Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 July 03
Научно-образовательная политика
НИУ – предварительные итоги

В минувшую пятницу, 28 июня, в Минобрнауки России состоялось заседание Совета по оценке эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет».

На заседании были рассмотрены итоги реализации программ за 2018 год и вопросы дальнейшего развития НИУ.

«В 29 вузах, которым присвоена данная категория, обучается 12% всех российских студентов, по программам магистратуры – почти 20%. Более 40% иностранных научно-педагогических работников, работающих в системе высшего образования, приходится на национальные исследовательские университеты. Кроме этого, именно эти вузы во многом обеспечивают присутствие России в глобальных рейтингах университетов, в том числе и в высших диапазонах как институциональных, так и предметных рейтингов», - рассказала председатель Совета, заместитель Министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская, отметив значительный вклад национальных исследовательских университетов в развитие системы высшего образования.

Результаты анализа отчетов о реализации программ развития национальных исследовательских университетов в 2018 году представила членам Совета заместитель председателя Совета, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Екатерина Бабелюк. Она уточнила, что действие программ развития 14 национальных исследовательских университетов уже завершилось, а у остальных истекает в текущем году.

Директор Департамента проектной деятельности Минобрнауки России Андрей Зарубин отметил, что дальнейшее развитие сети национальных исследовательских университетов предусмотрено в рамках реализации национального проекта «Образование», при этом до конца 2020 года должен быть разработан и внедрен механизм присвоения и регулярного подтверждения присвоенной категории «национальный исследовательский университет».

Также с докладами о возможностях развития национальных исследовательских университетов и подходах к оценке их деятельности выступили приглашенные эксперты: ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов и ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Стриханов.

В ходе обсуждения члены Совета сошлись во мнении, что система оценки нуждается в корректировке с учетом целей национальных проектов «Образование» и «Наука» и более значимом акценте на результатах научной и инновационной деятельности НИУ. Совет рекомендовал Минобрнауки России провести дополнительную верификацию данных, предоставленных национальными исследовательскими университетами в отчетах о реализации программ развития, с учетом данных мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, а также провести детальный анализ причин недостижения отдельными университетами плановых показателей.

https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1593
источник
Научно-образовательная политика
Гораздо интереснее изучить методичку Фонда эффективной политики Глеба Павловского по этим выборам Ельцина.

До кое-каких приемов нынешние политтехнологи только-только доросли. А предусматривалась и работа с ЛОМами, и генерация волн слухов (с регулярной подкачкой, чтобы не затухли), и многое другое.

И заметьте, тогда не то, что Телеграма, Интернета толком не было. Только традиционные СМИ и сарафанное радио.

А то посмотрели мы тут всей редакцией рекомендации Высшей партийной школы «Единой России», как кандидатам быть ближе к избирателям,и подумали – насколько же измельчала нынче фантазия на политическом поле.

https://t.me/kshulika/6128
источник
2019 July 04
Научно-образовательная политика
Европейский университет получит госаккредитацию

Сегодня Европейский университет сообщил, что получил положительное заключение экспертов по образовательным программам магистратуры (почитать заключение можно тут).

«Заключением установлено полное соответствие содержания и качества подготовки обучающихся государственным образовательным стандартам» - пишут на сайте университета.

Теперь осталось дождаться приказа, так любимого Европейским университетом, Рособрнадзора.

Поздравляем Европейский университет в Санкт-Петербурге с победой над бюрократическим монстром.
источник
Научно-образовательная политика
Во-первых, ВШМ СПбГУ это не "высшая магистерская школа" ("Поиск", надо точнее выверять факты), а Высшая школа менеджмента СПбГУ.

Во-вторых, ВШМ СПбГУ с момента своего создания взяла планку выше других коллег, что не мудрено – ее наблюдательный совет возглавляет Сергей Иванов, а де-факто сама школа – это корпоративный факультет ВТБ. Президент ВТБ Костин до недавнего был директором ВШМ, а сейчас ее возглавляет Ольга Дергунова – заместитель президента, председателя правления ВТБ.

В-третьих, вхождение ВШМ в элиту бизнес-образования было изначальной целью руководителей, поэтому она ещё 5 лет назад попала в рейтинги деловой газеты The Financial Times и издания The Economist, а программа Master in Management вошла в рейтинг FT Global Masters in Management уже в 2013 году.

Стоит отметить, что нахождение бизнес-школы в рейтинге The Economist в последние годы в элитной среде воспринимается гораздо серьёзнее, чем наличие довольно массовых аккредитаций AMBA, EQUIS, AACSB, получение которых большинство бизнес-школ позиционируют как достижение века.

Например, Сергей Мясоедов, директор ИБДА РАНХиГС и извечный конкурент ВШМ СПбГУ, продолжает уверять общественность в том что наличие тройной аккредитации делает бизнес-школу автоматическим лидером системы, что не соответствует реальным трендам.

https://www.poisknews.ru/edu/v-rejtinge-the-economist-otmetilsya-lish-odin-rossijskij-vuz/
источник
Научно-образовательная политика
Мы консультируем авторов Майского указа и нацпроектов, а также тех, кто контролирует их исполнение.

НОП может больше, чем вы можете представить.

Связь и сотрудничество - sciedu@protonmail.com и @SciEdu_bot
источник
Научно-образовательная политика
Таланты и будущее

В интервью газете «Коррьере делла Сера» Владимир Путин еще раз подчеркнул важность системы социальных лифтов и профессиональных конкурсов:

Надо, повторю, каждому прочувствовать, что мир вокруг стремительно меняется. Технологии развиваются нарастающими темпами. Поэтому наши планы устремлены в будущее. Мы создаём условия для реализации талантов, способностей каждого человека, особенно для молодёжи.

Среди многих востребованных программ в этой сфере считаю очень важным проект «Россия – страна возможностей», направленный на профессиональный, личностный рост молодёжи, людей разных поколений. На то, чтобы дать им возможность проявить себя в государственном управлении, бизнесе, других важнейших сферах. Словом, уверен, что опираясь на энергию, свободу, инициативу граждан – мы обязательно достигнем целей, которые ставим перед собой.

Слова Президента еще раз подчеркивают несколько ключевых элементов государственной политики:

1.  В центре внимания – конкретный человек с его талантами и проблемами.

2.  Основная ценность – человеческий капитал.

3.  «Россия – страна возможностей» - ключевая и универсальная платформа для развития механизмов социальной вертикальной мобильности, поиска и акселерации лидеров, отбора и тиражирования лучших практик.

4.  Молодежь находится в центре внимания – на нее ориентирована значительная доля мер создаваемых возможностей

5.  Опора в общественно-политической повестке – на активизацию продуктивной инициативы граждан, развитие «патриотизма участия», стимулирование к вхождению в систему социальных лифтов и профессиональных конкурсов.

Итог. Президент Путин еще раз подчеркнул полное доверие Сергею Кириенко и Алексею Комиссарову в ряде ключевых вопросов внутренней политики – формировании «нового россиянина» через механизмы отбора и поддержки талантов, а также стимулировании активности гражданского общества вне политических процессов.

http://kremlin.ru/events/president/news/60912
источник
Научно-образовательная политика
Да, СКИФ бы нам

Выдержки из интервью замруководителя проектного офиса Сибирского кольцевого источника фотонов (ЦКП СКИФ) Яна Зубавичуса газете «Наука в Сибири».

Проект СКИФ будет превосходить все существующие установки.

Бесценным будет научный персонал. Команда, которая будет расти по мере реализации проекта — главный капитал проекта.

Проектный офис — это специальное подразделение, которое отвечает за координацию проекта: подготовку документов. Здесь работают специалисты из разных институтов, мы продумываем, как организовать каждую станцию. Также готовимся к закупке оборудования — ищем производителей: лучше, если это будут сибирские предприятия, или хотя бы российские. Доля импортного оборудования в СКИФ не должна превышать 20 %. Это непростая задача, но осуществимая.

Технологии, которые будут использоваться в проекте, связаны с обеспечением национальной безопасности. Необходимо развивать отечественное приборостроение.

Конечно, успеть в срок — это главный приоритет. По поводу самого ускорителя никаких опасений нет. В области исследовательского оборудования больше вопросов: возможно, мы не всё сможем изготовить в России и что-то будем закупать. Главное, собирать покупные элементы здесь, на месте, чтобы потом не зависеть от сервисного обслуживания, чтобы при поломке мы смогли сами всё починить.

Сейчас мы чувствуем поддержку на всех уровнях, особенно региональном. Создание синхротронного источника потребует огромных вложений в социальную инфраструктуру: нужно будет обновлять дороги, оформить скоростную трассу от аэропорта, построить жилье для сотрудников, запустить общественный транспорт по новому маршруту, развитый ресторанно-гостиничный комплекс тоже бы не помешал. По нашим оценкам, в центре будет работать 300—350 человек. Примерно столько же будут приезжать из других городов на исследования, всем нужны жилье и досуг. Вопрос о научном приборостроении тоже важный, но детальное обсуждение только-только начинается.

Синхротронное излучение — универсальный метод, который может быть полезен в любой области.

Обсуждается также участие ведущих вузов в программе подготовки кадров. Для работы в ЦКП СКИФ нужно подготовить более 300 специалистов в течение 4—5 лет. А количество новых пользователей должно исчисляться тысячами. Пара университетов с такой задачей не справится, должна быть большая ассоциация вузов, где будут специальные обучающие программы. Помимо научных кадров нам также нужны инженеры-техники, конструкторы, программисты.

Необходимо привлекать еще и ученых из других областей, которые знают, что такое синхротронное излучение, и как его можно использовать.

СКИФ откроет для ученых новые возможности, но прогнозировать, какие именно крупные открытия будут сделаны на установке, пока сложно.

Опасения вызывает и «перетягивание одеяла» внутри страны. В соответствии с поручением президента В. В. Путина в России должна быть построена целая сеть источников синхротронного излучения. В проект «Наука» заложено три источника: в Новосибирске, в Московской области под эгидой Курчатовского института и на Дальнем Востоке, на острове Русский. Необходимо договариваться, распределять сферы ответственности в рамках этой национальной сети. С технической точки зрения проект ЦКП СКИФ сейчас наиболее близок к началу реализации, но не все согласны с такой очередностью.

То, что России может потребоваться не один, а несколько источников синхротронного излучения последнего поколения, этот вопрос достоин обсуждения. Но с ним стоит повременить, подождать, когда технологии сделают еще один шаг вперед. Я считаю, что точку принятия решения по следующему проекту лучше перенести в будущее. Так у нас будет возможность вырваться вперед, но это требует серьезной работы, а не соревнований, кто первый подготовит документы и начнет строительство.

[Важно построить СКИФ,] потому что это будущее сибирской и российской науки. Проектов такого масштаба в нашей стране не было давно: и по стоимости, и по технической сложности, и по потребности в кадрах, и по потенциальному результату.

http://www.sbras.info/articles/opinion/v-sibir-za-mechtoi-o-sinkhrotrone
источник
Научно-образовательная политика
Перетягивание синхротронного одеяла

В интервью замруководителя проектного офиса Сибирского кольцевого источника фотонов Яна Зубавичуса есть пара очень интересных пассажей, которые напрямую связаны с научной политикой:

Опасения вызывает и «перетягивание одеяла» внутри страны. В соответствии с поручением президента В. В. Путина в России должна быть построена целая сеть источников синхротронного излучения. В проект «Наука» заложено три источника: в Новосибирске, в Московской области под эгидой Курчатовского института и на Дальнем Востоке, на острове Русский. Необходимо договариваться, распределять сферы ответственности в рамках этой национальной сети. С технической точки зрения проект ЦКП СКИФ сейчас наиболее близок к началу реализации, но не все согласны с такой очередностью.

То, что России может потребоваться не один, а несколько источников синхротронного излучения последнего поколения, этот вопрос достоин обсуждения. Но с ним стоит повременить, подождать, когда технологии сделают еще один шаг вперед. Я считаю, что точку принятия решения по следующему проекту лучше перенести в будущее. Так у нас будет возможность вырваться вперед, но это требует серьезной работы, а не соревнований, кто первый подготовит документы и начнет строительство.

Добавим – помимо создания СКИФ (Новосибирский Академгородок), РИФ, тесно интегрированный научно-технологической инфраструктурой под эгидой Дальневосточного федерального университета (остров Русский) и ИССИ-4 (Курчатовский институт, Протвино) предполагается модернизация существующего синхротрона КИСИ (Курчатник, Москва).

За последовательное сооружение, в принципе, также говорит и то, что даже обладая нужными компетенциями и ресурсами, наши научные и научно-технологические институты и компании могут не справиться с практически параллельным созданием трех комплектов оснащения. Те же соображения относятся и к оборудованию – российские производители не факт, что потянут объемы, а закупки способны оказаться чрезмерно дорогими.

Также есть логика в том, чтобы отработать часть приемов и технологий на СКИФе, а затем, с учетом проблем, недоработок и «узких мест» более подготовленными подойти к созданию двух других синхротронов.

Идея о «перетягивании одеяла» тоже не лишена оснований. Действительно, практически параллельно будет осуществляться сооружение трех синхротронов – СКИФ (идет с опережением других установок), РИФ и ИССИ-4. Есть основания полагать, что в самом деле регионы и ответственные структуры могут устроить некоторый «забег за синхротроном», поскольку серьезное отставание по срокам при условии своевременного ввода других установок может поставить вопросы о необходимость завершения буксующего проекта в полном объеме.

Но именно этот фактор и является определяющим. Хотя, конечно, сложно представить, что Курчатовский институт (с его президентом Михаилом Ковальчуком) как одна из двух (наравне с Росатомом) ключевых структур прорыва или активно поддерживаемый Дальний Восток останутся без своих синхротронов. Так что в некоторой степени Ян Зубавичус имеет в виду опасения, что как раз буксовать может начать именно СКИФ, потеряв поддержку на федеральном уровне.

Сейчас она достаточно сильна – губернатор Новосибирской области Андрей Травников возглавляет рабочую группу Госсовета по образованию и науке, однако, губершторм может затронуть и его. Тогда на фоне фронды Сибирского отделения РАН, которая вызывает раздражение как в Минобрнауки, так и в Президиуме самой Российской академии наук, СКИФ может растерять политический вес.

Однако, отметим, что ответственным за всю программу megascience является Курчатовский институт, а координация и разделение функционала будет заложено в создаваемую Федеральную научно-техническую программу синхротронных и нейтронных исследований. Так что «перетягивания одеяла» не будет – все оно принадлежит Курчатнику, который во главе с Михаилом Ковальчуком, как представляется, сможет уложить его наиболее продуктивным образом, скоординировав создание всех установок без исключения.
источник
Научно-образовательная политика
Рособрнадзор выдал госаккредитацию Европейскому университету

Вчера Рособрнадзор принял, уже формальное, решение "признать... "Европейский университет в Санкт-Петербурге" прошедшей государственную аккредитацию образовательной деятельности в отношении уровня профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки... сроком на 6 лет".

Вчера поздравляли Европейский университет с положительным заключениям по образовательным программам, а сегодня поздравляем нынешних и будущих студентов Европейского университета с вновь появившейся возможностью получать дипломы гособразца, отсрочкой от армии.
источник
Научно-образовательная политика
Не хочется пугать никого из коллег, но наши источники в АП и силовых кругах дружно сообщают, что грядёт несколько волн разноплановых проверок.

Некоторые ведущие вузы и их руководство проверят на предмет реализации госконтрактов за последние 5 лет.

То же коснётся ряда ФОИВов, выступавших заказчиками в конкурсах.

По PwC - будут пристально смотреть контракты по образовательной тематике, в том числе с университетами.

https://t.me/russica2/17786
источник
Научно-образовательная политика
Союз Счетной палаты и Генеральной прокуратуры, в принципе, неудивителен. Данная связка прямо предусмотрена самой логикой существования Счетной палаты.

Заключение соглашения выгодно обеим сторонам. Кудрин приобретает «силового» союзника и окончательно оформляет функционал своего ведомства как «инквизиции для чиновников».

Генпрокурор Чайка в рамках коалиции фактически бесплатно получает функционал по мониторингу и оценки эффективности нацпроектов.

Связка Кудрин-Чайка становится одним из самых эффективных контролеров, поскольку ни ОНФ, ни Единая Россия, ни Общественная палата не будут обладать подобными широкими возможностями.

Под огонь критики однозначно попадет премьер-министр Медведев – и тут участие Кудрина даже имеет историческое обоснование. Под прицелом также, естественно, вице-премьеры, министры и губернаторы.

Тем не менее, для полноценной реализации контрольно-надзорных полномочий по нацпроектам новой коалиции действительно необходима поддержка заместителя председателя правительства Константина Чуйченко, а также Контрольного управления Администрации Президента.

При совпадении интересов всей этой «контрольной четверки» реально запустится процесс не только простых замеров эффективности реализации нацпроектов, но и наказания виновных. А в том, что штрафников – от высшего эшелона Правительства, руководства ФОИВов и регионов до отдельных компаний – надо наказывать, сомнений нет никаких и ни у кого (включая и президента Путина, и премьер-министра Медведева).

По информации наших источников в АП, представители руководства Контрольного управления Президента России могут принять участие в предстоящем "Острове 10.22" (предварительно - в треке по ДПО), где расскажут вузовским командам о трендах в контроле и надзоре в контексте цифровой трансформации высшей школы.

https://t.me/kremlebezBashennik/7916
источник
Научно-образовательная политика
«Остров 10-22» для университетов – интервью с Василием Третьяковым (1/6)

Ежедневно в редакцию приходят письма от представителей вузов с просьбами рассказать, что университеты будут делать на «Острове 10-22». Коллеги волнуются - все хотят, чтобы их вуз достойно выступил на «Острове». Результат зависит во многом от командной игры с учредителем (Минобрнауки) и понимания "островного" замысла, предложенного организаторами.

В этой связи мы попросили рассказать Василия Третьякова, генерального директора Университета «20.35» (организатор «Острова 10-22»), о том, что будут делать команды вузов на «Острове» и какова роль Университета 20.35 в экосистеме, которая сформируется по результатам «Острова».

Большое внимание при планировании уделяется сетевому взаимодействию вузов. Но попыток запуска сетевых программ вузы предпринимали много, а масштабных результатов пока не было.  Расскажите, что нового будет в этой части на «Острове»?

На «Острове» мы действительно хотим помочь вузам выйти на новый уровень сетевого взаимодействия. Сетевые программы решают важную задачу - ускоряют обновление содержания программ за счет использования компетенций и ресурсов другого вуза или организации. Это крайне важно для включения широкого круга вузов в решение задачи технологического прорыва. Но существующий подход с заключением соглашений между парой вузов и утверждением программ каждой из сторон – слишком медленный и затратный. К тому же, оставляя за вузом, реализующим программу, полную ответственность за результат, мы сталкиваемся с естественным сопротивлением включения в программу «чужих» модулей.

На «Острове» мы предложим вузам проработать два новых подхода. Первый – развитие формата «франшизы», когда ответственность за методику формирования и оценку берет на себя вуз или компания-держатель франшизы. Это, по сути, микропрограмма (micro-degree) внутри бакалавриата или магистратуры, обеспечивающая подготовку к определенному виду деятельности. Реализация может быть в смешанном или онлайн-формате с обязательным контролем со стороны держателя франшизы через цифровой след и инструменты оценки.

Держатель франшизы определяет условия ее использования любым вузом, предлагает инструменты оценки и цифровой контент, что позволяет быстро масштабировать внедрение. Так, например, может быть обеспечено быстрое внедрение компетенций по использованию искусственного интеллекта в программы сотни университетов, причем как для усиления программ по ИТ-направлениям, так и для введения специализации по ИИ в программы всех направлений. Уверен, что за период «Острова» востребованные предложения по франшизам появятся как от вузов, так и от ведущих технологических компаний.

Возможно, нам удастся продвинуться дальше и реализовать подход, связанный с применением платформенного принципа сборки сетевых программ и индивидуальных траекторий. Тогда вузы смогут за считаные часы собирать новые программы из элементов – курсов и «франшиз». Университет «20.35» сможет выступить катализатором развития этого подхода, помогая вузам не только сформировать программу, но и обеспечить в рамках нее индивидуализацию траекторий обучения студентов за счет применения рекомендательных алгоритмов, предоставления доступа к контенту по сквозным технологиям, помощи в проведении образовательных интенсивов для будущих технологических лидеров.
источник
Научно-образовательная политика
«Остров 10-22» для университетов – интервью с Василием Третьяковым (2/6)
 
Вы уже упомянули про онлайн-обучение и цифровой контент. Не для всех очевидны плюсы. Расскажите об этом поподробнее.

Онлайн-курсы – это своего рода драйвер сетевого взаимодействия, потому что один курс может быть использован одновременно для обучения сотен тысяч человек в любом количестве университетов. В то же время, онлайн-курс — это всего лишь современный формат, который развивается и меняется. Задача «Острова» - дать вузам понимание, чем для них такой формат является сейчас, и что с ним станет в будущем.

Онлайн-обучение – это способ быстро выйти на глобальный рынок образования, чтобы получить адекватную оценку своих возможностей, провести с помощью онлайн-курса исследование рынка до запуска длинных программ. Впрочем, как показывает практика, online micro-degree программы уже для российских вузов становятся полноценным продуктом и приносят существенный доход. И что еще более важно, для создания такой программы вузу сегодня нужно только уникальное конкурентоспособное содержание – технологии создания онлайн-продуктов и даже механизмы инвестиций в востребованные курсы доступны на рынке.

Доверие к эффективности онлайн-обучения действительно низкое. Но именно у онлайн-обучения как у технологии, подразумевающей обучение в цифровой среде, есть шанс стать прорывной в области использования цифрового следа для постоянного повышения качества. Уже есть примеры совместных исследовательских проектов в области качества онлайн-обучения. Проект по исследованию эффективности разных моделей сопровождения онлайн-курсов на основе данных из разных вузов был реализован Высшей школой экономики. И «Остров» должен стать точкой запуска экспоненциального роста числа таких кооперационных проектов, а большие данные цифрового следа должны стать новым ресурсом, оживляющим «цифровую» педагогику в каждом вузе.

Цифровые следы при должном уровне их открытости вернут доверие онлайн-курсам. Первые шаги уже сделаны в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда» – «одно окно» (online.edu.ru) обеспечивает сегодня сбор данных об онлайн-курсах и обратной связи от пользователей об их качестве. Следующий шаг – сбор через «одно окно» и анализ цифрового следа обучения на разных платформах, использование данных в системах рекомендаций по траекториям развития. Это станет не только подтверждением качества курсов, но и создаст условия для развития самого формата онлайн-обучения.

Вузы на «Острове» смогут включиться в определение того, как должно развиваться онлайн-обучение. Университет 20.35 создаст условия для роста числа курсов по востребованным компетенциям, в частности по сквозным технологиям, за счет стимулирования рынка и помощи вузам в создании уникального востребованного контента. При этом особое внимание будет уделяться новым форматам контента, созданию не только обучающих материалов, но и оценочных средств и способам накопления данных, которые могут быть использованы в процессе обучения.

Означает ли это, что вузы, которые приедут на «Остров» в обязательном порядке должны будут заняться производством контента для онлайн-курсов или внедрять онлайн-курсы у себя?

У вузов точно появится такая возможность – и создавать, и использовать цифровой контент. Но также появится понимание, в каких именно случаях использование онлайн-курсов может быть максимально эффективно. Университет «20.35» провел апробацию формата образовательного интенсива в ряде университетов – студентам, включившимся в реализацию технологических проектов, предлагалось сформировать свою траекторию развития из очных и онлайн-модулей. Проекты дают студентам осознанный запрос на компетенции, и когда такой запрос не может быть удовлетворен вузом в силу специфических сочетаний компетенций, онлайн-курсы других вузов и технологических компаний становятся востребованы и эффективны. Поэтому для вузов, которые будут идти по пути персонализации обучения, внедрение онлайн-обучения является естественным шагом.
источник
Научно-образовательная политика
«Остров 10-22» для университетов – интервью с Василием Третьяковым (3/6)

Персональные траектории обучения – один из ключевых трендов в образовании, в том числе, в контексте сбора «цифровых следов». Будет ли на острове диалог по этой теме?

На «Острове» будем обсуждать ответственность вуза или любой образовательной организации за формирование цифрового следа обучения, который уже в самом ближайшем будущем будет обеспечивать человеку получение персональных рекомендаций как по развитию, так и по профессиональной деятельности. Университет «20.35» создает сегодня такие технологии и предлагает всем университетам включаться в исследовательскую деятельность, связанную с обработкой цифрового следа. Крайне важен здесь для развития системы образования тот факт, что совместная деятельность сети вузов сокращает длинный и сложный период накопления цифрового следа и может вывести страну на лидирующие позиции в мире по применению технологий искусственного интеллекта в образовании. В то же время, с цифровым следом связан целый комплекс вопросов этического характера, вопросов, связанных с информационной безопасностью и т.п. Поэтому это действительно тема для диалога, к которому, мы надеемся, участники «Острова» будут готовы.

Человек и цифровой след - похоже эта тема станет одной из ключевых на "Острове". А чего ждать студентам в своих вузах?

Повышения доли интересных и полезных каждому студенту занятий. Технологии, которые будут представлены на «Острове», которые доступны каждому вузу, способны сегодня оценивать вовлеченность студента, а значит, есть больше оснований для принятия правильных решений относительно содержания программы.

На «Острове» стартует лаборатория нейрофизиологии Университета «20.35», которая будет впервые в мире собирать одновременно в процессе обучения данные о семантике речи, активности мозга, периферийной физиологии, эффективности энергообмена, когнитивных способностях и параметрах генома. Все эти данные позволяют понять и в будущем предсказывать реакцию обучающегося на определенный контент и форматы работы, а значит для каждого обучающегося в зависимости от его текущего состояния в каждый момент времени может быть рекомендован самый оптимальный формат обучения, либо, что еще более важно, сформирована компетенция обучающегося по управлению ресурсными состояниями для повышения эффективности обучения. Вузы могут взять эти технологии себе, присоединиться к исследовательскому проекту.
источник
Научно-образовательная политика
«Остров 10-22» для университетов – интервью с Василием Третьяковым (4/6)

Цифровой след и искусственный интеллект – это будущее системы образования, но довольно отдаленное. Ближайшие шаги, но при этом тоже достаточно амбициозные, планируются в рамках программы «Цифровая экономика». Расскажите об ускоренных программах и цифровых сертификатах - в контексте перспектив вуза-участника.

Цифровые сертификаты – новая модель распределения средств на обучение, в том числе средств государственной поддержки. Средства получает сам обучающийся при условии, что он проходит персональную траекторию развития, используя курсы разных провайдеров образовательных услуг в формате смешанного или онлайн-обучения. Университеты могут включиться в эту апробацию, находясь в конкурентной позиции к образовательным платформам и технологическим компаниям, которые могу предложить свой контент.

Эксперимент с цифровыми сертификатами предполагает включение регионов, в которых не только формируется предложение по образовательным услугам, но и создается региональная цифровая модель компетенций цифровой экономики. Это модель должна в динамике отражать спрос на специалистов с определенными компетенциями и обеспечивать распределение сертификатов для удовлетворения этого спроса. Лучшие практики и подходы к построению региональных моделей будут представлены на «Острове». У вузов будет реальная возможность конкуренции на рынке коротких образовательных программ.

Но и в части длинных, основных образовательных программ в рамках цифровой экономики будут изменения. Экспериментальной областью для вузов в первую очередь станут программы в области информационных технологий, где уже очевиден запрос рынка на сокращение сроков выхода студентов в профессиональную деятельность. Большинство студентов сегодня работают со второго или даже первого курса, а вузы продолжают рассматривать особенности обучения таких студентов как исключение из правил. Решением может быть либо сокращение сроков подготовки, либо создание гибридных форм обучения, учитывающих и поощряющих трудоустройство студента. Здесь у вузов будет пространство для творчества – и изменение подходов к организации практик, и модульные формы обучения, и индивидуальные планы, и широкое использование онлайн-обучения. На «Острове» команды вузов смогут не только разработать новые форматы, но и представить их для оценки и одобрения экспертами Минобрнауки и, надеемся, Рособрнадзора.
источник
Научно-образовательная политика
«Остров 10-22» для университетов – интервью с Василием Третьяковым (5/6)

Набирает популярность словосочетание "цифровой университет". Это и задача нацпроектов "Образование" и "Цифровая экономика", и интересная тема для всех вузов. Но для многих это еще и основание для опасения: а не заменит ли преподавателя искусственный интеллект? Расскажите подробнее об этом.

Цифровой университет — это не про замену преподавателей. Это, прежде всего, про способность университета быстро меняться, управлять своей образовательной средой. Следование за изменениями технологий и требований к вузу, а тем более опережение этих изменений, заставляет вуз делать сотни изменений в своих образовательных программах за год. И с каждым годом необходимый темп изменений нарастает. Университетом уже нельзя управлять в традиционном формате, когда решения принимаются только людьми. В цифровом университете управление строится на основе данных, алгоритмов, которые помогают принимать решения, отслеживать и прогнозировать их последствия.

Образовательная среда вуза сегодня, которой он может управлять, это содержание программ, политики формирования траекторий обучения, это физическая и цифровая инфраструктура. И в этой среде находятся, развиваются, реализуют себя студенты, молодые ученые, преподаватели. Когда мы говорим, что университет способен управлять своей средой, это означает, что решения быстро принимаются, быстро реализуются, и это происходит с осознанием того, как они повлияют на каждую из десятков тысяч траекторий развития людей. Конечно, это требует не только и не столько оцифровки существующих процессов, сколько переосмысления и перестройки этих процессов и их взаимосвязей, введение метрик «правильных» изменений. Вузы на «Острове» столкнутся с непростой задачей определения того, к чему стремится университет через создание алгоритмов работы с данными. Впервые будут сделаны попытки определить понятие «успешности» студента, по сути – раскрыть в цифровой форме миссию и цель деятельности университета.

Заменит ли искусственный интеллект преподавателя в цифровом университете – это вопрос того, в какую сторону будет идти развитие среды университета. Очевидно лишь одно – если среда будет развиваться в сторону персонализации траекторий развития, то искусственный интеллект возьмет на себя задачи персонального тьюторского сопровождения – то, на что в традиционном формате взаимодействия с людьми у вузов не хватает ресурсов. На «Острове» будет запущена лаборатория цифровых тьюторов, связанная с формированием алгоритмов и подходов к тому, как взаимодействовать со студентом для поддержания его вовлеченности в собственное развитие. Цифровой тьютор может сопровождать человека 24 часа в сутки, учитывать одновременно особенности конкретного студента и опыт траекторий развития сотен тысяч других студентов. Создание цифровых тьюторов на базе технологий искусственного интеллекта – одна из приоритетных задач Университета «20.35», которую мы намерены решать вместе с вузами.
источник
Научно-образовательная политика
«Остров 10-22» для университетов – интервью с Василием Третьяковым (6/6)

Мы уже обсудили очень большое число направлений деятельности для команды вуза, а это только один факультет «Острова» про образование. Как быть команде вуза на «Острове» - включаться в реализацию как можно большего числа федеральных проектов или разрабатывать свою программу развития?

Особенность формата «Острова» в том, что и команда, и каждый участник будет постоянно стоять перед выбором: на какие лаборатории записаться, какие проекты включить в свою программу развития, на что сделать ставки в программе развития. Мы сейчас много делаем для того, чтобы этот выбор был осознанный, а доступ между участниками к ограниченным ресурсам «Острова» распределялся справедливо.

За период «Острова» каждая команда вуза сможет не только разработать, но и начать реализовывать комплексную программу развития в части включения вуза в решение задачи технологического прорыва. Программа, с нашей точки зрения, это, прежде всего, набор ставок на создание продуктов глобального, федерального или регионального значения и набор подтверждений того, что вуз сможет эти ставки реализовать. Причем честный анализ наличия у вуза и региона ресурсов мирового уровня для реализации ставки, готовности к принятию внутренних политик, обеспечивающих концентрацию ресурсов на соответствующих ставке направлениях, и заключение прямо на «Острове» соглашений с другими вузами и организациями для получения внешних ресурсов может оказаться гораздо важнее для реализации программы развития, чем детальное планирование мероприятий этой программы.

Правильная стратегия команды на «Острове» должна быть такой: 1) распределить команду по лабораториям «Острова» и собрать представление о том, в каких областях должен развиваться вуз; 2) определить бенчмарки и провести ревизию внутренних и внешних ресурсов; 3) сделать амбициозные ставки на создание образовательных продуктов и технологий и определиться с партнерами и проектами, которые необходимы для их реализации; 4) до конца «Острова» заключить до 100 соглашений с вузами и ведущими технологическими компаниями, с институтами развития и цифровыми платформами и начать вместе с ними реализацию программы.

Все это возможно на «Острове» за 13 дней благодаря концентрации человеческого капитала, сжатия времени и пространства, вхождения вуза в экосистему технологического развития, в которой восполнение необходимого ресурса для вуза возможно без длинных ожиданий дополнительного финансирования. Такой темп необходим сегодня российским вузам для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность наших технологических продуктов на глобальных рынках.
источник
Научно-образовательная политика
После таких новостей https://t.me/scienpolicy/4476 можно и расстроиться. Ведь Счетная палата будет в связке с Генеральной прокуратурой смотреть не только результаты реализации нацпроектов, но и по нашим пойдёт - смотреть эффективность работы Фонда «Сколково», а также расходования бюджетных средств.

@skolkovoleaks
Telegram
Научно-образовательная политика
Союз Счетной палаты и Генеральной прокуратуры, в принципе, неудивителен. Данная связка прямо предусмотрена самой логикой существования Счетной палаты.

Заключение соглашения выгодно обеим сторонам. Кудрин приобретает «силового» союзника и окончательно оформляет функционал своего ведомства как «инквизиции для чиновников».

Генпрокурор Чайка в рамках коалиции фактически бесплатно получает функционал по мониторингу и оценки эффективности нацпроектов.

Связка Кудрин-Чайка становится одним из самых эффективных контролеров, поскольку ни ОНФ, ни Единая Россия, ни Общественная палата не будут обладать подобными широкими возможностями.

Под огонь критики однозначно попадет премьер-министр Медведев – и тут участие Кудрина даже имеет историческое обоснование. Под прицелом также, естественно, вице-премьеры, министры и губернаторы.

Тем не менее, для полноценной реализации контрольно-надзорных полномочий по нацпроектам новой коалиции действительно необходима поддержка заместителя председателя правительства Константина Чуйченко…
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
"В чём сила, Дмитрий?" и "возьмите на работу, пожалуйста".

Прямо сейчас в отеле "Планерное" в Химках проходит Школа Фонда Потанина и Дмитрий Песков отвечает на важнейшие вопросы стипендиатов о будущем образования в России.
источник