Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 July 14
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью «цифрового» замминистра науки и высшего образования Дениса Солодовникова для «Научно-образовательной политики» и информбюро Национальной технологической инициативы (1/3)

На «Острове» собралось более полутора тысяч руководителей университетов, представителей научно-образовательных центров, руководителей регионов и тех, кто связан с системой образования. Ключевая тема – это цифровизация университетов, взаимодействие между региональной властью, бизнесом и собственно образовательными организациями. Как Минобрнауки видит цифровую трансформацию образования и какие задачи вы ставите перед участниками «Острова», какую обратную связь от них ожидаете?

Министерство науки и высшего образования как ведомство появилось совсем недавно, наша команда пришла в Минобрнауки также не так давно. Перед нами были поставлены объемные и важные задачи, которые мы должны были выполнить в кратчайшие сроки. Ключевая задача – трансформация образования при помощи современных цифровых технологий, причем речь идет не просто о цифровизации образования, а именно о его трансформации.

На «Острове» совместно с вузовскими командами мы обсуждаем, как можно выстроить этот процесс. Сейчас мы работаем над двумя цифровыми платформами, заложенными в нацпроекте «Образование», – современная цифровая образовательная среда и платформа непрерывного образования. Нам предстоит создать единую цифровую платформу, где будут представлены все виды образовательных цифровых продуктов, которые будут интегрированы с образовательными платформами всех вузов. Отмечу, что мы не хотим пытаться монополизировать рынок и понимаем, что часть продвинутых вузов уже создала свои образовательные платформы, серьезные и интересные наборы продуктов. С основными платформенными продуктами высших учебных заведений мы знакомы. И пытаться делать вид, что их нет, мы не будем. Мы рассматриваем эти вузы в качестве партнеров.

Что касается «Острова», то тут мы встретились с университетскими командами и для меня эта встреча была достаточно положительной и познавательной. Мы получили обратную связь от представителей вузов, от моих коллег, которые занимаются цифровой трансформацией. У большого количества университетов очень продвинутые команды, во многих вузах разработаны и внедрены цифровые образовательные платформы, современные образовательные сервисы и продукты. Причем это не просто вузовские сайты, а настоящие образовательные платформы, которые сделаны с учетом образовательной программы и административно-хозяйственной деятельности конкретного вуза.

Мы как министерство за этим опытом следим и учитываем его при работе над цифровыми платформами, которые я уже упомянул. Мы будем  создавать все условия, чтобы необходимые продукты были широко представлены на этой платформе и все желающие ими могли пользоваться. Так мы видим стоящую перед нами задачу. Допускаю, что нам придется вносить серьезные изменения в те мероприятия, которые сейчас заложены в нацпроекте. Но в этом нет ничего удивительного. Во-первых, меняются технологии, и если какая-то идея была озвучена три года назад, начала проектироваться два года назад, то через год она может быть уже не так актуальна. Во-вторых, мы стараемся учитывать экспертные мнения и конструктивную критику. У нас в министерстве есть экспертный совет по цифровому развитию. Мы приглашаем всех коллег, которые хотят и готовы высказывать свое экспертное мнение. Любые документы, которые потом ложатся в основу и конкурсной документации, и технических заданий на создание цифровых платформ мы делаем только с учетом их мнения.

Как университеты могут включиться в работу над цифровой платформой, о которой вы упомянули?

Мы организуем несколько конкурсов, в которых могут участвовать все бюджетные образовательные некоммерческие учреждения. Победители получат гранты в размере от 107 до 180 млн рублей. Приглашаем всех, в том числе участников «Острова» попробовать свои силы.

https://ntinews.ru/blog/interview/luchshie-resheniya-dostupnye-dlya-vsekh.html
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью «цифрового» замминистра науки и высшего образования Дениса Солодовникова для «Научно-образовательной политики» и информбюро Национальной технологической инициативы (2/3)

Университетские команды, которые приехали на «Остров», готовят проекты, решения по цифровой трансформации вузов. Планирует ли министерство эти решения поддерживать? И какие проекты были бы ведомству наиболее интересны?

Безусловно мы будем пристально следить за решениями и проектами, которые разработают и представят вузы – участники «Острова». Но отмечу, что мы как министерство не хотели бы задавать вузам какие-либо рамки и навязывать решения сверху. Мы поддерживаем проекты в сфере цифровой трансформации вузов, которые могут быть успешно внедрены в одном университете и затем тиражированы в других учебных заведениях. Совершенно очевидно, что у университетов, приехавших на «Остров», разный потенциал, поэтому нам важно, чтобы лучшие решения были доступны для всех.

Вы рассказали о двух федеральных проектах, которые реализует  Минобрнауки, однако в рамках нацпроекта «Образование» проектов, которые касаются цифровой трансформации гораздо больше. Они реализуются в том числе по линии Минпросвещения. Как ваша команда взаимодействует с цифровой командой Минпросвещения, планируется ли дальнейшая работа совместная на стыке других федеральных проектов?

Мы работаем над многими задачами совместно, иначе и быть не может. Конечно, у нас могут быть разные фокусы, разная аудитория, но в целом мы, конечно, работаем вместе. Цифровая трансформация высшего образования в том числе подразумевает серьезные изменения, настройку в нормативно-правовой базе. Например, мы прорабатываем изменения, которые потребуется внести в части цифрового профиля. Одна из наших задач – перейти от бумаги к цифре. Если говорить о высшем образовании, то это например, переход к электронным зачеткам, отказ от бумажных дипломов и т.д.

К слову, бумажный диплом давно уже потерял свою актуальность, поскольку бланки легко подделываются, а все необходимые данные хранятся в Рособрнадзоре, где их всегда можно запросить. То же самое касается и вполне прикладных сервисов типа электронной зачетки. Школьный дневник давно уже представлен в электронном виде. В вузах ситуация ровно такая же: основная масса данных находится в электронных сервисах. Мы можем легко ведомственным приказом эту ситуацию изменить и убрать бумагу из оборота.

На ваш взгляд, как далеко может зайти цифровая трансформация университета? В каких направлениях следует двигаться университетам?

Система высшего образования будет трансформироваться в сторону появления цифровых университетов. Необходимые мероприятиях обсуждаются и реализуются в рамках наших нацпроектов, а также госпрограммы «Цифровая экономика», где мы являемся соисполнителями. Мероприятие под названием «Цифровой университет» мы обсуждаем совместно с Высшей школой экономики, АНО «Цифровая экономика». Здесь речь идет о цифровых продуктах, которые, в том числе, должны присутствовать на платформе. Мы должны создавать целую экосистему, уходить от сервиса к микросервису, поэтому цифровые продукты нам очень нужны.

По ряду специальностей через какое-то время мы можем полностью уйти в онлайн. Конечно, есть специальности, программы обучения, которые не предполагают заочного обучения в принципе, например, творческие или инженерные специальности, где необходимы лабораторные работы и контакт с преподавателем. Но по ряду направлений мы можем экспериментировать уже сейчас. Это финансисты, экономисты, юристы и некоторые другие специальности. Все технологии для перевода обучения целиком в онлайн и соответствующий контент уже готовы. Единственный вопрос, который нам осталось решить, касается создания эффективной финансовой модели для вузов. Также мы начинаем экспериментировать со смарт-контрактами, биометрическими технологиями, всем, что касается идентификации.
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью «цифрового» замминистра науки и высшего образования Дениса Солодовникова для «Научно-образовательной политики» и информбюро Национальной технологической инициативы (3/3)

Сегодня один из наиболее острых и часто обсуждаемых вопросов – это подготовка кадров для цифровой экономики? Как она должна осуществляться, на ваш взгляд?

Это непростой вопрос.  Есть несколько базовых установок: в нацпроекте установлены показатели KPI, согласно которым мы должны подготовить 120 тысяч таких специалистов. Вопрос заключается в том, что это должны быть за специалисты. Некоторые эксперты считают, что это должны быть программисты. У нас огромный дефицит программистов… Но возникает закономерный вопрос, нужно ли нам такое количество программистов? Для начала отмечу, что программист – это, скорее, среднее специальное образование, нежели высшее. «Цифра» сейчас практически везде. И в большинстве специальностей, если человек не обладает соответствующими навыками, если не понимает, что такое цифровизация, если не владеет соответствующими инструментами, у него, скорее всего, нет будущего.

Программирование должно входить в программу подготовки, например, инженерных специальностей. Возьмем инженера-авиастроителя. Должен ли он обладать навыками программирования? В какой-то части он безусловно должен обладать соответствующими компетенциями, навыками, иначе не сможет быть грамотным инженером. Должен ли быть медик программистом? Наверное, не всегда, но в каких-то областях это было бы полезно. Научить медика информационным технологиям можно. Можно ли научить айтишника медицине? Едва ли. Поэтому спор о том, как готовить кадры, идет. Важно учесть в том числе те специальности в КЦП, в которых есть программирование, но которые по факту не являются программистами в итоге, получив образование. Вместе с тем, Министерству высшего образования и науки, необходимо, в любом случае, выполнить четко прописанный показатель контрольных цифр приема, установленный в национальном проекте.

Расскажите немного о том, как министерство ведет работу над цифровым  профилем и учитывается ли опыт Университета «20.35» – организатора «Острова» – в этом направлении?

Цифровой профиль – это базовый ресурс для Минобрнауки и Минпросвещения.  Команда Дмитрия Пескова, спецпредставителя Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, тоже работает над цифровым профилем. И нам хотелось бы, конечно, двигаться в одном направлении. Модель данных, источники данных, хранение данных, персонализация – все должно быть в одном правовом поле или, по крайней мере, дополнять друг друга. Сейчас мы ищем форматы партнерства, сравниваем модели, думаем совместно над тем, каким образом нам распределить нормативную базу с Минпросвещения.
источник
Научно-образовательная политика
Выборы в Мосгордуму и акция оппозиции – критические замечания

Сегодняшний митинг оппозиции продемонстрировал ряд важных обстоятельства:

1.  Мобилизационный потенциал у оппозиционных кандидатов даже при условии объединения ряда течений – весьма низок.

2.  Основной лозунг-кричалка выбран крайне неудачно – с традиционно московским «аканьем» «Допускай» неразличимо с «Да пускай».

3.  Решение собираться каждый день – громкое, но пустое. Сегодня было (условно) 500 человек, завтра придет 450 или 400 и далее – по нисходящей.

4.  Трубная площадь, куда призвал всех завтра и каждый день приходить Яшин, это фактически слив протеста. Там можно митинговать каждый день без особого эффекта.

5.  Отдельный респект тем политическим администраторам, которые не допустили винтилова в основной части акции. Такой позиции надо придерживаться и впредь. Это лишит оппозицию серьезного оружия и еще больше снизит протестный потенциал.

Однако, в ситуации с отказом в регистрации есть и важная недоработка со стороны московских властей (а вероятно – и кураторов на федеральном уровне).

У Единой России (а также самовыдвиженцев «от власти») и оппозиции – непересекающийся электорат. При этом у единоросов и «правильных самовыдвиженцев» есть задел для гарантированного результата – ядерный электорат, фактор «Собянина-паровоза», административный ресурс.

Зато независимые и оппозиционные кандидаты прекрасно бы оттянули голоса у системной оппозиции (КПРФ, СР, ЛДПР и т.п.). При этом, естественно, и это понимают лидеры протеста – некоторые кандидаты (Яшин, Соболь и ряд других) заранее были непроходными.

Но некоторых независимых активистов и умеренных оппозиционеров зарегистрировать, безусловно, стоило – это бы способствовало легитимизации выборов, расщеплению оппозиции и в определенной степени играло на руку кандидатам «от власти» и Единой России.
источник
Научно-образовательная политика
Хотели горяченького с Острова? Пожалуйте.

Подоспела статистика первых дней работы команд: в самых отстающих тульские вузы.

Тульский государственный университет занимает первое место среди "штрафников" с 18 красными карточками. Тульский педуниверситет не отстаёт - 10 штук.

Обращаем внимание губернатора Алексея Дюмина: очевидно, что тулякам нужно срочно пересмотреть подходы и видение себя в цифровой трансформации образования.

Не отстают от Тулы... МИФИ (4 место с конца) и Крымский федеральный университет (9 место).

На этом фоне милой шуткой выглядит мастер-класс Галины Можаевой, "цифровой гуру" из Томского госуниверситета.

Разинувшим рты коллегам Галина рассказывает о важнейших партнёрах вуза, формирующих его цифровую стабильность и непоколебимое региональное лидерство: платформах "Образование на русском" Института им. Пушкина (НОП ранее писал об этой горе-платформе) и SkyEng, финансируемой фондами Baring Vostok и замучавшей платными слащавыми публикациями (мы еле отбились от настойчивых предложений заказных материалов о "чуде онлайн-обучения").
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Лики Острова. Четвёртый день командной работы.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник