговые центры" разрабатывают меры по препятствованию распространения российской культуры и нравственных ценностей:

«В силу ряда обстоятельств мне приходится много читать о том, что думают, пишут наши политические оппоненты о влиянии России, не только через русский язык, да вообще через российскую культуру, СМИ, систему ценностей, которую Россия продвигает в мире, конечно, наши политические оппоненты пытаются ставить преграды, нередко достаточно циничные».

Далее, в качестве примера, он привел противодействие американцев проведению акции «Бессмертный полк».

Позиция Сергея Нарышкина означает серьезное расширение сферы его интересов – от чистой разведки и силовых вопрос к более широким процессам общественной (научной и образовательной) дипломатии. Это лишнее подтверждение его политических амбиций и перспектив, а также особой заинтересованности в работе по вектору «гражданской» политики, в том числе, на постсоветском пространстве.

Позитивные сигналы от Сергея Нарышкина были несколько смазаны выступлением ректора Института русского языка имени Пушкина Маргариты Русецкой. Она произнесла уже набившие специалистам и экспертам оскомину слова о том, что число изучающих русский язык снижается, а денег недостаточно. И тут, на самом деле, большой вопрос к самой г-же Русецкой – чем же она занималась столько лет, потратив столько средств с таким прискорбным результатам?

Мы уже не раз писали о ее крайне низкой эффективности как управленца. Печальная ситуация с русским языком как инструментом «мягкой силы» - это как раз результат сомнительной системы распределения госбюджетных средств под эгидой Института русского языка и отсутствие компетенций у его руководства.

Подробнее: https://tass.ru/obschestvo/6657977
источник
Научно-образовательная политика
Опубликованы списки кандидатов в академики и члены-корреспонденты РАН. Список крайне обширный. В сентябре в дело вступят экспертные комиссии, которые сформируют окончательный перечень претендентов.

Руководство Академии наук обещало максимально прозрачный процесс отбора кандидатов.

Что ж, осенью ожидаем исчерпывающие сведения по каждому кандидату, который попадет в бюллетень для голосования.

Сами выборы состоятся на Общем собрании Академии 11-15 ноября 2019 года.

11-12.11- проведение общих собраний Отделений РАН по выборам кандидатов в члены РАН и иностранные члены РАН.

14.11- 15 часов. Выборы членов РАН и иностранных членов РАН.

15.11- 12 часов. Утверждение протоколов счетной комиссии по итогам выборов.

Надеемся, что РАН сможет сдать этот электоральный экзамен на открытость, прозрачность и честность.

Мы внимательно изучим списки, к этому же призываем профессиональное сообщество.
источник
Научно-образовательная политика
Трансфер и конституционная реформа

Переход в рамках трансфера от суперпрезидентской к президентско-парламентской форме управления вполне возможен. Для этого даже не придется слишком сильно менять конституцию – реальная тандемность в работе Путина-Медведева в 2008-2012 гг. показала, что это возможно даже без внесения значительных изменений в основной закон.

Однако, это все же скорее будет президентско-правительственная структура, в которой действует связка «сильный премьер – слабый президент».

Госдума, как бы того ни хотелось Вячеславу Володину, все равно останется производной от исполнительной ветви власти. Да, не только возможна, но и необходима перезагрузка партийного поля, но резко и сильно отпускать вожжи в отношении парламента никто не будет.

Формирование «партии прорыва» - задача весьма амбициозная, но впрямую пока что это задание не является основным для АП. К выборам 2021 года будет крайне сложно успеть не только формально что-то создать (провести ребрендинг и т.п.), но и донести до электората внятную платформу. Вариант «мы с президентом» - это чиновничья Единая Россия, «мы с президентом, но…» - провальный путь Справедливой России, «мы, с одной стороны, против, но так, чтобы и за» - это постепенно отмирающие КПРФ и ЛДПР, «мы за все хорошее и против всего плохого» - это системная оппозиция (тут единственная возможность допустить ее до выборов в Думу и дать пройти барьер).

В трансфере остается подвешенной роль Совета Федерации. Для усиления парламента и его верхней палаты возможно ввести прямые выборы сенаторов. Это заставит выстраивать баланс интересов еще и по линии губернатор – два члена СФ от региона.

Изменения в Конституцию большей частью будут иметь гибридный характер – они скорее будут разделять и взаимообуславливать ответственность ключевых лиц в стране, а не однозначно передавать тому или иному значительные полномочия.

Также стоит отметить, что значительное количество трансформаций уже произошло – например, усиление Госсовета, его Президиума и профильных рабочих групп. Для этого не требуется изменения Конституции. Дальнейшее расширение функций Госсовета не столь вероятно – в основе его состава губернаторы, которые не могут надолго покидать свои регионы. Формирование представительства субъектов федерации на иной основе подорвет статус этого органа и до неразличимости может смешать его по ключевым принципам представительства с Советом Федерации.

Нужно держать в уме, что президент Путин руководствуется несколькими ключевыми принципами – простота, эффективность, контроль. Поэтому не стоит ожидать усложнения структур принятия решений, скорее – упрощение.

Впрочем, на самом деле, сама Конституция исполняется далеко не полностью – многие полномочия органов власти остаются «спящими». Для трансфера может оказаться достаточным внести действительно точечные изменения (например, выборность и беспартийность сенаторов, возврат только к спискам на выборах в Госдуму и т.п.) и «дать отмашку» к активной работе (в том числе, к дискуссиям) для всех участников процесса – Правительства и парламента.

Любой пост, который займет Путин автоматически сделает его основным в политической системе. А ее конфигурация все равно будут полутораполярной, поскольку трехполюсная система (равный вес президента-правительства-парламента) может резко дисбалансировать процессы, а биполярная (о ней пишет Незыгарь @russica2 – премьер с правительством и Госдума как балансиры президента) содержит в себе слишком большой конфликтный потенциал.

Все или почти все эти решения обсуждались уже много раз – в 1999-2000, 2007-2008 году и перед последними выборами Президента. Варианты есть, вопрос в другом – надо ли в принципе что-то менять или достаточно вручную заставить все работать так, как надо, исходя из требований трансфера или пост-трансферной политической реальности.

https://t.me/russica2/18096
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
Сюжет с изменениями в Конституции становится важным в рамках Трансферта власти.

Как говорят, разработка схем конституционных изменений сейчас идет сразу в нескольких центрах- ГосДума, Конституционный суд и ГПУ.

Основным публичным лоббистом (и видимо лоббистом одного из сценариев трансфера) является спикер Думы Вячеслав Володин, который ввел даже удачное определение- "живая Конституция".

Инициативы Володина прочитываются как модернизация политической и управленческой системы.

"Конституционная реформа- сегодня видится как самый оптимальный и простой по технологии вариант для проведения Трансфера.
Опыт передачи институтов власти уже имеется. Володин был непосредственно включен в процесс и знает его нюансы. И с учетом этого сегодня проще  закрепить трансфер в Конституции.

Сама реформа может быть расширительной - с сильными изменениями, вводом новых институтов власти (как Госсовет или Совет федерации). Но может носить и фрагментарную модернизацию системы через уточнение и редакцию статей Конституции",- говорит…
источник
Научно-образовательная политика
Очень верное решение. Полностью поддерживаем.
источник
Научно-образовательная политика
«Остров 10.22»: День 2

Второй день образовательной программы "Острова 10.22" прошёл в интенсивной командной работе в каждой из Лабораторий.

Что бы ни писали критики команды Дмитрия Пескова про "многочисленные накладки": положа руку на сердце, можем подтвердить, что к недоработкам организаторов можно отнести лишь нестабильный WiFi (временами пропадает). Но с учётом того, что около 2100 человек (а именно столько на Острове) постоянно закачивают объёмные презентации и иные "цифровые следы" - сбои в интернете логичны.

Обеды на Острове вкусные, а волонтёры, если и "подтормаживают" иногда, то тут же стремяться исправиться.

Центральным событием этого дня на Острове стала большая панельная дискуссия "Цифровая трансформация образования", в которой ключевыми спикерами стали заместитель министра науки и высшего образования Денис Солодовников со своей "цифровой" командой, генеральный директор Университета 20.35 Василий Третьяков и советник руководителя Россотрудничества Дмитрий Гужеля.

Модератором выступил ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Евгений Сжёнов.

Состоялся откровенный разговор об ожиданиях Минобрнауки и Университета 20.35 от вузов в части их цифровой трансформации: как в рамках нацпроекта "Образование", так и по нацпрограмме "Цифровая экономика".

Во встрече приняли участие около 300 руководителей вузов, которые активно задавали вопросы: и про электронные нацплатформы, и про важную роль ДПО в росте вуза, и про "нацпроектные" конкурсы Минобрнауки, и ещё очень о многом.

В числе прочих итогов дискуссии: достигнута договорённость об активизации участия экспертного сообщества в "цифровом" треке работы Минобрнауки.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
В скором времени ожидайте эксклюзивное интервью заместителя министра науки и высшего образования Дениса Солодовникова, которое организаторы "Острова 10-22" записали специально для "Научно-образовательной политики".
источник
Научно-образовательная политика
Ежедневная газета «Пульс Острова»
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник