
Перед архитекторами и методологами политической системы трансфера (транзита) сейчас стоят несколько задач: обеспечить полное функционирование всех элементов системы («прокачка»); наработать гибкость как умение реагировать на внешние и внутренние вызовы с сохранением своей структуры; канализировать активности населения по неполитическим векторам; оптимизировать систему выборов.
Последний пункт можно описать как «количественно больше выборов при уменьшении сущностных отличий в выборе» или кратко «больше выборов – меньше выбора».
Эти задачи в той или иной степени обсуждались на общероссийском электоральном медиафоруме, комментарии к которому дают коллеги из @okolokremlya.
Ключевым элементом этой системы (о нем мы писали ранее) является внедрение единых «правил игры» для всех кандидатов всех уровней. В идеале любой кандидат в губернаторы, мэры или депутаты должен соответствовать неким квалификационным требованиям. Главное из которых – прохождение процедур тренингов, акселераторов, социальных лифтов для управленцев и т.п. Яркий пример – «школа губернаторов» (курсы высшего кадрового резерва). В рамках подобных мероприятий будущим управленцам разъяснят особенность реального функционирования государственного организма, а также дадут целевые установки. Сейчас они условно составляют некую смесь: качеств бизнес-лидера, корпоративной солидарности, клиентоориентированности, технократизма.
При обеспечении «гарантированного минимума системности» всех кандидатов возможно увеличение количества выборов – в том числе, и возврат выборов мэров. Любой результат будет признан допустимым, и система более не попадет в ловушки наподобие хакасской или приморской.
Однако, здесь потребуется решить много вопросов на уровне методологии – в частности, референдумное голосование может оставаться только по отношению к первому лицу, политтехнологам и текущим лидерам регионов должно быть запрещено «сушить явку» и т.п.
Увеличение количества выборов, конечно, приведет к увеличению присутствия оппозиции – как парламентской, так и внепарламентской в системах власти. Однако, ее кандидаты будут ознакомлены с правилами игры и предупреждены о том, что будет при выходе за обозначенные рамки. Также это позволит лучше контролировать «Единую Россию» или стимулировать ее платформизацию с дальнейшей трансформацией в 2-3 партии.
В рамках «новой социалки» с выделением серьезного функционала волонтерам и НКО, очевидно, возможна адекватная интеграция этой повестки в политический процесс. В том числе, в рамках переформатирования партийного поля к выборам в Госдуму 2021. На данный момент, кроме возврата блоков и фактической отмашки на попадание непарламентской оппозиции в Думу, никаких готовых решений нет. Стагнация партийной системы при вырождении КПРФ и ЛДПР несет крайне серьезные риски стабильности политсистемы в эпоху трансфера.
Расширение количества выборов приведет к размытию протестной повестки по уровням голосования, а также распылению ресурсов оппозиции. При этом придаст видимый динамизм политической жизни и позволит окончательно канализировать активность граждан в контролируемое русло. Это задача со времени Болотной площади так и не получила окончательного разрешения.
Итоговая формула будет таковой: проактивная позиция в социальных вопросах, активное участие в выборах в качестве избирателей, жесткий отсев кандидатов с формированием единого ментально-идеологического базиса у допускаемых к участию во всех электоральных процессах.
https://t.me/okolokremlya/1228