Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 July 02
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Уважаем Леонида Давыдова, но непроработанные попытки завуалировать в данном рейтинге заказную публикацию отдельных игроков высшей школы заставляют нас дать этот комментарий.

Вы это серьёзно про RAЕХ и рейтинг Forbes?

Похвальна попытка подсветить отдельные успехи по питерском треку - но на ПМЭФ было подписано около 100 (ста) важнейших соглашений вузов с регионами, российскими и зарубежными компаниями, а упомянутый мэтром политологии документ не то, что не тянет на топ событий в образовании на уровне России, но даже на топ-10 в рамках аналогичных подписаний на ПМЭФ.

Защита студентами РАНХиГС в качестве стартапов видите событием месяца? Тогда, может быть, стоит развить тему и рассказать что этому "хиту" в РАНиХГС уже несколько лет, и практикует его команда проректора Комиссарова с известной экстраполяцией и в "Лидерах России"? А сами стартапы как формат защиты используются как минимум с 2015 года более чем в 10 вузах.

В то же время, в ТОП-25 не вошли многие действительно знаковые события, о которых говорил в том числе Президент. Например, Коллегия Минобрнауки по НОЦ первой волны, утверждение программы "Острова 10.22", основная волна ЕГЭ и старт приемной кампании, дебаты о количестве бюджетных мест в вузах, парламентские слушания "О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации", где блистала министр Ольга Васильева. Но об этом есть кому написать в Телеграме кроме Давыдова.

Ну, а что не так?

https://t.me/DavydovIn/2625
Telegram
Давыдов.Индекс
Топ-25 событий июня 2019 года в сфере образования

1.  Подготовка в Госдуме законопроекта, который позволит студентам без педагогического образования работать в школе.
2.  Поддержка Рособрнадзором предоставления дополнительных льгот при поступлении в вузы победителям «Диктанта Победы».
3.  Обращение МГУ в правительство о выделении из федерального бюджета 10 млрд рублей в 2019-2022 годах на проектирование и строительство центра «Воробьевы горы».
4.  Инициатива Федерального института педагогических измерений разрешить на ЕГЭ и ОГЭ по гуманитарным предметам пользоваться интернетом.
5.  Проект постановления правительства, в котором предлагается внедрить в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.
6.  Предложение Анны Кузнецовой проводить во всех общеобразовательных школах уроки для детей и родителей о первоочередных действиях при пропаже людей.
7.  Введение ФСБ РФ дополнительных экзаменов для абитуриентов при  поступлении в ведомственные вузы.
8.  Вхождение 25 российских…
источник
Научно-образовательная политика
У "Научно-образовательной политики"  есть большое желание добавить "Территории смыслов" дополнительных смыслов - по этой причине мы примем в ней участие и как публичные спикеры мероприятий ТС, и как участники закрытых дискуссий и встреч.

https://t.me/youthpolicy/879
Telegram
НОП - Молодежь и соцлифты
В текущем году с форумом «Территория смыслов» произошли две важные интеграционные трансформации, которые, безусловно, повысят уровень качественных изменений его участников. Нельзя не отметить релокацию форума на площадку Мастерской Управления «Сенеж», возглавляемую Алексеем Каспржаком. Идея Мастерской Управления — создание «Артека» для взрослых, то есть в системной работе по развитию элит, причём, как уже существующих, так и вновь образованных, в том числе прошедших фильтр социальных лифтов. Сам Алексей Каспржак считается человеком крайне щепетильным в отношении создания пространств развития и работы с дизайном мышления. Вторым интеграционным вектором является усиление форума технологиями и экспертами Высшей школы экономики — единственного российского вуза вошедшего в рейтинг Times Higher Education, основного проводника образовательных и цифровых изменений в российском пространстве.
Таким образом, у «Территории смыслов» есть все шансы стать центром компетенций и планирования для развития управленческих молодежных…
источник
Научно-образовательная политика
Реальные проблемы, а не фантом

Одной из ключевых проблем с экспертизой, проводимой РАН, являются опасения в том, что она не является полностью непредвзятой. Многочисленные заявления руководства Академии и рядовых ее членов дают основания полагать, что до сих пор научные академические институты считаются «своими» (и их надо максимально притянуться назад к РАН). Этот факт уже позволяет сказать, что отношение к институтам и университетам в рамках экспертизы является различным.

Академическим сообществом – в лице газеты «Поиск» - была предпринята неуклюжая попытка замылить наличие данной проблемы и явно «перевести тему». Это было проделано в статье с заглавием «Фантом конкуренции» и подзаголовком – «У вузов нет основание не доверять экспертизе РАН».

В качестве основного собеседника был выбран ректор Новосибирского государственного технического университета Анатолий Батаев. И уже здесь явно видна натянутость аргументов сторонников РАН. Новосибирск – это особый случай: близость (как территориальная, так и научно-образовательная) университетов, институтов, Сибирского отделения РАН, наличие Академгородка как стягивающего и интегрирующего фактора.

Однако, даже в этой тепличной ситуации вылезли проблемы, основная из которых – очень длительный срок проведения экспертизы. А самое главное – ректор Батаев вынужден был признать, что опасения о кризисе доверия и перекосе экспертизы в сторону академических институтов действительно существуют и активно озвучиваются представителями университетов. После этих слов уже не столь важно, что лично у НГТУ все в порядке с отношениями и с научными институтами, и с СО РАН. Поскольку проблемы универсальны, а «нет оснований не доверять» - только лично у г-на Батаева

«Следуя давней традиции выслушивать обе стороны» журналистка Ольга Колесова позвала – нет, не представителя университета, который бы критиковал экспертизу РАН (а таковых среди и столичных, и провинциальных ректоров и высших вузовских управленцев очень много). Дали слово представителю Сибирского отделения РАН Дмитрию Марковичу.

И вот он-то и произнес сакраментальное:

– На мой взгляд, все «страсти по экспертизе» – своего рода фантомные боли, оставшиеся от тех лет, когда вузы и академические институты часто сталкивали лбами, скрупулезно подсчитывая, за чей счет идет рост публикаций в стране.

Проблема, как мы уже часто писали, не в том, что сталкиваются лбами научные институты и вузы, а в явной предвзятости Академии наук. Ее экспертиза явно благоволит научным институтам и избыточно критична к вузовским тематиками и отчетам. Это факт, который нам подтвердили и в РАН, и в ведущих университетах страны.

И вот эти перекосы как раз и вызваны фантомными болями Академии наук, которая все никак не может свыкнуться с тем, что институты и вузы равноправны и подведомственны Минобрнауки. Самая большая проблема – многие академики до сих пор не в силах понять, что во многих вузах наука не слабее, чем в научных институтах, а в ряде случаев – даже сильнее.

Стоит отметить, г-н Маркович сказал также очень правильные и важные слова: «Начался правильный и логичный, по моему мнению, процесс подведения единой основы под формирование государственного задания».

Однако, проблема как раз в том, что основа едина, но не одинакова для двух основных групп участников. Академия никак не равноудалена от вузов и научных институтов, потому и не может претендовать на роль арбитра.

И это еще мы говорим пока о подведах Минобрнауки – что будет с сельскохозяйственными или медицинскими вузами (а также – научными организациями), нам еще только предстоит узнать. Равно как и с университетами правительственной подведомственности – с ними (как и с другими ФОИВами) пока что даже не заключены соглашения.

В итоге, по тексту публикации мы видим явную подмену проблем – акцент смещен на некий «конфликт научных институтов и вузов», а последняя часть статьи (чуть не половина) – это дифирамбы Новосибирску и Академгородку, их вузам и научным институтам.

https://www.poisknews.ru/news/fantom-konkurenczii-u-vuzov-net-osnovanij-ne-doveryat-ekspertize-ran/
источник
Научно-образовательная политика
Завтра, 3 июля 2019 года в 13:00 в Зале славы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе Помощник Президента РФ Анатолий Серышев вручит дипломы выпускникам 2019 года Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первого казачьего университета) – головного вуза и региональных филиалов. Студенты-казаки (в общей сложности более 350 человек) также получат погоны.

В мероприятии также примет участие руководитель Федерального агентства по делам национальностей России Игорь Баринов.
источник
Научно-образовательная политика
Хотим обратить внимание руководства Минобрнауки России и ректорского сообщества на позорнейшее письмо RAЕХ (Рейтинговое агентство "Аналитика"), которое именем Владимира Путина и Татьяны Голиковой "разводит" вузы на спонсировение своего "РАЭКС-аналитика".

Всего за 1,4 млн рублей вы войдёте в рейтинг от мусорного ООО с капиталом 20 000 рублей и массовым юридическим адресом, который опустит вас на самое дно мировых рейтингов университетов.

Правда, вы там будете в неплохой компании тщеславных коллег.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Оформлено Постановление Президиума РАН по вопросам, связанным с Высшей аттестационной комиссией.

Кратко:
1.  Переподчинить ВАК от Минобрнауки Правительству.
2.  Согласовывать состав Комиссии с РАН.
3.  Приостановить расширение списка организаций, имеющих право самостоятельно присуждать ученые степени, до момента обобщения опыта.
4.  Рекомендовать Пленуму ВАК активнее использовать экспертный потенциал РАН, в частности членов Комиссии по противодействии фальсификации научных исследований, приглашать их на заседания президиума и экспертных советов.

Обращается со своими инициативами Академия в Правительство. Довести свое мнение хочет до Совета при Президенте по науке и образованию. Ставить в известность ни ВАК, ни Минобрнауки РАН не собирается.

Конфликт РАН + Диссернет vs ВАК + Минобрнауки продолжает развиваться.
источник
2019 July 03
Научно-образовательная политика
Виктор Садовничий возглавляет МГУ уже 27 лет. Но в этом году, если власти не решат менять законодательство, его срок истечет, и он покинет пост. Рассказываем про ректора главного вуза страны:

- Садовничий всегда умел выстраивать отношения с властью. В 2009 году, когда истекал срок его ректорских полномочий, он стал научным руководителем дочери президента Катерины Тихоновой. По совпадению тогда под Садовничего поправили законодательство, и он остался ректором.

- У ректора МГУ есть участки на Рублевке и в Истре, а расположены они рядом с домами высоких чиновников. В кооперативе «Марина» на Рублевке он соседствует с дочерью Сергея Лаврова Екатериной Винокуровой, а в поселке Зеленково, где у него 75 соток, есть участки у Татьяны Голиковой и бывших замов главы Росимущества — Людмилы Придановой и Юрия Медведева. Кстати, там живет и сын бывшего главы Росимущества Валерия Назарова Андрей.

- Дочь самого Садовничего Анна входила в совет директоров банка РПЦ «Пересвет», который называли «подконтрольным» ему и патриарху Кириллу.

Читайте портрет Виктора Садовничего, математика, который не просчитался >>
источник
Научно-образовательная политика
Деятельное наблюдение

Вчера в Москве прошло очередное заседание Ассоциации "Глобальные университеты". Основной темой дискуссии стала деятельность наблюдательных советов вузов.

Не секрет, что набсоветы состоят из разного калибра начальников, лояльных ректору вуза, и, соответственно, помогающих ему управлять коллективом.

Вместе с тем, подавляющее число набсоветов играет декоративную функцию, отыгрывая "галочку" в образовательном законодательстве. В силу того что их членами являются члены Правительства, губернаторы, руководители крупных компаний - это люди крайне занятые и часто участвующие в работе набсовета вуза лишь формально.

При этом, в настоящее время масштаб и структура задач любого университета переживают коренные изменения: в условиях реализации нацпроектов административно-управленческие возможности членов набсовета выходят на первый план.

Ряд вузов уже активно использует таких лоббистов - например, в рамках формирования НОЦ. В то же время большинство пока использует потенциал членов набсоветов не более чем на 10%.

Напомним, первые наблюдательные советы в российских вузах появились при экс-министре Ливанове.

Вчера в Высшей школе экономики собрались представители университетов именно с целью пересмотреть полномочия наблюдательных советов.

По мнению ведущих вузов страны, потенциал наблюдательных советов используется в недостаточной мере. В основном законодательство включает решение формальных вопросов организационного и имущественного характера. Возможность участия указанного органа в принятии стратегических решений, по сути, не предусмотрена. Но именно участие в такого уровня вопросах предполагали главы крупных корпораций, когда принимали решение о вхождении в наблюдательный совет того или иного вуза.

По итогам встречи принято решение закрепить полномочия наблюдательных советов по решению следующих стратегических вопросов:

1. Рассмотрение программ развития вузов и мониторинг их исполнения.
2. Разбор инновационных и инвестиционных программ.
3. Представление учредителю предложения о кандидатурах на должность ректора, о досрочном прекращении полномочий ректора, проведение оценки деятельности ректоров.

Для того, чтобы данные предложения стали реальностью, необходимо внести изменения в статьи 26 и 102 Закона «Об Образовании».

Будем ждать, что скажет на этот счёт Минобрнауки.

Понимая в целом, что вопрос уже "перезрел", между собой члены Ассоциации делились опасениями (больше других представители ИТМО и КФУ), что контрольно-ревизионные органы в свете планируемых изменений будут более "жестко" проверять вузы, особенно в имущественных вопросах.

Также участников встречи удивило предложение и.о. ректора СФУ Колмакова, который настоял, чтобы у наблюдательного совета была возможность предлагать не одну кандидатуру на пост ректора, а несколько.

В новой управленческой реальности реализации нацпроектов и объективного повышения роли (образовательной, социальной, политической) университетов наблюдательные советы, очевидно, должны играть более активную роль. Главной задачей является соотнести состав, готовность членов набсовета к активной работе и реальные потребности вуза.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Продолжаем знакомить вас с программой "Острова 10.22".

Публикуем презентацию Факультета управления, работу которого готовят команды АСИ, Института образования ВШЭ, Университета 20.35, Сколтеха и Европейского университета.
источник
Научно-образовательная политика
Третий управленческий поток

Продолжается обучение третьего набора слушателей курсов высшего кадрового резерва, который получил название «школа губернаторов». Стоит сразу подчеркнуть, что это школа не только губернаторов, а в целом –управленцев топ-уровня для федеральных и региональных органов власти.

«Школа губернаторов» является высшей ступенью социальных и профессионально-управленческих лифтов, которые созданы командой Сергея Кириенко и Алексея Комиссарова. База – это созвездие конкурсов и мероприятий на платформе АНО «Россия – страна возможностей». В их рамках отбираются лучшие лидеры, а также проекты и практики, которые возможно подвергнуть «упаковке» для продуктивного тиражирования.

Основным социальным лифтом и профессиональным конкурсов для управленцев являются «Лидеры России», которые в этом году выдержали второе издание.

Венчает всю эту систему – интенсивная подготовка управленческой элиты страны в «школе губернаторов».

Новацией третьего потока стало участие представителей силовых структур – именно за их отсутствие часто критиковали ранее и «школу губернаторов» и «Лидеров России». Всего в нем, как сообщает РБК около 70 человек, которые представляют различные органы власти – федеральные и региональные, в том числе, несколько врио губернаторов, Администрацию Президента, партии.

Подобный разносторонний состав позволяет охватить все ключевые сферы госуправления и благодаря выпускникам создать «точки профессионального роста», задать ориентиры для других управленцев.

Большое внимание в рамках подготовки уделяется вопросам цифровизации и научно-технологического прорыва. Это видно по составу части лекторов, который приводит РБК, «директор ФНС Михаил Мишустин, президент Курчатовского центра Михаил Ковальчук и президент Сбербанка Герман Греф».

Основная задача программы, как приводит РБК слова Алексея Комиссарова из прошлогоднего интервью – воспитание новой управленческой элиты.

Метазадача - это накопление критической массы управленцев новой формации с единым оргуправленческим мышлением и восприятием административно-политических процессов. Это позволяет сформировать клубную культуру руководителей, которая делает возможным более непосредственное, прямое и эффективное сетевое взаимодействие. В итоге улучшается управленческая связанность регионов, отраслей и ведомств.

А при накоплении нужного количества руководителей с новым типом мышления и включенных в сетевое взаимодействие друг другом должна начаться неизбежная качественная перезагрузка всего управленческого корпуса страны в различных областях и сферах. Поскольку выпускники «школы губернаторов», победители «Лидеров России» и других профессиональных конкурсов и социальных лифтов являются носителями принципиально и качество иной управленческой культуры.

Формирование единого управленческого мировоззрения, основанного на эффективности и качестве работы тесно связано с ротациями. Именно единая качественная методологическая база должна позволить назначенцам быстро входить в курс дела и включаться в процессы на новом месте работы, но вместе с тем это обогащает их компетенции и создает уникальных руководителей с компетенциями в нескольких сферах администрирования.

Постепенно руководителям высшего уровня прививается культура поступательного и непрерывного повышения своей квалификации, а также участия в профессиональных конкурсах. Для команд университетов схожей «прокачкой и акселератором» будет выступать стартующий 10 июля «Остров 10.22».

https://www.rbc.ru/politics/02/07/2019/5d19e7989a79474cf8dec64f
источник
Научно-образовательная политика
Синхротронно-нейтронный прорыв (1/2)

Одним из ключевых элементов научно-технологического прорыва (в том числе, нацпроекта «Наука» и госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ») являются установки класса megascience – особо крупные и мощные, нацеленные на получение результатов мирового уровня.

«Сейчас в рамках программы мегасейенс у нас начинается строительство целого ряда мощных объектов <...> Эта программа приведет к тому, что у нас появится центр синхротронный в университете на острове Русский, второй - в Сибири, и центры в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Речь идет и о нейтронных центрах, и о синхротронных, и об ускорительных», - рассказал ТАСС президент Курчатовского института Михаил Ковальчук.

Синхротроны могут быть использованы для широкого спектра работ – от фармацевтики до ядерной медицины, от изучения свойств материалов до комплексного развития природоподобных технологий.

Отдельно стоит отметить, что синхротроны распределены по территории страны – КИСИ-4 (Москва), ИССИ-4 (Протвино), СКИФ (Новосибирск), РИФ (Владивосток). Это позволяет выровнять исследовательские возможности различных регионов и разнообразить набор зарубежных клиентов-партнеров. Всё это будут синхротроны четвертого поколения, а также поколения 4+ (СКИФ), то есть – самые передовые установки в мире. Об этом еще раз недавно заявила вице-премьер Татьяна Голикова.

Помимо собственно синхротронов (строящихся и модернизируемых) в сеть megascience входят:
- реактор ПИК (Гатчина, Ленинградская область), который, как сообщает Индикатор, должен заработать на полную мощность к 2023 году, что позволит России закрепиться на передовых позициях в области нейтронных исследований, а на какой-то период занять практически монопольное положение в них;
- ускорительный комплекс (коллайдер) NICA в Объединенном институте ядерных исследований (Дубна, Московская область);
-проект электрон-позитронного коллайдера Супер С-тау фабрика (Новосибирск).

Первый – одно из любимых детищ Михаила Ковальчука, второй – обожаемый проект первого замминистра науки и высшего образования Григория Трубникова. Оба - включены в нацпроект «Наука».

Мегаустановки – это уникальные концентраторы кадров, идей и ресурсов. От стадии проектирования через строительство к эксплуатации они всерьез изменяют научный ландшафт не только России, но и всего мира. В частности потому, что подавляющее большинство из них уникальны. Новый возможности требуют постоянной подготовки кадров, а также постановки амбициозных научных задач. Не менее важен вклад мегаустановок как локомитовов не только научно-технического прогресса, но и социально-экономического развития территорий, где они расположены.

Координацию программы меганауки осуществляет Курчатовский институт – именно он будет главной научной организацией в рамках создаваемый в настоящий момент Федеральной научно-технической программы синхротронных и нейтронных исследований.

Помимо создания собственных установок, как заявил Михаил Ковальчук: «Мы сегодня стали официальными участниками всех крупнейших проектов: являемся четвертым по количеству акций участником европейского центра синхротронного излучения (ESRF), вторым по вложенным средствам участником европейского рентгеновского лазера на свободных электронах (XFEL), вторым после Германии участником ускорителя на тяжелых ионах в Дармштадте (FAIR), полноправным партнером в создании ITER (проект международного экспериментального термоядерного реактора)».

Это означает, что Россия будет одним из мировых лидеров в синхротронных и нейтронных исследованиях, а также занимать место в первом эшелоне в исследованиях на коллайдерах.
источник
Научно-образовательная политика
Синхротронно-нейтронный прорыв (2/2)

Безусловно, предстоит решить множество проблем – это относится к части создания российской инфраструктуры меганауки. Грамотно спроектировать установки или их модернизацию, качественно произвести и установить уникальные компоненты, а предварительно – найти и подготовкить достаточное количество высококвалифицированных инженеров; а далее – к моменту готовности установок и ввода первых пользовательских станций (это относится к синхротронам) должны быть готовы и программы исследований, и коллективы, и молодые ученые, способные придумать достойные задачи для решения на этих научных мегамашинах.

В одиночку Россия вряд ли сможет дать ответ на технологические и научные вызовы, которые ставят создание и дальнейшая работа подобных устройств. Именно поэтому, как заявил первый замминистра науки и высшего образования Григорий Трубников: «Мы приглашаем к участию в проектировании и сооружении и эксплуатации этих инфраструктур наших зарубежных партнеров. Все эти элементы инфраструктуры [междисциплинарные научные центры на базе всех установок megasciece] изначально предполагают международный формат».

Отдельной задачей будет выстраивание единой программы исследований (за это и будет отвечать ФНТП синхротронных и нейтронных исследований под руководством Курчатовского института), синхронизация работ, обмен информацией, результатами экспериментов и опытом, постоянная академическая мобильность между центрами.

«Источники, эти междисциплинарные центры, должны не конкурировать друг с другом, а быть комплиментарны друг другу, поэтому научные программы этих центров должны работать исключительно в прорывной исследовательской повестке мирового уровня. Все эти центры должны работать в виде организованной распределенной исследовательской сети с обменом полученными данными с активным взаимодействием персонала, пользователей и научных программ», - сказал Григорий Трубников.

У программы мегаустановок, тем не менее, есть немало критиков. В частности, на недавно прошедшей пресс-конференции Профсоюза РАН было высказано много нелестных замечаний в адрес госполитики по этому вектору. В частности, Виктор Калинушкин, заведующий лабораторией Института общей физики РАН им. А. М. Прохорова., высказал мнение всего Профсоюза, что «дополнительные деньги, которые выделяются в рамках нацпроекта, выделяются на решение важных, но локальных задач». К ним он причислил и мегаустановки.  А вице-президент РАН Юрий Балега вообще назвал «однобокими вложениями» и участие в крупных международных проектах, и создание собственных мегаустановок. Прозвучала даже формулировка «местечковый megascience».

Ну что ж, видимо, научно-технологический прорыв разделит научное сообщество на две группы – тех, кто будет использовать возможности, и тех, кто не в состоянии адекватно оценить открывающиеся перспективы.

Безусловно, меганаука сейчас не исчерпывается синхротронами, реакторами и коллайдерами – и Россия ни в коем случае не должна на них замыкаться, сколь сильными бы ни были позиции физиков в научной политике.

Существуют соответствующие проекты в астрономии, генетике и многих других областях. России в обязательном порядке необходимо интегрироваться в подходящие нам международные мегапроекты, а также инициировать собственные. В частности, стоит отметить, что Курчатовский институт и его президент Михаил Ковальчук смотрят на научный прогресс весьма широко – в центре внимания оказываются и медицина, и фармацевтика, и конвергентные, и НБИКС (нано-био-инфо-когнитивно-социогуманитарные) технологии. Все это под эгидой вектора на переход к природоподобию по всем направлениям научно-технологического развития.

Меганаука – это один из ключевых локомотивов прорыва, причем не только его научно-технологической, но и социально-экономической составляющей. Однако, она требует мегаусилий и мегаресурсов. Именно это и предусматривает вектор развития, который задают нацпроекты.
источник