Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 February 21
Научно-образовательная политика
Алчно-фальшивая НОТА

Как собрать на одном мероприятии в МГУ представителей Администрации Президента, Минобрнауки, Минпросвещения, Рособрнадзора, ректоров вузов, да ещё и заработать на этом?

Уникальным ноу-хау делится любимая нами "Научно-образовательная теологическая ассоциация" (НОТА).

Пока АСИ, Университет 20.35 и МШУ "Сколково" проводят проектно-аналитические и стратегические сессии, Митрополит Иларион ведёт возглавляемую им НОТА иным путём.

С 28 февраля по1 марта в МГУ пройдёт I-я Научно-методическая сессия, которую организует организация АОО "Научно-образовательная теологическая ассоциация" (НОТА).

Ключевое мероприятие сего собрания состоится во второй день работы:

Методический семинар в рамках ДПП «Нормативно-правовое регулирование в сфере теологического (религиозного) образования: проблемы и перспективы развития» (для экспертов и кандидатов в эксперты НОТА).

"Для экспертов" означает - если оплатите на счёт НОТА взнос, то получите удостоверение о повышении квалификации и доступ к оплате членских взносов.

"Для кандидатов в эксперты" означает - если оплатите на счёт НОТА взнос, то станете экспертом и получите право на оплату взноса чтобы войти в "пул квалифицированных экспертов в рамках деятельности НОТА", для того чтобы впоследствии платить взносы на иные (отныне, принудительно-рекомендательные) мероприятия по вопросам формирования компетенций в сфере государственных аккредитационных требований к образовательным организациям и образовательным программам по направлению подготовки 48.00.00 Теология.

Помнится, лет 5 назад заместителя министра образования и науки Климова чуть не уволили и полоскали во всех СМИ за то, что он 10 минут выступал на открытии  некой конференции, где организаторы собирали деньги за участие в семинаре (в составе программы конференции).

Но все эти пережитки прошлого и страхи перед благами рыночной экономики не работают, если организатором мероприятия выступает сам митрополит Иларион – Президент НОТА, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председатель отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви.

Ах да, вишенка на торте.

Как пишет Леонид Давыдов, «злые языки говорят, что» в присутствии руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова почтенную воцерковленную публику будут обучать категорически светские эксперты из организаций, к которым у Рособрнадзора не так давно были претензии, закончившиеся прекращением действия аккредитации.

http://nota-theology.ru/news/20190122585
источник
2019 February 22
Научно-образовательная политика
"Такие дела" (@takiedela) выпустили интересный монолог научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина об истории развития высшего образования в России, рассмотрев ее через призму видов/типов университетов.

P.S. Рекомендую прочитать, т.к. это, к сожалению, пока первый достойный материал "Таких дел" про образование, которое стоит прочитать. Два предшестаующих монолога не представляют такого интереса и ценности, как монолог Исака Давидовича.
источник
Научно-образовательная политика
Эволюция соцлифтов.

По итогам послания президента  телеграм-канал Незыгарь писал что участниками соцлифтов является крайне малая часть молодёжи, большинство погружены в безнадежность будущего. Тезис настолько же верен, насколько и очевиден. И вовремя зафиксирован.

Внедрение лифтов в систему социальных отношений  растёт в геометрической прогрессии.  Формат соцлифтов активно тиражируется по причине общественного запроса.  

Механика базового копирования пока не позволила регионам почувствовать свою идентичность в процессе лифтинга талантов, но запустив механизмы подобные “Лидерам России», региональные власти, во-первых, получат профит от рекрутинга управленчески одаренных людей, интегрировав их на топовые должности в свои команды, во-вторых, активизируется процесс сменяемости закостенелых региональных элит и, в-третьих, соцлифты как новый формат социальной активности привлечёт и взрастит ту часть общества, гражданскую активность которой не выявляли существующие форматы.

В дальнейшем произойдёт тиражирование лифтов на более низкие локальные уровни учреждений, например, вузов.

Органическая встройка соцлифтов в систему ценностей не возможна на текущем моменте копирования успешных практик. Это произойдёт только после их адаптации к ценностям участников и трансформации под их запрос.

Солидарны с коллегами из «Научно-образовательной политики», которые описали логику происходящих процессов, резюмировав: «именно эти механизмы Кириенко-Комиссарова к 2021-мы году должны будут дать ощутимый результат.»

Те, кто считает себя частью изменений уже давно сменили парадигму с популизма, которому свойственно анонсирование оценки текущей ситуацию с лозунгами по её корректировке, к формированию побуждающей коммуникации, где текущая ситуация оценивается как площадка для старта, а фокус смещён в сторону образа результата.
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня в 13:00 в МИА «Россия сегодня» состоится пресс-конференция Министра науки и высшего образования Российской Федерации Михаила Котюкова, посвященная старту нового проекта платформы "Россия – страна возможностей".

Также в мероприятии примут участие:
— генеральный директор АНО "Россия – страна возможностей" Алексей Комиссаров;
— председатель Совета Общероссийского союза общественных объединений "Молодежные социально-экономические инициативы" Лариса ПАСТУХОВА.

На мероприятии будут представлены новые направления работы, профильные номинации проекта, освещена система наставничества.

http://www.pressmia.ru/pressclub/20190222/952244613.html
источник
Научно-образовательная политика
Президент и Королёв

Научная общественность и местные жители вели долгие бои с властями Московской области, чтобы защитить исторический центр г. Королёва. И вот, кажется, эта битва (одна из немногих) завершилась победой.

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, состоявшегося 15 декабря 2018 года, в том числе:

4. Правительству Московской области совместно с Минкультуры России обеспечить сохранение исторического центра г. Королева Московской области, включить здания, связанные с жизнью и деятельностью конструкторов и ученых – создателей российской космической техники, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Доклад – до 31 мая 2019 г.

Ответственные: Воробьев А.Ю., Мединский В.Р.

Конечно, оба исполнителя не раз демонстрировали умение обходить и законы, и здравый смысл, но всё же есть надежда, что поперёк прямого поручения Президента они не пойдут.

Общественности остается проконтролировать, чтобы в реестр вошли все необходимые дома и исторический центр Королёва действительно был сохранен как единое целое.

http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/59878
источник
Научно-образовательная политика
Пять «И» тюменского успеха

В последние дни, после того как Президент Путин сообщил, что НОЦ на базе Тюменской и Белгородской областях, а также Пермского края должны быть запущены уже в этом году, началось активное изучение «историй успеха».

Более всего этим озабочены, конечно, в Сибири (пространстве Сибирского отделения РАН) – ведь именно там сконцентрировано очень много регионов, которые являются конкурентами на научно-образовательно-технологическом поприще.

Уже сейчас стало ясно, что успех Тюмени связан с несколькими факторами, назовем их 5 «И»:

1.  Инициатива – она исходила уже несколько лет назад от руководства Тюменской области по интеграции всех местных вузов и координацию их работы с региональным развитием. Непосредственно после оглашения формата НОЦ – местные власти, научные организации и университеты Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов максимально оперативно включились в работу. Да, еще не определены Правительством требования к заявке – но Путин четко дал понять, что в прорыве ценна проактивная позиция.

2.  Интеграция – в случае с Тюменской областью это означает формирование единого научного, образовательного и технологического пространства трёх субъектов «матрешки» в рамках НОЦ. Экономические пространства далеко не всегда четко совпадают с границами регионов – это продемонстрировано в той же Стратегии пространственного развития, следовательно, необходимо формирование связанности региональных пространств через интеграцию в рамках НОЦ.

3.  Информационное сопровождение – и базовый для НОЦ Тюменский госуниверситет, и региональные власти сразу начали массированное освещение своей деятельности. Сессии и обсуждения разве что не транслировались онлайн, а их итоги были легко доступны для анализа. У ТюмГУ и его партнеров не было опасений, что кто-то сможет заимствовать подходы и опередить их – поскольку каждый НОЦ уникален.

4.  Идеи – центр должен развиваться на базе четко сформулированных исследовательских и технологических направлений. В рамках тюменского НОЦ отобраны перспективные направления, которые при этом являются профильными для входящих в его состав институтов из всех трех регионов «матрешки».

5.  Инфраструктура – НОЦ не может быть «собран», если отсутствует соответствующая технологическая и инновационная инфраструктура. В этом смысле логичным выглядит подписание соглашения Тюменской области и ХМАО (Югры) со «Сколково», по которому на базе Тюменского технопарка создадут регионального оператора «Сколково», а в Югре будет при методической поддержки Фонда создана платформа для инновационно-технологических разработок и научных исследований. Это следующий шаг в развитии экосистемы технологических инноваций, которой смогут воспользоваться все организации «матрешки» - в случае с Тюменью это и ТюмГУ (которому это в плюс в программе «5-100») и Тюменский индустриальный университет (для которого как динамично развивающегося опорного вуза крайне востребованы технопарки и форсирование технологического предпринимательства с целью реализации широкого спектра имеющихся в ТИУ инновационных проектов), и другие научные, а также образовательные организации.

Итог. Этот опыт Тюменской области активно изучают и пытаются адаптировать к собственным проектам. Схожие подходы пытаются применить сейчас в Красноярске в рамках создания НОЦ по космосу. В его рамках предполагается объединение научных институтов и вузов нескольких регионов, а также очевидно активное участие Роскосомоса.
источник
Научно-образовательная политика
Лифтовая интеграция

Сегодня на пресс-конференции, посвященной конкурсу «Моя страна – моя Россия», было много героев – не только министр науки и высшего образования Михаил Котюков, гендиректор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров и председатель Совета ОСОО "Молодежные социально-экономические инициативы" Лариса Пастухова. Другими героями стали победители предыдущих лет проведения конкурса, а также представители СМИ и регионов, которые норовили перетянуть одеяло на знакомые им другие прекрасные проекты.

В центре внимания конкурса «Моя страна – Моя Россия» – социально-проектная деятельность детей и молодежи, выявление лучших управленческих практик и их тиражирование. Идея – привлечение молодежи к решению острых и социально-значимых вопросов, которые важны для развития городов и сел.

Учредителями и партнерами выступает широкий круг органов госвласти и организаций – общественных и представителей бизнеса.

Основное событие, которому и была посвящено пресс-конференция – это вхождение конкурса «Моя страна – Моя Россия» в орбиту деятельности АНО «Россия – страна возможностей».

В 2019 году будет представлено 19 номинацией, в том числе, 4 педагогических. Очные этапы пройдут на базе «Мастерской управления Сенеж», а у педагогических номинаций – на базе РАО. Часть номинаций была создана по инициативе Общественной палаты, а также ряда федеральных министерств и ведомств: Минтранспорта, Минстроя, Минздрава, Роспатента и др.

Истории успеха многих участников предыдущих лет демонстрируют, что «Моя страна – моя Россия» часто становился трамплином и акселератором для них.

Эта же концепция заложена в функционировании АНО «Россия – страна возможностей», поэтому интеграция конкурса в эту платформу является очевидной и ожидаемой. Данный процесс привел к некоторым изменениям внутри самого конкурса – поскольку команда Комиссарова поставила очень высокую планку с точки зрения методологии, организации и проведения конкурсов и мероприятий социальных лифтов.

Со своей стороны, АНО акцентирует внимание на расширение практик наставничества, когда победители крупных управленческих конкурсов типа «Лидеров России» смогут курировать победителей и участников других мероприятий.

Реализация конкурса «Моя страна – моя Россия» на платформе «Россия – страна возможностей» - это не только воплощение постулатов из Послания Президента Федеральному Собранию, как отметил Алексей Комиссаров. Также это инструмент «стимулирования» инициатив снизу (а конкурс изначально был рожден именно в таком формате), развития гражданской активности, интеграции молодежи в решение социальных проблем и вопросы социального и экономического развития регионов, городов и сёл – полностью в духе текущей внутренней политики и «новой социалки».

Конкурс также стал механизмом развития (проявления) «партиципаторной идентичности», о котором говорила Людмила Пастухова – слово «моя» («мой», «моё») в названии привело к яркому проявлению чувства сопричастности у участников, неравнодушия, субъектной роли и субъектной ответственности за ситуацию в их городах и селах.

Очень важно, что многие решения (наилучшие практики, истории успеха) содержат нужные элементы для развития методологии проведения таких конкурсов и функционирования социальных лифтов, а часть – готова к «коробочной упаковке» и тиражированию.

Пресс-конференция показала, что сама идея конкурсов и социальных лифтов не нова, но чрезвычайно актуальна. На платформе «Россия – страна возможностей» всегда будут существовать достаточно самобытные, но крайне интересные и нужные явления вроде «Моей страны – моей России». И здесь от Алексей Комиссарова и его команды потребуется умение взять лучшее, максимально интегрировать, при этом не изменив их сущности и не сломав то, что выросло само по себе и приносит прекрасные плоды в виде проектов, их лидеров и конкретной пользы для граждан, регионов и всей страны.

Запись пресс-конференции, на которой было очень много всего интересного - http://www.pressmia.ru/pressclub/20190222/952244613.html
источник
Научно-образовательная политика
Страсти по учебникам

В последние недели произошла активизация темы школьных учебников.

Президент Путин в Послании Федеральному Собранию четко заявил: «В государственных стандартах и программах важно отразить приоритеты научно-технологического развития страны, а в федеральные перечни школьных учебников включать действительно лучшие издания».

Вопрос, как всегда, в методике определения, какие из учебников можно и нужно считать лучшими.

Системные проблемы всем давно хорошо известны, а скандал с невключением в ФПУ учебника по «Экономике» г-на Липсица был лишь проявлением хронических недоработок на данном фронте.

На Российском инвестиционном форуме 2019 в Сочи министр просвещения Ольга Васильева очень эмоционально выступала, в том числе, по вопросам создания учебников. К тандему министра с Владимиром Узуном (и издательством «Просвещение») присоединился президент РАН Александр Сергеев. Он подчеркнул, что Академия принимала и будет принимать серьезное участие в формировании содержания учебников, которое бы отражало современное состояние науки. Более того – уже сформированы рабочие группы по этим вопросам.

Ситуация продолжает развиваться. В частности, как сообщает Коммерсант, Генпрокуратура России проверила основной приказ Минобрнауки от 18.07.2016 №870, который устанавливает правила формирвания ФПУ. В документе обнаружен ряд коррупциогенных факторов, в частности высказаны серьёзные замечания к размытости определения «конфликта интересов» между экспертом и издателем. Именно к экспертизе, в том числе, ее второй волне, существуют основные претензии у многих игроков рынка, а также авторов учебников. Географы даже написали коллективное письмо Сергею Шойгу как председателю Русского географического общества.

Надо сказать, что информпространство уже который год захлестывают волны борьбы за рынок школьных учебников. Результатами становятся откровенные «наезды» на руководство Министерства просвещения, а также издательства «Просвещение», которое фактически заняло монопольное положение на рынке. Не вдаваясь в суть взаимных претензий, можно четко констатировать – серьезные проблемы действительно есть.

Существует много способов бороться с ними. По вопросам монополизма должна разбираться ФАС. Убрать грязные методы борьбы между конкурирующими издательскими конгломератами и потенциальную (или кинетическую) коррупциогенность в отношениях всех участников (издательств – Министерства – экспертов – РАН – РАО) можно лишь разорвав связь «автор – издатель». Если отбор будет производиться независимым органом (куда и будут направляться рукописи учебников) – то издательствам будет, в сущности, все равно, какие учебники печатать, ведь есть гарантии, что школы их закупят.

Поможет ли подобный подход сформировать более конкурентный рынок учебников? Сложно сказать. Но основная задача – сделать учебники более качественными и доступными. Остальное – это уже работа для уполномоченных органов, а также самих игроков рынка. Забота государства – это качество образования и книг, по которым учатся школьники.
источник
Научно-образовательная политика
Кейс Покушалова

Некоторые комментарии по всей ситуации и на пост коллег - https://t.me/chekaem/227.

1.  То, что человек – крупный ученый или победитель конкурса «Лидеры России» – не означает, что он не способен совершить преступление. Острый ум и лидерские (организационно-управленческие) качества в преступной деятельности нужны не меньше, чем в науке, медицине, на госслужбе или в менеджменте.

2.  Никакие обвинения и даже доказанная вина не умаляют заслуг и талантов Покушалова, но те не могут служить оправданием в случае совершения им преступления.

3.  Раскрутка темы «Покушалов – это Серебренников от медицины / науки», которую пытаются начать, лишь навредит подозреваемому. Научное сообщество не имеет возможности к такой активной публичной деятельности, как театрально-культурное.

4.  Нет никакой связи между арестами Покушалова и Благодыря, а также отсутствует всякая логической взаимосвязь с кейсом Серебренникова. Никакого «дела интеллигенции (ученых, врачей)» или «охоты на интеллигенцию» нет и не будет.

5.  Коррупции в сфере науки и медицины не меньше, чем в других, поэтому интерес правоохранительных органов понятен – это весьма значимые для реализации нацпроектов темы.

6.  «Неприкосновенных нет» - это один из лозунгов прорыва. Арестовали сенатора, арестуют и ученого, и медика. Посадили министра, посадят кого угодно.

7.  Главное опасение у общественности связано с тем, что расследование не будет прозрачным, а все правоохранительные и судебные органы будут максимально работать на обвинительный итог. Это всегдашний вызов всем силовикам и судам – нужна информационная открытость, тем более в резонансных делах. Ключевое требование общества – справедливость.

8.  «Заказ на Покушалова», «СМИ, которые занимаются мочиловом» - это все фантазии некоторых авторов, позиция которых сама по себе предвзята. Заказчики (даже если они есть) явно не из научной среды – и научные заслуги Покушалова здесь ни при чем.

9.  «Российский ученых мочат свои же» - эта позиция вызывает много вопросов. Не трогать ученых? Разве образование и публикации дают индульгенцию на преступления? Или это прелюдия к традиционному стону в духе «кровавая гэбня давит таланты»?

Ход событий кратко можно прочитать тут - https://tayga.info/145181
источник
Научно-образовательная политика
Более 100 ректоров вузов уже подали заявки на участие в «Острове 10-22»

За неделю более 100 ректоров российских университетов подали заявки на участие в образовательном интенсиве «Остров 10-22». Прием заявок стартовал 15 февраля и завершится 15 марта.

Большая часть зарегистрировавшихся – ректоры региональных вузов (что прекрасно), однако среди будущих участников «Острова» есть и руководители многих известных университетов из Москвы и Санкт-Петербурга, например, МГИМО, ИТМО, МАИ, СПбПУ и др.

В числе управленческих команд, которых ждёт интенсивная "прокачка", есть как государственные, так и частные образовательные организации.

Интерес к проекту проявили вузы разнообразной специализации, в основном, технические. Много заявок также от аграрных, педагогических и медицинских университетов.

Одна из основных задач «Острова» - подготовка кадров для технологического прорыва, «прокачка» управленческих команд, которые будут должным образом подготовлены к системным изменениям и их внедрению в высших учебных заведениях.

Вместе с тем вузы должны понимать, что участие в «Острове» и сделанные на начальном этапе инвестиции ни в коем случае не означают никакой "откатной" составляющей от проектов финансирования университетов.

К сожалению, после нашей публикации с призывом к ректорам поскорее подавать заявку для участия в «Острове», нашлись вузы (их, к счастью, нет в списке), которые не заметили возможность комплексного повышения квалификации по управлению университетом для своих лучших кадров, зато увидели в «Острове» некие будущие профиты.

В этом смысле можем лишь напомнить некоторым коллегам, что популярная в нулевые годы психология ректора-временщика, который в дорогих швейцарских часах рассуждает о необходимости структурных изменений, а на деле весь бюджет вуза тратит на загранкомандировки ректората - именно такая позиция имеет очень слабые перспективы.

Успешный университет должен не только уметь зарабатывать, но делать это современно и диверсифицированно, а также с пониманием, как сохранить и преумножить заработанные средства.

Полный список наиболее оперативных ректоров на 22.02.19 (1/3)
1. Андрей Иванович Рудской, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
2. Ольга Сергеевна Кобякова, Сибирский государственный медицинский университет
3. Александр Ильич Русаков, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
4. Сергей Владимирович Юшко, Казанский национальный исследовательский технологический университет
5. Александр Рудольфович Наумов, Костромской государственный университет
6. Павел Викторович Сараев, Липецкий государственный технический университет
7. Александр Александрович Шелупанов, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
8. Валентин Николаевич Пугач, Вятский государственный университет
9. Владимир Иванович Трухачев, Ставропольский государственный аграрный университет
10. Заурбек Асланбекович Саидов, Чеченский государственный университет
11. Анатолий Владимирович Косых, Омский государственный технический университет
12. Эдуард Анатольевич Дмитриев, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет
13. Михаил Николаевич Краснянский, Тамбовский государственный технический университет
14. Янина Александровна Чиговская-Назарова, Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко
15. Мария Викторовна Сигова, Международный банковский институт
16. Михаил Николаевич Артеменков, Смоленский государственный университет
17. Ирина Васильевна Медведева, Тюменский государственный медицинский университет
18. Олег Анатольевич Федоров, Сахалинский государственный университет
19. Сергей Михайлович Косенок, Сургутский государственный университет
20. Владимир Алексеевич Панин, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
21. Анатолий Андреевич Батаев, Новосибирский государственный технический университет
22. Константин Алексеевич Маркелов, Астраханский государственный университет
23. Погосян Михаил Асланович, Московский авиационный институт
24. Воронин Анатолий Викторович, Петрозаводский государственный университет
источник
Научно-образовательная политика
Полный список наиболее оперативных ректоров на 22.02.19 (2/3)

25. Усынина Татьяна Васильевна Международный институт дизайна и сервиса
26. Фальков Валерий Николаевич, Тюменский государственный университет
27. Мошкин Николай Ильич Бурятский государственный университет
28. Лейфа Андрей Васильевич, Амурский государственный университет  
29. Нечаев Владимир Дмитриевич, Севастопольский государственный университет
30. Афонин Олег Александрович, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
31. Горлов Сергей Иванович, Нижневартовский государственный университет
32. Быков Дмитрий Евгеньевич, Самарский государственный технический университет
33. Михайлова Евгения Исаевна, Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова
34. Антонова Марина Владимировна, Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева
35. Огоев Алан Урузмагович, Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова
36. Халадов Хож-Ахмед Султанович, Чеченского государственного педагогического университета
37. Лобанов Иван Васильевич, Государственного университета управления
38. Афанасьев Дмитрий Владимирович, Череповецкий государственный университет
39. Волкогон Владимир Алексеевич, Калининградского государственного технического университета
40. Астапов Михаил Борисович, Кубанский государственный университет
41. Овчинников Алексей Семенович, Волгоградский государственный аграрный университет
42. Лапшин Андрей Александрович, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
43. Костишко Борис Михайлович, Ульяновский государственный университет
44. Тараканов Василий Валерьевич, Волгоградский государственный университет
45. Клемешев Андрей Павлович, Балтийский федеральный университет им. И. Канта
46. Альтудов Юрий Камбулатович, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова
47. Колодяжный Сергей Александрович, Воронежский государственный технический университет
48. Якубов Юсуп Диганшеевич, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
49. Худин Александр Николаевич, Курский государственный университет
50. Рубин Юрий Борисович, Университет Синергия
51. Егорушкин Валерий Алексеевич, Брянский государственный инженерно-технологический университет
52. Степанова Елена Олеговна, Ярославский государственный технический университет
53. Карминская Татьяна Дмитриевна, Югорский государственный университет
54. Просеков Александр Юрьевич, Кемеровский государственный университет
55. Шумакова Оксана Викторовна, Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина
56. Петров Александр Михайлович, Самарская государственная сельскохозяйственная академия
57. Прокофьев Константин Георгиевич, Курганский государственный университет
58. Чукин Михаил Витальевич, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
59. Чубик Пётр Савельевич, Национальный исследовательский Томский политехнический университет
60. Шебашев Виктор Евгеньевич, Поволжский государственный технологический университет
61. Сактоев Владимир Евгеньевич, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
62. Боровиков Юрий Сергеевич, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
63. Кудряшова Елена Владимировна, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова
64. Богданов Сергей Игоревич, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
65. Ефремова Вероника Васильевна, Тюменский индустриальный университет
66. Швецов Михаил Николаевич, Марийский государственный университет
67. Макаренко Елена Николаевна, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
68. Бучаев Яхья Гамидович, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
69. Левитская Алина Афакоевна, Северо-Кавказский федеральный университет
источник
Научно-образовательная политика
Полный список наиболее оперативных ректоров на 22.02.19 (3/3)

70. Торкунов Анатолий Васильевич, Московский государственный институт международных отношений
71. Мартазанов Арсамак Магомедович, Ингушский государственный университет
72. Камынина Надежда Ростиславовна, Московский государственный университет геодезии и картографии
73. Богатырев Владимир Дмитриевич, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
74. Бочаров Сергей Николаевич, Алтайский государственный университет
75. Лукьянов Сергей Анатольевич, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова
76. Колмаков Владимир Иннокентьевич, Сибирский федеральный университет
77. Иванченко Сергей Николаевич, Тихоокеанский государственный университет
78. Бычков Игорь Вячеславович, Иркутский государственный университет
79. Рябов Дмитрий Анатольевич, Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева
80. Гафуров Ильшат Рафкатович, Казанский (Приволжский) федеральный университет
81. Шевченко Инна Константиновна, Южный федеральный университет
82. Минцаев Магомед Шавалович, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени акад. М.Д. Миллионщикова
83. Власов Виктор Алексеевич, Томский государственный архитектурно-строительный университет
84. Месхи Бесарион Чохоевич, Донской государственный технический университет
85. Стромов Владимир Юрьевич, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
86. Кокшаров Виктор Анатольевич, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
87. Дмитрак Юрий Витальевич, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
88. Ермакова Жанна Анатольевна, Оренбургский государственный университет
89. Глаголев Сергей Николаевич, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
90. Попов Василий Николаевич, Воронежский государственный университет инженерных технологий
91. Постников Сергей Павлович, Уральский государственный архитектурно-художественный университет
92. Фалалеев Андрей Павлович, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
93. Жигадло Александр Петрович, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
94. Чумаченко Алексей Николаевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
95. Ташкинов Анатолий Александрович, Пермский национальный исследовательский политехнический университет
96. Галустов Амбарцум Робертович, Армавирский государственный педагогический университет
97. Васильев Владимир Николаевич, ИТМО
98. Куижева Саида Казбековна, Майкопский государственный технологический университет
99. Шелудько Виктор Николаевич, ЛЭТИ
100. Макарихин Игорь Юрьевич, Пермский государственный национальный исследовательский университет
101. Трубилин Александр Иванович, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
102. Вдовин Сергей Михайлович, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
103. Бойко Елена Григорьевна,  Государственный аграрный университет Северного Зауралья.
источник
2019 February 23
Научно-образовательная политика
23 февраля канал Красноярскгейт https://t.me/gate24rus взял рубеж в 4000 подписчиков.

За год с небольшим нам удалось настроить работу таким образом, чтобы полно, оперативно, а главное объективно   рассказывать обо всех важных процессах и их подспудных значениях.

Дальше будет ещё интереснее. А пока есть повод сказать спасибо.

Мы благодарны источникам, которые находят возможности делиться с нами информацией иногда сразу же после совещаний, хе-хе. А так же тем, кто во многом сделал возможным существование экосреды Telegram

@russica2 - создал сам язык  описания  современной  политической картины.

@russicatop - контуры политической повестки дня.

@kremlebezBashennik - мы видели, как инсайды этого канала  реализуются. В том числе и инсайды из силовых структур.

@scienpolicy - все, что происходит в мире науки и образования. В привязке к политике и карьерным движениям.  

@shadow_policy - метаполитика. Здесь говорят про не самую  очевидную  сторону многих решений.

@maydecree - энциклопедия Майских указов и мониторинг их исполнения. Тем, у кого с этим проблемы, мы не завидуем.

@greenserpent - берегет природу и портит жизнь загрязнителям. Вся экологическая повестка страны.

@Naturecop - остросюжетные рассказы про мусор.

@politjoystic - авторский взгляд Марата Баширова на разломы и развилки внутренней, внешней и энергетической политики. Очень детализировано.

@agregatpolit - сшивает новости из регионов с федеральной повесткой.

@vibornyk - все о выборах в одной ленте новостей.

@electionallawyers - юридическое измерение электоральных процессов. Как показал ЕДГ-2018, одно из важнейших, хе-хе.

@gkhinfo - качественный разбор процессов в ресурсной теме ЖКХ.

@Sanctions_Inspector - здесь говорят про то, что находится в фокусе лиц, принимающих решения - санкции.

@energytodaygroup - новости и аналитика ситуации в ТЭК.

@finkrolik - самый полный и всеобъемлющий агрегатор новостей экономики и финансов.


Коллеги из регионов

@tusovochk - крупнейший канал, из которого мы узнаем обо всем, что происходит в Новосибирске.

@sidpolit - авторский взгляд на политику Сибири.

@babr24 -  занятные люди с берегов Байкала.

@buzoters_and_crows - как ханство Тулеева превращается в корпорацию Цивилева

@landofsiberia - единый агрегатор по Сибири и Дальнему Востоку. Неутомимый составитель рейтингов и подборок.

@fcpeshka - лучшее о Крыме сегодня.

@Nedebri - полная картина дня с Дальнего Востока.

Красноярск

@govoryn_krasnoyarsk- с ним можно дискутировать, но нельзя не читать.

@prapalitiku - политический  канал последнего красноярского классика и его друзей. Рекомендуем, если еще нет.

@kraskrai - доказывает, что про политические решения и баталии  можно писать зло и  остроумно.

@zheleznogorskgovorun - единственный канал о самом закрытом городе.

@rvkazakov - откровенно про энергетику и ЖКХ Красноярска.
источник
Научно-образовательная политика
Дорогие защитники Отечества!
Поздравляем вас с 23 февраля.

Особо тёплые профильные пожелания педагогам и слушателям военных учебных заведений, служащим научных рот, руководству и исследователям военного технополиса ЭРА, сотрудникам и учёным военных НИИ, ОКБ и предприятий оборонно-промышленного комплекса!

Пусть ваши разработки всегда будут уникальными, результаты прорывными, а достижения эффективно применимыми для мирной жизни! А на страже Родины окажутся только самые подготовленные и стойкие солдаты и офицеры!
источник
2019 February 24
Научно-образовательная политика
Руководитель Рособрнадзора
Сергей Кравцов:

«Такое решение уже принято — мы сейчас создаём рабочую группу, и Российская академия наук нас поддерживает»

В Единый государственный экзамен могут включить задания по оценке soft skills — креативности.
Об этом сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.

По его мнению, реализация подобной меры была бы полезна для оценки знаний, полученных в IT-классах.

Вы оцените какой уникальный смысловой замес в одном высказывании:

Рособрнадзор, креативность, Российская академия наук, soft skills.

Главное, чтобы рабочая группа по поиску креативности в молодых айтишниках не руководствовалась риск-ориентированной моделью в понимании Сергея Сергеевича.

А школам нужно всерьёз озаботиться наличием разметки полосы препятствий.
А если нет стадиона - нанесите разметку хоть в компьютерном классе.
А то чем чёрт не шутит.

Ну, в смысле, что у Рособрнадзора юмор не всегда прогнозируем.  

https://russian.rt.com/russia/news/604660-ege-kreativnost-ekzamen
источник
2019 February 25
Научно-образовательная политика
​​Теперь из окна методологической школы управления «Пестово» виден памятник Георгию Петровичу Щедровицкому. Его установили 23 февраля к 90-летию российского философа.

Г. П. Щедровицкий — идейный и организационный лидер Московского методологического кружка.

Как писал московский центр Карнеги, активным последователем идей методологического кружка является первый заместитель главы администрации президента Сергей Владиленович Кириенко.

На что из статьи мы обратили особое внимание:

Россия, по представлению методологов, должна стать не только и не столько экономическим лидером (хотя и без этого никуда), сколько показать пример в развитии «мышления» и «гуманитарных технологий», в том числе и технологий управления обществом.

«Ведущие менеджеры мира – немцы, японцы и все остальные – понимают, с кем имеют дело, они чувствуют невероятно высокий российский уровень, поэтому хотят ограничить доступ конкурентам. Я все это понимаю. Но раньше я думал, что это перехлесты нашей пропаганды, и не очень им верил, как всякий интеллигентный советский человек, а теперь с удивлением узнал, что все это есть на самом деле», – пояснял Георгий Щедровицкий в начале 1990-х.
——

Возможно, интеграция социальных лифтов в общественные отношения — это один из сценариев Сергея Кириенко по достижению российского лидерства в «мышлении» и «гуманитарных технологиях».
источник
Научно-образовательная политика
Коллега, перспектива несколько шире.

Дело ведь не только и не столько в картинке с участием Владимира Путина на форуме "Арктика - территория диалога".

Вопрос в том, что действующий Председатель Правительства, думая не только настоящем, но и планируя устойчивое развитие на среднесрочную и долгосрочную перспективу (в том числе, себя как высшего управленца и своей команды), хочет не только поучаствовать в ряде мероприятий, но и выйти на позиции куратора этого перспективного направления (Арктики) с колоссальным потенциалом для инвестиций и финансовой поддержки со стороны государства.

https://t.me/caparctic/650
источник
Научно-образовательная политика
Минобрнауки Московской области показывает кАмандную работу с коллегами из Уфы.
Дело экс-главы Минобрнауки Башкирии Гульназ Шафиковой живёт и процветает.
источник
Научно-образовательная политика
РГГУ: исторические выборы и «прорывная импотенция»

Андрей Хазин (ныне советник Беглова на общественных началах) известен тем, что баллотировался в кандидаты в ректоры Российского государственного гуманитарного университета, которые происходили в феврале 2016 года.

Та предвыборная кампания по праву считается одной из самых грязных в современной вузовской истории. В ход шли самые отъявленные приемы из «лихих 90-х» - записи переговоров, компромат, массовые «закупки» на Полит.ру. Из нового арсенала добавилась активная работа с соцсетями, формирование протестных групп преподавательской общественности и так далее. А из политики пришли «кандидаты-спойлеры» и «канидаты-дублеры», козыряние «родственниками в верхах», «связями на Старой» и т.д.

На тех выборах большую активность проявлял Валерий Минаев (по слухам - главный коррупционер вуза), который почувствовал возможность для реванша. Долгое время он был и.о. ректора - по слухам, Минобрнауки так и не утвердил его по личным обстоятельствам, а также первым проректором – проректором по учебной работе. Его акции сильно упали после того, как журналисты с поличным взяли на торговле бюджетными местами бликую к нему Марину Опарину (смотреть примерно с 12-ой минуты).

На тех выборах в результате тотальной дискредитации практически всех участников всеми неожиданно единственным кандидатом был избран (а затем и утвержден Минобрнауки еще под руководством министра Ливанова) Евгений Ивахненко. Которого, впрочем, всего за полтора года быстро «сожрали» все те, кому не удалось реализовать свои амбиции. Реванш г-на Минаева также не состоялся – его и остатки команды в итоге «зачистили» из вуза.

Андрей Хазин вроде бы забыл о своих ректорских амбициях и теперь, как видим, активен в Санкт-Петербурге.

РГГУ же постепенно готовится к новым выборам. Сейчас вуз возглавляет Александр Безбородов (долгие годы несменяемый директор Историко-архивного института РГГУ). Впереди у команды ректора серьезный экзамен – и речь не столько о выборах, сколько о том, что, по имеющимся многочисленным сведениям, руководство вуза – особенно по научной и учебной частям – поражено «импотенцией прорыва». Вписываться в важные процессы руководители РГГУ не хотят, мысля по старинке – пытаясь освоить бюджеты на «развитие экспортного потенциала российского образовательной системы», выстраивая отношения ментальности нулевых и начала 2010-х. Вообще, за минувшее полтора десятка лет РГГУ растерял очень много из талантливых кадров, которые перешли – кто в ВШЭ, кто в РАНХиГС, кто в другие вузы.

Эксперты с нетерпением ждут команду РГГУ на «Острове 10-22» и внимательно следят за успехами вуза по линиям «прорыва». Если их не будет – университет может ожидать смена руководства. Также не забыт проект создания единого мощного гуманитарного вуза на базе РГГУ, ГАУГН и ряда других организаций. Реализация интеграции по педагогическому вектору может привести к объединению с МПГУ, в который несколько лет назад был влит МГГУ.

Интересный факт – в последние годы весьма выросла представленность в руководстве наукой и образованием выходцев из среды РГГУ. Достаточно упомянуть Андрея Николаева, ныне замминистра просвещения, который долгие годы занимал различные (вплоть до проректорской) должности по административно-финансовой части.

Выпускницей РГГУ является и директор Департамента координации деятельности научных организаций Кира Швед , пришедшая с Михаилом Котюковым в Минобрнауки из ФАНО.

Из этих сведений можно сделать много выводов. Конкретно по Санкт-Петербургу – надеемся, советы Андрея Хазина пойдут городу на пользу.

А для РГГУ – кандидаты (что в ректоры, что в губернаторы) являются отражением внутренних процессов. Еще одна грязная и громкая кампания может похоронить вуз, а без серьезного рывка вперед РГГУ обречен на постепенную деградацию.

https://t.me/russica2/14485
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
Всю прошлую неделю с понедельника по пятницу в Петербурге находился Михаил Хазин, называющий себя человеком, понимающим в экономике. Говорят, что именно он консультирует врио губернатора АД Беглова по поводу экономической части предвыборной программы. Хазин сторонник отборных конспирологических теорий в экономике и политике. Он считает, что всеми процессами в мире управляют из Вашингтонского обкома. Счастье России в том, что ей руководит Владимир Владимирович, а ее беда в том, что он слушает советы либеральных экономистов. Хазин считает, что битва за пост губернатора Петербурга  - это старт большого "транзита власти". Победит в борьбе за сердце Владимира Владимировича тот, кто сможет сдвинуть с мертвой точки процесс объединения Петербурга и Ленобласти. Андрей Хазин - родной брат Михаила Хазина, является советником врио Беглова на общественных началах.
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ и региональная саморефлексия: сибирский треугольник (1/2)

В Сибири продолжается изучение причин успеха НОЦ Тюменской матрешки (Тюменская область – ХМАЮ – ЯНАО) на базе Тюменского госуниверситета и оценка перспектив сибирских регионов.

В Эксперт-Сибирь вышла большая обзорная статья по этим сюжетам под названием «Треугольник Котюкова». Треугольник, видимо, по количеству оставшихся кандидатов из Сибири – Красноярск, Томск, Новосибирск.

В статье есть ряд интересных наблюдений:
1.  Треугольник именно Котюкова - из-за определяющей роли в трансформации науки и образования, которую авторы напрямую связывают с министром.
2.  В рамках НОЦ руководство страны собирает предложения о возможных форматах устройства и пересборки региональных научно-образовательных пространств.
3.  НОЦ могут служить инструментом мягкой интеграции научных институтов в вузы.
4.  Несколько характеристик самих центров: «к концу 2018 года можно было сделать несколько выводов о том, какой именно проект желает видеть федеральный центр (формально конкурс планируется объявить в апреле-мае — и тогда, вероятно, значительная часть этих критериев ляжет на бумагу): сетевой, а не центрированный, ориентированный на бизнес, создающий новые правила игры, генерирующий идеи мирового уровня».

Ключевой фактор отмечен верно: Для регионов НОЦ – это игра с неполной информацией. Они должны до формального объявления конкурса предложить рабочие и привлекательные модели. Кто ждет конкурсную документацию – уже проиграл.

Вывод автор делает правильный: «Новосибирская область, таким образом, выбрала отличную от других стратегию — не выносить проект в публичную плоскость до формального объявления конкурса и его критериев. Это в целом обоснованный подход, основанный на предположении, что есть такие регионы, которые выиграют конкурс на создание НОЦ «по праву первородства». Однако никакого такого особенного «права» у названных 20 февраля первых регионах-претендентах на НОЦ (Пермь, Тюмень, Белгород) не было. Фактически это регионы, которые в этом конкурсе «сделали себя сами», предложив запрашиваемые модельные проекты системы взаимодействия университетов, академических институтов и промышленных партнеров. Таким образом, если конкурс на создание НОЦ будет сформирован в рамках идеологии поддержки существующих университетов-лидеров, тогда список победителей в общем очевиден. Однако если предположить, что федеральный центр действительно ищет новую модель взаимодействия университетов и науки под задачи бизнеса (с учетом превращения РАН в «клуб ученых», усиления университетской науки, выделения «уровней» университетов и т.д.), то результаты конкурса в 2019 году могут быть непредсказуемыми».

Важно отметить, что подобный подход «и так дадут, не могут не дать» в корне ошибочен. Многие управленцы в регионах и местных вузах это уже поняли. Чего стоит хотя бы серьезные усилия, которые прилагает команда ректора ДВФУ Анисимова и власти Приморья по «прокачке» и «доделки» проекта НОЦ «Мировой океан». А ведь, казалось бы, ситуация в Приморском крае беспроигрышная – стратегическая опорная территория, ДВФУ как фактический монополист и локомотив развития, поддержка тематики со стороны РАН. И тем не менее – обсуждения и сессии в МШУ «Сколково», разбор «по косточкам», амбиции по реальной «пересборке» регионального образовательного пространства (включая СПО и детское допобразование).

«Право первородства» - это опция, а не гарантия. И Новосибирску вместе со снобистски настроенным Сибирским отделением РАН и рыхлым вузовским сообществом стоит обратить внимание на тех, кто сделал или делает «себя сам» – опыт ТюмГУ и ДВФУ здесь весьма показателен.

http://expert.ru/siberia/2019/07/treugolnik-kotyukova/
источник