Трансформация ВАК – qui prodest?
Вчера на Президиуме Академия наук
высказала свою позицию в вопросе о статусе Высшей аттестационной комиссии:
1. ВАК должен стать вневедомственным органом в прямом подчинении Правительства.
2. Состав ВАК (включая Президиум и председателя) должен согласовываться Академией.
3. Приостановить расширение перечня организаций, имеющих право самостоятельного присуждения ученых степеней, до того момента, как будет проанализирован опыт.
Если кратко, то позиция РАН сводится к следующему:
1. ВАК переходит под полуформальный контроль РАН.
2. Минобрнауки лишается как самой Комиссии, так и какого-либо контроля за ней.
3. ВАК в максимальной степени сохраняет монополию на присуждение ученых степеней.
Вместе с тем президент РАН Александр Сергеев сумел отбить предложение «Клуба 1 июля» о подчинении ВАК Академии – это действительно было бы чрезвычайно сложно с организационно-управленческой точки зрения.
Кому выгоден возможный новый статус ВАК?
1.
РАН – главный выгодоприобретатель. В различных формах будет осуществлять «кураторство» ВАК в ее самостоятельном плавании, поскольку сама по себе Комиссия не сможет выжить в прямом правительственном подчинении. Здесь РАН во главе с президентом Сергеевым, конечно, учла опыт Рособрнадзора. Только не тот, озвученный – что над- и вневедомственный орган только и может непредвзято оценивать работу подведов различных ФОИВов. А иной – элитно-групповой, ведь Рособрнадзор во главе с С. Кравцовым, повысив свой статус до прямого правительственного подчинения, начал метаться из стороны в сторону, а в итоге вошел в союз РАН-РАО-МГУ. То же будущее желают в Академии и ВАКу.
2.
Минобрнауки – несет основные потери. Переподчинение ВАКа Правительству приведет к полному переформатированию целых направлений работы. Кроме того, Министерство лишится части полномочий – впрямую прописанных в нормативных актах или подразумеваемых.
Задачей Министерства на настоящий момент является обеспечение эффективной работы наличной системы, чтобы затем аккуратно подходить к ее трансформации. Контуры которой очевидны – расширение числа организаций, которые получают право самостоятельного присуждения ученых степеней. Постепенно и иные функции ВАК могли быть растворены по Советам с участием общественным организаций, экспертных комиссий и т.п. Напомним, в первой версии нового закона «О науке…» ВАК вообще преобразовывался в Высшую квалификационную комиссию, чьими функции были регистрация, контроль и площадка для апелляций и разбора спорных случаев.
3.
ВАК – ситуация с самой Комиссией достаточно спорная. Повышение статуса автоматически уберет ту защиту, которой Комиссия уже многие годы пользуются со стороны Министерства. В первую очередь это важно в межведомственных играх и тектонических движениях элитных групп.
И совершенно неясно, насколько счастлив от перемен будет нынешний председатель ВАК Владимир Филиппов. Хотя руководство Академии в один голос твердит, что новый статус Комиссии может быть прописан только в новом законе «О научной и научно-технической деятельности», а к тому момент состав ВАК сменится, но эпоха трансфера означает быстроту решений по структурным вопросам.
4.
Диссернет – скорее в проигравших. Сопредседатель сообщества Михаил Гельфанд напрямую заявил, что переподчинение ситуации не изменит. Необходимо соблюдать ротацию и выводить из состава ВАК людей с запятнанной репутацией. А с Минобрнауки (замминистра Григорием Трубниковым) работу можно выстроить проще и эффективнее, чем гипотетически с вице-премьером Татьяной Голиковой.
Итог. РАН никак не может умерить свои аппетиты. Вместо отладки механизма работы по основному направлению деятельности – экспертизе, Академия начинает влезать в политику. Конечно, никто ее слушать не обязан, но подобное нарушение правил игры – огромный минус для нынешнего руководства РАН и перспектив Академии на дополнительные статусные или финансовые блага.
https://www.kommersant.ru/doc/4012229