Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 July 08
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас, в 10:00, в Госдуме начинаются большие парламентские слушания «Вопросы развития цифровой экономики».

Организаторы ожидают более 700 участников. Зал уже полон. Ключевыми спикерами будут представители высшего эшелона основных экономических, контрольных и экспертных структур - Силуанов, Набиуллина, Кудрин, Греф, Орешкин. Естественно присутствие Володина. От университетского сообщества ожидается участие ректора РАНХиГС Мау.

В центре внимания - все аспекты цифровизации экономики. Один из примеров - быстрые платежи через платформу ЦБ, а не банков.

Слушания будут вести Володин и председатели комитетов по экономической политике и по финансовым рынкам.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
«Мы везде находимся в стадии проектирования»

Сергей Кириенко произнес эти слова на «Территории смыслов». И они означают окончательный переход Системы от стазиса к динамической стабильности. Постоянное и повсеместное проектирование означает буквально оживление системы – она должна адаптироваться, общаться со своими элементами и внешним миром, адекватно реагировать на изменений условий среды, поддерживая ключевые элементы и структуру в неприкосновенности, а при необходимости – обеспечивая безболезненную трансформацию с сохранением преемственности ключевых постулатов и идей.

В рамках форума, естественно, напрямую и между строк говорили о том формате общественной активности, которая наиболее желательна государству.

Незыгарь окрестил эту систему – моделью административного патернализма. Государство в ней становится «фактически единственным драйвером и спонсором гражданских инициатив; иные источники финансирования обрубаются».

Мы бы не были столь категоричными – государство действительно выступает драйвером гражданской активности, в этом состоит один из ключевых элементов создаваемой общественно-политической системы. Однако, «государственное финансирование» не стоит воспринимать как монополизацию всех финансовых потоков и смыслов. Как показывает практика, каждая организация, оперирующая госбюджетами на гражданскую и общественную активность, имеет собственное видение своей деятельности и ее необходимых результатов.

Проекты платформы «Россия – страна возможностей» и Агентства стратегических инициатив демонстрирует, что возможно не только «псевдопатриотическая клюква», но и действительно работающие инновационные решения по широкому спектру вопросов.

Государству в этих вопросах принадлежит скорее роль координатора, поскольку общественная активность финансируется по столь большому набору каналов, что управлять ими в ручном режиме невозможно. А множественность источников финансирования создает широкий фронт инициатив – в том числе, провокационных, но качественных и эффективных.

Леонид Давыдов с коллегами верно определили итоговую цель - чтобы система действовала сама.

И реализация этого проекта должна проистекать в двух плоскостях:
1.  Эффективная, гибкая и проактивная работа госуправленцев новой формации (их «выпуском» занимаются в рамках «Лидеров России» и «школы губернаторов»).
2.  Активность гражданского общества (волонтеры и НКО) в неполитических вопросах, преимущественно в рамках разделенной отвественности с государством в социальной сфере (благотворительность, образование, экология).

Эффективность – это, в первую очередь, гибкость. Коллеги из «Нижегородского оленя» отмечают это качество как эластичность: «Отечественная политсистема демонстрирует небывалую эластичность. Там, где тонко и, по всей логике, должно было порваться – стало растягиваться».

Кризисы и конфликты – это неотъемлемая часть динамической стабильности, которая приходит на смену стазису предыдущей политической эпохи. И «учиться работать с протестом» нужно не только губернаторам (о чем пишут в том же посте нижегородские коллеги в свете усиления оппозиционности «Справедливой России»), но и управленцам всех уровней – от муниципалитета и губернатора до ФОИВов, Федерального Собрания и Правительства.

Это всё и есть контуры той системы Трансфера, которая должна обеспечить его спокойное протекание. В этом смысле постоянное проектирование означает – готовность не разрушаться и паниковать при изменении условий, а создавать планы по максимально эффективному реагированию. К категориям рисков и угроз сознание управленцев должно добавить категорию возможностей. И именно про «постоянное проектирование возможностей и будущего», в принципе, говорил Сергей Кириенко.

Безусловно, у него есть свои амбиции, однако, данный факт нисколько не умаляет реальных достижений в вопросе создания многослойного фундамента – оргуправленческих систем и позитивной общественной активности – который сможет обеспечить стабильность трансфера при любых изменениях в верхах.
источник
Научно-образовательная политика
«Остров 10-22» – два дня до старта

Десятого июля начнется образовательный интенсив «Остров 10-22», организованный для активного вовлечения российских вузов в трансформацию системы образования и в реализацию национальных проектов и федеральных программ, таких, как «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика», а также в создание и развитие региональных экосистем на основе университетов.

На открытии «Острова 10-22» выступят специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, первый заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий Трубников, генеральный директор РВК Александр Повалко, ректор Сколковского института науки и технологий Александр Кулешов.

В интенсиве примут участие больше 1500 человек – это представители 100 университетов и институтов, предприниматели, ученые, стартаперы, чиновники из 72 регионов страны.

О том, как должна выглядеть система образования ближайшего будущего, из каких курсов и модулей она будет состоять, можно будет увидеть уже сегодня на «Острове 10-22». За предельно короткое время - 13 дней, до 22 июля, – участников интенсива научат, как именно строить образовательные процессы под запросы цифровой экономики и с учетом современных технологий, чтобы не только готовить востребованных специалистов, но и создавать региональные экосистемы, в которых могут рождаться бизнесы с глобальными амбициями.  

На «Острове 10-22» обучающиеся пройдут лаборатории по работе с большими данными и «цифровым следом», квантовыми, генетическими и нейротехнологиями, аддитивными технологиями и бионическим дизайном, технологиями беспроводной и спутниковой связи, интернетом вещей. Во время интенсива предусмотрены специальные курсы по управлению, основанному на данных (CDO), анализу биометрических данных, экосистемному мышлению, взаимодействию с акселераторами, инновационными компаниями и крупными корпорациями, институтами развития.

Некоторые темы лабораторий: «Вуз как драйвер цифрового развития региона», «Проекты создания и развития Научно-образовательных центров», «ДПО и новые формы непрерывного образования - драйверы развития вузов, корпораций, территорий», «Онлайн как бизнес: как быстро и качественно запустить онлайн образование в университете». А также: «Персональные траектории развития студентов в вузе», «Умный кампус»: пространственное развитие университета в цифровую эпоху», Создание системы цифровых бонусов для вовлечения студентов в предпринимательство».

Организаторами и партнерами лабораторий и курсов выступили Mail.Ru Group, Яндекс, Сбербанк, Сибур, Северсталь, Лаборатория Касперского, Acronis, Positive Technologies, Мегафон, МТС, Иннодата, Счетная палата, Роспатент, АСИ, РВК, ведущие образовательные площадки страны (ВШЭ, Сколтех, НИТУ МИСиС, Иннополис, ИТМО, ТГУ, ДВФУ и другие).

Среди преподавателей и лекторов – Сергей Солонин, Дмитрий Песков, Анатолий Чубайс, Ярослав Кузьминов, Людмила Огородова, Лилия Щур-Труханович, Павел Лукша, Александр Адамский, Александр Асмолов, Кирилл Каем, Сергей Капков, Кенн Росс, Карсон Кан, Вадим Волков, Светлана Инфимовская и другие.

Всего 328 мастер-классов, 67 двадцатичасовых лабораторий, 40 лекций.

Итогом «Острова 10-22» станут более 100 сформированных вузовских команд и проектов качественных изменений университетов и регионов, трансформации образования, а также десятки соглашений о сотрудничестве и взаимодействии, подписанные учреждениями высшего образования с институтами развития и корпорациями в заключительный день.

Подробнее: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1624
источник
Научно-образовательная политика
Об «Острове 10-22» (краткая справка)

Интенсив организован Министерством образования и науки, Агентством стратегических инициатив, Фондом «Сколково», РВК, Университетом «20.35», организацией «Цифровая экономика» (АНО), Платформой НТИ при поддержке НИТУ МИСиС.

Тематические партнеры: Минэкономразвития, Минкомсвязь, Минпросвещения, МШУ «Сколково», ВШЭ.

Факультеты «Острова 10-22»: «Сквозные технологии», «Рынки НТИ», «Управление, основанное на данных (CDO)»,  «Гуманитарный», «Образовательные технологии», «Лаборатория новых форматов ДПО», «Экосистемы и урбанистика», «Технологическое предпринимательство и трансфер технологий», «Практики будущего».

Задача интенсива – создание и развитие команд, реализующих системные изменения в образовании, обеспечивающих технологический прорыв.

Команды будут решать прикладные задачи:

•  перестройки образовательных программ университета;

•  построения в городе и регионе экосистемы, обеспечивающей создание и вывод на глобальный рынок технологических продуктов;

•  преодоления технологических барьеров;

•  решения задач развития цифровой экономики;

•  разработки модели цифрового университета для апробации в 5+ вузах;

•  разработки ускоренных образовательных программ по специальностям для цифровой экономики для их апробации в 5+ вузах;

•  разработки и запуска вводного курса по искусственному интеллекту для 100+ вузов;

•  отработки заявки на получение статуса Научно-образовательных центров;

•  разработки сетевых программ Центров компетенций Национальной технологической инициативы в 20+ вузах;

•  запуска сетевых акселераторов в 30+ вузах;

•  разработки правил введения персональных траекторий развития технологических лидеров в 50+ вузах.

Подробнее: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1624
источник
Научно-образовательная политика
За ДПО – будущее!

На «Острове 10-22» одной из центральных образовательных лабораторий для вузовских команд станет трек по ДПО.

Новые форматы ДПО сегодня играют важную роль в «социальных лифтах» при подготовке кадровой элиты.

Не случайно одним из ключевых спикеров в программе трека выступит генеральный директор АНО «Россия - страна возможностей» Алексей Комиссаров.

Наши источники сообщают, что развитие ДПО в вузах вызывает особый интерес и в Администрации Президента, чьи представители посетят этот трек и пообщаются с руководством вузов-участников.

Мы попросили немного рассказать о программе трека Дмитрия Гужелю, советника руководителя Россотрудничества и победителя финала «Лидеров России».

НОП: Дмитрий, вы один из ключевых организаторов трека по ДПО на «Острове 10-22». Будем честны, сфера дополнительного и непрерывного образования в среднестатистическом вузе, как правило, находится на очень низком уровне развития.

Недавно мы по данному вопросу говорили с Министром Котюковым, и для него вопрос развития вузовского ДПО - важный приоритет, в т.ч. ввиду того отставания, которые в данном секторы демонстрирует подавляющее большинство вузов.

Расскажите, что вы и весь трек ДПО предложите университетским командам, которые приедут на "Остров"?

Дмитрий Гужеля:
ДПО среднестатического вуза, особенно регионального, действительно находится не в лучшем состоянии. Дело здесь в том, что многие университеты просто не задумываются о возможностях и рынках, которые находятся рядом с ними. Рынков много, они могут быть самые разные – от школьников до дополнительного образования взрослых, работа с педагогами, предприятиями, крупными заказчиками, работа в различных форматах и по различным направлениям.

В рамках «Острова» мы надеемся проговорить и проработать с вузами сразу несколько вещей:

Первая – дать им возможность взглянуть вокруг себя, увидеть эти рынки и научиться работать с ними.

Второе – сформировать правильные стратегии выхода на этот рынок и правильные программы, которые были бы наиболее востребованы на нем.

Третье – помочь вузам разобраться с различными форматами работы: не только очное обучение, к которому они привыкли, но и дистанционное, и различные формы смешанного обучения, соответствующие современным трендам и тенденциям.

И самое главное – четвертое –мы дадим полностью рабочие механизмы, которые будут пронизывать все стадии предстоящей работы по ДПО: анализ и выбор рынков, подготовка необходимых документов, формирование и трансформация внутренней структуры вузов, и основное – подготовка документов, которые позволят вузу внутри себя обеспечить выполнение этих задач. Далее мы научим вузы разрабатывать эти программы, апробировать их на малых группах, назначать правильную стоимость, использовать правильные механизмы, платформы и форматы, и после этого, в том числе, зарабатывать на этом деньги.

Вообще трек ДПО будет преследовать несколько глобальных целей:

Первая – это, конечно, научить вузы работать по-новому.

Вторая – дать вузам возможность получить дополнительные механизмы финансовой устойчивости своей деятельности, потому что за ДПО – будущее, мы это все прекрасно знаем.
источник
Научно-образовательная политика
​​Стартовал Всероссийский конкурс инженерно-управленческого кадрового резерва оборонно-промышленного комплекса России «Технолидер-2019». Его организатором выступает Союз молодых инженеров России при поддержке Военного инновационного технополиса «ЭРА».

Первый очный этап конкурса состоялся на площадке технополиса «ЭРА» в рамках международного военно-технического форума «Армия-2019». Ребята и девушки из «оборонки» представили свои проекты в области интеллектуальных военных систем для решения задач в интересах Вооруженных сил страны.

http://pda.mil.ru/pda/news/more.htm?id=12240238@egNews
источник
2019 July 09
Научно-образовательная политика
«Регуляторная гильотина» в образовании и науке

Премьер-министр Дмитрий Медведев  утвердил перечень органов власти и видов контроля, в отношении которых в первоочередном порядке будет осуществляться механизм «регуляторной гильотины».

В списке органов власти по линии науки и образования:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России)

Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России)

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

Виды контроля по ФОИВам, осуществляющим контрольно-надзорные функции:

Для Минобрнауки не специфицированы.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент):
Контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ.

Минпросвещения:
Контроль за деятельностью представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Рособрнадзор:
1. Федеральный государственный контроль качества образования.
2. Федеральный государственный надзор в сфере образования.
3. Лицензионный контроль за образовательной деятельностью (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
4. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции

http://government.ru/news/37293/
источник
Научно-образовательная политика
Уральский НОЦ - рост амбиций

Визит президента всегда поднимает региональные процессы на федеральный уровень. То же можно сказать и про амбиции губернаторов.

В Екатеринбурге на международной промышленной выставке «Иннопром-2019» губернаторы Свердловской, Курганской и Челябинской областей подписали соглашение о сотрудничестве по созданию НОЦ.

Базовой площадкой станет Уральский федеральный университет, а основными направлениями работы центра будут разработки в промышленности и ракетно-космические технологии. Всё это не ново и было ожидаемо.

Интересно другое - ранее Уральский НОЦ предполагалось создавать в рамках «регионального вектора», то есть за счёт средств и ресурсов участвующих регионов, университетов и научных организаций. И затем, при выполнении требований, сопоставимых с предъявляемыми к центрам в рамках нацпроекта «Наука», получить возможность претендовать на широкий спектр мер поддержки из федерального бюджета.

Теперь же в выступлениях официальные лица - например, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев - подчеркивают, что центр создаётся именно в рамках реализации нацпроекта «Наука». Таким образом, Уральский НОЦ претендуете на одно из оставшихся 10 мест.

Подобное повышение ставок однозначно связано с визитом президента Путина на Иннопром и его посещением Уральского федерального университета. Власти Свердловской области и ректор УрФУ Виктор Кокшаров явно стремятся извлечь максимальную выгоду из данных обстоятельств.

Безусловно, у проекта Уральского НОЦ много преимуществ. Он подразумевает межрегиональную интеграцию, причём два локомотива - Свердловская и Челябинская области - будут активно способствовать развитию Курганской. У центра достаточно четкий фокус работы и понятный круг участников.

Однако, общая политическая ситуация в Екатеринбурге - Свердловской области - Уральском федеральном округе (а также её контекст и последние события) весьма серьезно ослабляют лоббистский региона.

На данный момент представляется, что руководство регионов и УрФУ решило рискнуть и заявить о своих амбициях на самый высокий статус НОЦ. Однако, как показывает предыдущее развитие событий, все участники, в принципе, готовы и к «региональному» формату развития.

Подробности:
Кратко - https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/670387
Развёрнуто - https://urfu.ru/ru/news/27722/
источник
Научно-образовательная политика
Издание «Новый день» пишет, что стоимость обучения в российских вузах в Крыму в этом году выросла на 19%, достигнув почти 69 тыс. руб.

Лидером по темпам роста стал Крымский федеральный университет имени Вернадского — некоторые специальности там подорожали в 2-3 раза. Так, цена обучения на профиле «География» выросла в 51,6 тыс. руб. До 112,2 тыс.; «Юриспруденция» – с 83,2 тыс до 110 тыс; «Геодезия и дистанционное зондирование» – с 51,6 тыс до 140,1 тыс.

Больше всего заплатить придется за обучение в Севастопольском филиале МГУ — в наступающем учебном году цена обучения для вновь поступивших составит 295 тыс. руб. (на 50 тысяч больше, чем в прошлом году).

Меньше всего цены поднялись в Севастопольском госуниверситете — там цены поднялись в среднем на 5-15 тысяч, но, в отличие от других вузов, в СевГУ стоимость обучения возроса и для тех студентов, которые уже учатся в университете.
http://smbx.me/ffadV
источник
Научно-образовательная политика
Минобрнауки – международные векторы работы

За последнюю неделю произошло несколько важных событий по международным направлениям деятельности Министерства науки и высшего образования.

Традиционно активно развиваются отношения в научно-образовательной сфере с Германией. В конце прошлого года была подписана Дорожная карта сотрудничества в области образования, науки, научных исследований и инноваций.

А вчера в развитие буквы и духа этого документа прошла рабочая встреча первого заместителя Министра науки и высшего образования Григория Трубникова с генеральным секретарём Фонда имени Александра фон Гумбольдта Энно Ауфдерхайде.

Визит г-на Ауфдерхайде приурочен к мероприятиям в рамках празднования 250-летнего юбилея Александра фон Гумбольдта, которые Фонд организует совместно с РАН в Москве. Участие во встрече также приняли научный руководитель Института всеобщей истории РАН, Президент ГАУГН Александр Чубарьян, сотрудники Минобрнаук.

«В конце июня в Берлине в Федеральном министерстве образования и научных исследований Германии состоялось заседание Смешанной российско-германской комиссии по научно-техническому сотрудничеству. Уверен, мы можем говорить о новом этапе развития российско-германского научно-образовательного диалога. В декабре прошлого года наши министры подписали российско-германскую «Дорожную карту сотрудничества в области образования, науки, научных исследований и инноваций». 27 июня в Берлине дан старт имплементации этого документа», - подчеркнул Григорий Трубников.

Второй важный внешнеполитический вектор – это страны БРИКС. На прошлой неделе, 5 июля Григорий Трубников провел девятое заседание российского Совета по научно-техническому и инновационному сотрудничеству в рамках межгосударственного объединения БРИКС.

В состав Совета входят представители федеральных министерств и ведомств, ведущих российских научно-исследовательских организаций и университетов, академических сообществ и деловых предпринимательских кругов, а также эксперты из ключевых центров, специализирующихся на изучении вопросов развития БРИКС. Совет создан Минобрнауки с целью координирования действий по реализации мероприятий в сфере науки, технологий и инноваций, проводимых в рамках БРИКС.

Особое внимание участники заседания уделили обсуждению предстоящего председательства России в объединении БРИКС в 2020 году. В настоящее время Президентом Российской Федерации утвержден План мероприятий БРИКС на 2020 год и утверждена концепция председательства Российской Федерации в БРИКС/ Всего по линии науки, технологий  и инноваций Минобрнауки России будет проведено 14 мероприятий, из них 10 заседаний Рабочих групп БРИКС, два Форума (Водный Форум и Форум молодых ученых БРИКС), встреча Старших должностных лиц и следующая за ней встреча Министров стран БРИКС по науке, технологиям и инновациям.

По этому вектору, а также в рамках работы со странами Азии и АТР особенно выделяется сотрудничество с Китаем. В рамках развития отношений по линиям науки и высшего образования вчера (8 июля) состоялась встреча заместителя Министра науки и высшего образования РФ Марины Боровской и заместителя Министра образования КНР Чжун Дэнхуа.

Марина Боровская отметила особую важность двухсторонних образовательных обменов, совершенствования этих механизмов, а также заинтересованность вузов двух стран в совместной подготовке высококвалифицированных кадров.

Отметим, что китайский вектор отношений развивается также в рамках выраженной экспансии компании Huawei в научно-образовательной пространство Сибири – она выстраивает отношения с Новосибирским госуниверситетом и научными институтами Сибирского отделения РАН.

В целом, Минобрнауки проводит эффективную и сбалансированную работу в рамках реализации образовательной и научной дипломатии как необходимых компонентов применения «мягкой силы» России на международной арене.
источник
Научно-образовательная политика
Манифест научно-технологического прорыва

Во время своего выступления перед участниками II Глобального саммита по производству и индустриализации (GMIS) Владимир Путин озвучил ключевые идеи научно-технологического прорыва.

Он, безусловно, говорил от своего имени, с этими постулатами Путин уже сроднился и, естественно, согласен с каждой из высказанных идей. И при этом мы все помним, что ключевые концепции долгие годы сплетались в единый дискурс усилиями Михаила Ковальчука – президента Курчатовского института.

Слова, которые говорил президент, мы уже много раз слышали в разных форматах (от выступлений до авторских передач) из уст Михаила Валентиновича и его соратников.

Среди них (практически прямые цитаты и из речи, и из  «дискурса научной политики и научно-технологического прорыва»):

- проблемы генерации достаточного количества энергии для всех процессов цифровизации (инфраструктура хранения, обработки и передачи больших данных будут потреблять свыше 30 процентов всего мирового объёма электроэнергии);

- недостаточная эффективность альтернативных источников энергии, проблемы, связанные с их эксплуатацией и невозможность отказа от более знакомых методов энергогенерации, в том числе – атомной энергетики;

- природоподбные технологии (и термоядерная энергетика как яркий их пример);

- международный термоядерный реактор (ITER) как пример открытой международной научной кооперации;

- многоплановая работа междисциплинарного центра природоподобных конвергентных технологий Курчатовского института (впрямую упомянут Путиным);

- инфраструктура установок класса мегасайенс (нейтронный реактор ПИК, сеть синхротронов – создание установок в Новосибирске, Владивостоке и Протвино.

Отдельно президент отметил:

- основной формат работ – масштабные [комплексные] научно-технологические [научно-технические] программы [полного инновационного цикла] по приоритетным направлениям;

- важность сотрудничества бизнеса, государства и науки [а также, добавим, университетов и вообще образовательных систем] – привлечения компаний с государственным участием (т.е. и госкопрораций) и частного бизнеса;

- открытость России к многостороннему международному сотрудничеству в рамках реализации проектов мегакласса, особенно создаваемых на территории страны, и нацеленность на формирование максимально комфортных условий для научных коллективов, в том числе, международных;

- особую значимость создания необходимой правовой и регуляторной среды, делового и инвестиционного климата в этой сфере.

В речи президента отразились все компоненты научно-технологического прорыва, который должен позволить сформулировать ответы на ключевые вызовы (те самые «большие вызовы» из Стратегии НТР) – экологический, энергетический, продовольственный, цифровой и т.п.

Выступление Владимира Путина – это лишнее подтверждение полной поддержки, которую президент выказывает «группе прорыва» (а с научной составляющей тесно связана внутриполитическая через союз Ковальчуков и Кириенко), а также формулируемой и реализуемой ею научной и научно-технологической политике.

После этой речи мало у кого могут остаться сомнения, что основным центром формирования решений в области научной политики становятся две «атомные твердыни» - Курчатовский институт и Росатом, а также возглавляемое представителем «группы прорыва» Михаилом Котюковым Министерство науки и высшего образования.

Роль Российской академии наук окончательно смещается в сторону экспертизы, дискуссионной площадки и института реализации отдельных элементов научной дипломатии.

Виват, научно-технологический прорыв!

А выступление президента Путина достойно того, чтобы ознакомиться с ним в полном объеме, и это стоит сделать всем, кто имеет отношение к науке и научной политике: http://kremlin.ru/events/president/news/60961
источник
Научно-образовательная политика
К приезду Владимира Владимировича в УрФУ ФСО опломбировало абсолютно все двери в аудитории.
источник
Научно-образовательная политика
Крупный масштаб фундаментальной науки

На Официальном сайте для размещения информации о подготовке нормативных актов в понедельник 8 июля опубликован проект постановления правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий на проведение крупномасштабных фундаментальных научных исследований».

Это «перезапуск» 100-миллионых крупных проектов, которые являются правопреемниками программ президиума РАН. Реализация данных исследований будет проходить в рамках госпрограммы «Научно-технологической развитие Российской Федерации» и Программы фундаментальных научных исследований, которую вскоре должна представить Академия наук с тем, чтобы она заработала с 2021 года. С того же времени начнется и предоставление данных грантов в форме субсидий.

Также в рамках федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» национального проекта «Наука» запланировано мероприятие по отбору для проведения на российских уникальных научных установках не менее 5 масштабных научных проектов мирового уровня, с объемом финансирования 100 млн. руб. в год, каждый, обеспечивающих решение ключевых исследовательских задач в мировой научной повестке, направленных на получение новых фундаментальных знаний, необходимых для долгосрочного развития страны, в том числе для обеспечения готовности к большим вызовам, еще не проявившимся и не получившим широкого общественного признания.

Собственно говоря, обоих этим крупным проектам и посвящен проект постановления Правительства и вводимые им Правила.

Документ предполагает выделение следующих понятий:

Крупный научный проект – это «перезапущенные» проекты Президиума РАН с финансированием до 100 млн. руб. ежегодно, которые отбираются с целью реализации ПФНИ. Срок реализации – 3 года с возможностью продления еще на 2. Отбираются с участием экспертов РАН.

Масштабный научный проект мирового уровня – предполагает финансирование ровно в 100 млн. руб. ежегодно и должен проводиться на УНУ в рамках реализации мероприятия нацпроекта «Наука». Срок реализации – 3 года. Отбираются с участием ведущих зарубежных экспертов и экспертов РАН. Впрочем, порядок отбора иностранцев для экспертизы также устанавливает Академия.

В целях формирования тематик проектов и критериев конкурсного отбора проектов Минобрнауки создает экспертный совет по крупномасштабным фундаментальным научным исследованиям, состоящий из представителей, в том числе РАН.

В пояснительной записке отдельно подчеркивается роль РАН в вопросах координации фундаментальных научных исследований (в том числе, через ПФНИ), чем и обосновывается ее привлечение на всех стадиях формирования и отбора проектов.

Данный документ (после его доработки и принятия) станет одним из основных в рамках реализации траектории на выделение крупных и бюджетоемких проектов и программ. Ключевым элементом для их реализации является Программы фундаментальных научных исследований, которую в рамках Стратегии НТР и соответствующей госпрограммы должна разработать Российская академия наук. Пока что РАН в парадигме старой программы, а новая будет готова лишь к 2021 году. Это, в принципе, не столь и правильно, поскольку весь комплекс новых документов – от Стратегии и госпрограммы до нацпроекта «Наука» выдержаны уже в совершенно иной и новой логике. Академии стоило бы оперативнее пересмотреть свои подходы и подготовить новый проект ПФНИ. Предварительные наработки пока что не выдерживают никакой критики.

С другой стороны, эту работу все же логичнее начинать уже после осенних выборов в Академию, когда станет более явным соотношение сил различных групп и группировок внутри РАН.

Однако, отсрочка до окончания срока действия ныненшних программных документов по фундаментальным исследованиям (31 декабря 2020 года) мало кому видится логичным, однако, руководство Академии наук продолжает придерживаться подхода «новая ПФНИ с 2021 г.».

https://regulation.gov.ru/p/92933
источник
Научно-образовательная политика
Друзья, мы подошли к отметке в 8’000 подписчиков! - она далась нам заметно тяжелее. Спасибо, что читаете неофициальный канал о «Сколково» @skolkovoleaks. По традиции представляем коллег, которых любим и читаем:

Научно-образовательная политика @scienpolicy - зубодробильный канал много о чем, что пересекается с наукой и образованием в самых неожиданных местах

Русский венчур @rusven - им удается писать все о венчурных инвестициях раньше всех

The Edinorog @Theedinorogblog - всё о мифических животных в мире стартапов

Нецифровая экономика @antidigital - теперь уже совсем неанонимно о донах цифровой экономики

Канал @kedr2earth профессора МФТИ Юрия Аммосова обо всём научном и не только

IQ квартал @IQkvartal пишут про все, что нам интересно

Бойлерная @boilerroomchannel - о важном в политике и бизнесе можно услышать здесь

Дмитрий Блинников @tv_gramrbc - телевизионный мастер РБК по обзору telegram-каналов

Конечно Незыгарь @russica2 и Караульный @karaulny. Куда без этих монстров?

Любим всех - Ваши @skolkovoleaks!
источник
Научно-образовательная политика
За день сегодняшний:

Во время встречи с Путиным стало плохо студентке УрФУ. Реакцию Путина смотрим на видео. Из зала вышла Татьяна Голикова оказывать помощь. Вот если бы встал Путин и помог бы или хотя бы подошел и уточнил бы, все ли хорошо...

Но судьба дала ему второй шанс.

Когда кортеж президента покидал комплекс зданий университета, одна из студенток попыталась перебежать  дорогу и попала под AURUS. К счастью, кортеж только набирал скорость и девушка отделалась легким испугом. Президент вышел из машины, поинтересовался все ли с ней в порядке. После утвердительного ответа, вернулся и кортеж продолжил движение.

Исправился...

t.me/dimsmirnov175/6153
источник