Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 February 25
Научно-образовательная политика
НОЦ и региональная саморефлексия: сибирский треугольник (2/2)

В статье детально рассматриваются особенности работ по НОЦ в различных сибирских регионах:

1.  Выделяемые автором факторы успеха «тюменской матрешки» вполне перекликаются с нашими выводами – инициатива, интеграция, информационное сопровождение, идеи, инфраструктура. Особое внимание – политическим аспектам сотрудничества регионов и их конкурентным преимуществам.

2.  Иркутск. Несмотря на фактически прямое приглашение от Минобрнауки, регион по сути начал активную работу только с первых рабочих дней 2019 года, определив себе название и ключевую тему работы – «Байкал». Вузы города – ИРНТИУ и ИрГУ пока откровенно буксуют.

3.  Красноярск ориентирован на работу в рамках проекта «Енисейская Сибирь» и индустриальную траекторию (индустрия 4.0). Авторы выделяют 6 направлений развития. С другой стороны, уже слышны разговоры о том, что Красноярск сосредоточит внимание на космической тематике, включив в сетевую структуру НОЦ профильные организации со всей страны. Особенно интересно эти идеи звучат в контексте создания Национального космического центра. Проект Красноярска пока страдает от недостаточной конкретики.

4.  Томск использует свои университетские козыри – наличие достаточного количества сильных вузов с отлаженными взаимодействиями. Томский НОЦ будет тематически посвящен улучшению качества жизни человека. Напрямую и через специализированные мероприятия типа U-NOVUS сформированы взаимодействия с индустрией. Плюсом является – явный акцент на экспорт разрабатываемых технологий и производимой продукции. К этому вузы томского кластера уже привыкли – их научно-образовательно-технологический потенциал слишком велик и не может быть полностью освоен и усвоен компаниями региона.

5.  Новосибирск окрещен «самым загадочным» регионом, поскольку вся его работа сводилась к закрытым для посторонних обсуждениям, а ее итогом стала отправка предложений в Минобрнауки. Минус Новосибирска в том, что НОЦ рассматривается в прикладном ключе – как шаг в реализации «Академгородка 2.0». Создавать центр будут на базе НГУ с доминирующим влиянием СО РАН и научных институтов. Мягко говоря, есть сомнения в том, что заявка нормально проработана. Более того – другие вузы региона неактивным, например, в НГТУ вообще больше озабочены ребрендингом, ведь, по словам ректора Анатолия Батаева, параметры поддержки неизвестны, конкурс формально не объявлен, поэтому регионы и университеты готовятся к нему в «свободном порядке».

Вывод. Все формируемые НОЦ будут в достаточной степени уникальными, а их опыт впрямую вряд ли может быть напрямую пересенес на другие регионы. Опыт первой волны покажет ключевые факторы, на которые нужно обратить внимание. 15 НОЦ – вполне достаточно для 12 макрорегионов Стратегии пространственного развития и 8 федеральных округов. Научно-образовательные центры не будут являться единственными «точками прорыва» для регионов – есть еще научные центры, а также иные формы поддержки. Более того, «марочные» университеты, вокруг которых происходит «стягивание» научно-образовательно-технологических процессов в регионе и его экономике, будут продолжать получать поддержку.

НОЦ – это не только солидный грант, но и большая ответственность. А также тест на умение опережать «волну событий» в условиях «сжатия времени», о чем неустанно говорит президент Путин. В прорыв не уходят в момент публикации конкурсной документации – к этому моменту уже надо быть в пути. Или хотя бы стоять на пороге.
источник
Научно-образовательная политика
Торжество риск-ориентированного недоподхода

22 февраля в Новосибирском государственном университете закончилась плановая проверка Рособрнадзора. Слово «плановая» не должно нас обманывать. Речь идёт о проверке, инициированной ведомством г-на Кравцова, вне плановых аккредитационных процедур. Наш канал уже писал о странном понимании риск-ориентированного подхода уважаемым органом. Видимо, основные риски для качества образования надзорная служба видит в лучших университетах, в т.ч. в университетах проекта "5-100", в том числе, тесно связанных с Академией наук (в частности - ее Сибирским отделением).

Независимые эксперты сейчас с интересом изучают акт на 49 страницах. Но уже понятно, что бригада экспертов, потратив немалые ресурсы Рособрнадзора, поработала не зря. Она выявила ужасающие факты низкого качества работы прославленного вуза. К ним, например, относится отсутствие документов об участии в научных конференциях научного руководителя аспирантов, доктора наук, директора Института РАН или назначение заведующим кафедрой человека без звания доцента, хоть и доктора наук, при этом крупнейшего ученого.
источник
Научно-образовательная политика
Мы набрали нашу первую тысячу читателей (внезапно). Этому особенно помогли репосты коллег, которые в последнее время стали регулярными. В особенности хотим поблагодарить:

GogoKremlin (@gogoKremlin). Видим, что нас читают, мы отвечаем взаимностью.

Караульный (@karaulny). Лучший агрегатор политических новостей в Telegram. Мы часто формируем спектр мнений, который дается по тем или иным событиям в мессенджере, и часто нам в этом помогает именно Караульный.

Кремлевский безБашенник (@kremlebezBashennik). Крайне интересный телеграм-канал с оригинальным взглядом на вещи. Постоянно читаем.

Выборный (@vibornyk). Отличный канал, специализирующийся на выборной тематике. Часто черпаем оригинальную информацию по региональным выборам именно оттуда.

Всем ВЦИОМ! (@WCIOMofficial) Официальный телеграм-канал Всероссийского центра изучения общественного мнения. Относительно молодой канал, но крайне перспективный. Уже скоро он станет главным агрегатором социологии по России, так как авторы публикуют не только свои данные но и остальных членов «большой тройки». Так как мы часто делаем инфографику на базе данных ВЦИОМ, ФОМ и «Левада-Центра», то наши интересы совпадают. Рекомендуем подписаться.

Кого мы еще читаем:

Незыгарь (@russica2). Это уже определенно феномен Telegram. С ним можно соглашаться или нет, но быть в курсе его оценок, конечно, нужно.

Алексей Венедиктов (@aavst55). Официальный голос Эха. Часто бывают настоящие инсайды, а не как в других телеграм-каналах.

Политджойстик (@politjoystic). Телеграм-канал постоянного эксперта АК Марата Баширова, который часто делает отличные заметки по актуальным политическим событиям.

Научно-образовательная политика (@scienpolicy) и Shadow policy (@shadow_policy) пишут спокойно и умно о главных политических процессах.

Иван Бегтин (@begtin). Главное о государственной IT-сфере и технологиях.

Екатерина Винокурова (@ekvinokurova). В информации о канале указано «Политика, сплетни, интриги, сумочки, туфли». Нас больше интересует первое.

Дмитрий Гудков (@DmitryGudkov). Жизнь оппозиции и «Партии перемен», которую, мы надеемся, перерегистрируют.

Вообще, в нашем мониторинге находятся практически все значимые политические телеграм-каналы, перечисление которых займет еще очень много времени. Коллегам-читателям — спасибо. В будущем планируем запустить отдельный информационный поток для нашего телеграм-канала, чтобы разбавить ссылки на наш главный ресурс. Коллегам-авторам — тоже спасибо. Пишите еще, это полезно и важно.
источник
Научно-образовательная политика
А вы думали проректоры по развитию ведущих российских университетов круглосуточно лишь к "Острову" готовятся или думают об интеграции своего вуза в научно-технологический прорыв?
источник
Научно-образовательная политика
КНТПП

Постановлением Правительства от 19 февраля 2019 года №162 утверждены Правила разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла.

Ключевые смыслы:
1.  КНТПП ПИЦ – это инструмент реализации Стратегии научно-технологического развития в соответствии с выделенными в ней приоритетными направлениями.

2.  Также это один из механизмов реализации госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

3.  Инновационный цикл предусматривает все этапы: от научного исследования через трансфер научного знания к его коммерциализации и выпуску новой продукции.

4.  Объём средств только федерального бюджета, планируемых к направлению на реализацию КНТП, составит до 2 млрд рублей в 2019 году, до 10 млрд в 2020-м и до 9 млрд рублей в 2021 году.

5.  НОЦ мирового уровня будут принимать участие в реализации КНТ программ. Следовательно, либо сам НОЦ должен сформулировать КНТ программу или проект, либо центр должен упаковывать тематику работ таким образом, чтобы вписываться в более глобальные КНТПП.

6.  Структурно и идеологически КНТПП ПИЦ представляют собой суммирование и развитие идей, апробированных в рамках двух Федеральных научно-технических программ – развития сельского хозяйства и развития генетических технологий.

7.  В каждой КНТ программе предусматривается комплексный план научных исследований (научно-исследовательская часть программы).

8.  Определены ролевые функции ответственного исполнителя (ФОИВ, ответственный за госполитику в области реализации КНТПП и главный распорядитель бюджетных средств), соисполнителей (орган власти и(или) ГРБС), заказчика (организация реального сектора экономики), участников.

9.  Порядок описывает взаимодействие всех участников: Совет по приоритетному направлению (и его базовая организация), инициатор КНТПП, координационный совет, Правительство и Президиум Совета по науке и образованию, Минобрнауки.

10.  Основной коррупциогенный фактор заключен в п 11: «В целях реализации комплексной программы, комплексного проекта ответственный исполнитель может отбирать на конкурсной основе организацию для организационно-технического и информационного сопровождения реализации комплексной программы, комплексного проекта». Здесь от всех контрольно-надзорных органов потребуется четкая работа, чтобы не допустить «распила» этого функционала сторонними организациями, не обладающими соответствующими научно-техническими компетенциями.

11.  Пролонгированный контроль за результатами реализации КНТПП является важной новацией (п. 19): «В течение 3 лет после завершения реализации комплексной программы, комплексного проекта ответственный исполнитель представляет ежегодно отчет о социально-экономическом эффекте от их реализации в совет по приоритетному направлению». Хотя предпочтительнее был бы мониторинг минимум на 5 летнем горизонте.

12.  Комплексное финансирование должно осуществляться за счет бюджетов (федерального и региональных), а также внебюджетных средств (инвестиций участников и заказчиков).

13.  Ключевая проблема – приступить прямо сейчас к формулированию КНТПП не получится. Они (программы и проекты) должны решать «комплексные задачи и входящие в их состав научно-технические задачи», которые по своему профилю определяет каждый из Советов по приоритетным направлениям (п. 3). Однако, требования и критерии, которым должны соответствовать комплексные задачи и входящие в их состав научно-технические задачи, пока отсутствуют – они устанавливаются Правительством Российской Федерации, куда в течение 2 месяцев Минобрнауки должно внести проект соответствующего нормативного правового акта.

Итог. В принципе, весь порядок был и так достаточно понятен, поэтому его отсутствие не являлось основанием для того, чтобы не формулировать в рабочем режиме КНТПП (а советы уже обсудили достаточное количество предложений). Теперь осталось дождаться полного комплекта документов и «упаковать» наиболее проработанные программы и проекты.

http://government.ru/docs/35824/
источник
2019 February 26
Научно-образовательная политика
Союз Минпросвещения-РАН: о школах и учебниках

Сегодня, 26 февраля, состоялось заседание Президиума РАН. Вместе с министром просвещения Ольгой Васильевой его члены обсуждали участие Академии в совершенствовании школьного образования в интересах формирования научного кадрового потенциала страны.

Конкретнее – на повестке дня стояло два вопроса: базовые школы (опорные школы РАН) и учебники. По ним основной доклад делал вице-президент РАН Алексей Хохлов.

Про опорные (базовые) школы говорили в последнее время много раз и об их достоинствах, и о недостатках. Интересно отметить несколько обстоятельств.

Первое - базовые школы, как заявил г-н Хохлов, должны стать центрами дополнительного образования и внешкольной работы. Если раньше больше рассуждали о том, как встроить научно-исследовательские компоненты при кураторстве научного института или вуза в базовую образовательную программу (например, лабораторные в стенах настоящих лабораторий), то теперь акцент также делается на дополнительном образовании. Это очевидным образом создает структуру, которая является в значительной степени параллельной региональной сети «Сириусов» (центров и школ-партнеров).

Второе обстоятельство – среди отобранных Академией школ-кандидатов нет сельских, что вычеркивает одну из наиболее сильных, по нашему мнению, составляющих проекта – ориентация на «перезагрузку» образования в сфере АПК на уровне школ, о которой так увлеченно говорил в своей время президент РАН Сергеев.

Проект базовых школ пока что вызывает больше вопросов, чем генерирует ответов. С места в карьер в вопросах школьного образования бросаться нельзя – это позиция самой Ольги Васильевой, однако в этом конкретном случае личное желание и самого министра, и президента РАН Сергеева настолько велико, что есть опасения – могут быть перекосы при практическом воплощении проекта.

Тема учебников звучала в выступлениях и Алексея Хохлова, и Ольги Васильевой. Она в последнее время на слуху – по этой линии есть системные проблемы.

На Президиуме прозвучало два предложения, которые могут кардинально изменить ситуацию со школьными учебниками. Вице-президент РАН Хохлов заявил, что предлагается перейти от оценки уже подготовленных изданий школьных учебников, как было раньше, к предварительной экспертизе авторских рукописей. Только после такой предварительной научной экспертизы планируется выпускать (или не выпускать) серию учебников.

А министр просвещения Ольга Васильева подтвердила одно из предложений, которое озвучивали и мы в своих публикация - необходимо разделять рукописи учебников от издательств. Если это сделать, вопросов интересантов, по ее мнению, не будет, но это необходимо сделать очень качественно и достойно.

В вопросах формирования ФПУ разрыв связки (вместе с финансовой заинтересованностью) между авторами, экспертами и издателями действительно поможет решить массу проблем. Авторы будут предоставлять рукописи в «одно окно», эксперты станут работать именно с предложениями авторов, а не издательствами, которые, в свою очередь, на конкурсах  поборются за право издать уже отобранные учебники. Эта система в идеале должна обеспечить прозрачность и эффективность всех процессов, связанных с учебниками – от момента, как автор решает его издать, до открытия первой страницы школьником, получившим его в библиотеке.

Обсуждение подтвердило формирование четкой союзнической линии между министром Васильевой и ее Минпросвещения с президентом РАН Сергеевым и Академией. При этом эффективное решение вопроса с учебниками, которое бы стало консенсусом для всех заинтересованных сторон (имеются в виду не только участники рынка, но и школы, учителя, само Министерство), судя по всему, было поставлено перед Ольгой Васильевой в качестве одной из ключевых задач. И она всеми силами пытается ее решить в сотрудничестве с РАН.

https://scientificrussia.ru/articles/26-02-2019-zasedanie-prezidiuma-ran-pryamaya-translyatsiya
источник
Научно-образовательная политика
Научная столица Арктики: Росгидромет, Архангельск и Санкт-Петербург

Распоряжением Правительства выделено 868,75 млн рублей для организации и проведения комплексных научных исследований и государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды Арктики с использованием четырёх научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов Росгидромета - «Трансарктика-2019».

В новости на сайте Правительства подробно расписано, какие программы планируется реализовать с использованием каждого из четырех судов. Не оставлен вниманием обучение и кадровая подготовка - предполагается организация образовательного процесса «Плавучий университет» на борту учебно-исследовательского судна «Профессор Молчанов».

Это серьезная заявка Минприроды и Росгидромета (в лице Арктического и антарктического научно-исследовательского института) на участие в «арктической научной повестке». Флот ведомства сейчас, в принципе, сопоставим с научными флотом всех научных институтов и университетов.

С точки зрения региональной политики – это значимая научная карта Санкт-Петербурга, который возвращается в число основных претендентов на звание «научной столицы Арктики».

Среди вузов главным бенефициаром, судя по всему, является архангельский Северный (Арктический) федеральный университет, чья образовательная программа «Плавучего университета» борту «Профессора Молчанова» включена в «Транскарктику-2019». С научно-образовательной точки зрения Архангельск также тянет одеяло первенства в арктической науке на себя.

Стоит отметить достаточно компромиссный характер документа – однако, учет интересов различных сторон не помешал премьер-министру Медведеву всерьез завявить о своих амбициях в данном направлении.

Политические аспекты принятого решения мы с коллегами анализировали ранее – это очевидный «заход» премьер-министра Медеведева и его команды на поле «арктической науки». Ожидаем интеграции «Сколково» в эту проблематику, а также серьезных ответных шагов со стороны Росатома и «группы прорыва».

http://government.ru/docs/35848/
источник
Научно-образовательная политика
Организаторам «Лидеров России» надо запастись попкорном.

«Всего участники конкурса загрузили в личные кабинеты 1072 видео. Учитывая групповые проекты, эта цифра не равна количеству реализованных проектов, а несколько превышает его. Однако видеоотчет каждого участника отражает именно его вклад в совместную работу», – прокомментировал генеральный директор АНО «Россия —страна возможностей», проректор РАНХиГС, руководитель проекта «Лидеры России» Алексей Комиссаров. 378 проектов определены участниками как образовательные: «К этой категории отнесены проекты, связанные с передачей знаний, умений и навыков. Лидерами по популярности стали также поддерживающие проекты, направленные на помощь разным социальным группам, а также связанные со здоровьем и спортом», — уточнил Алексей Комиссаров.
По итогам этого задания будет определен конечный состав финалистов. Из листа ожидания в финал может выйти 31 участник. Всё узнаем 2 марта.
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемые читатели!

Наши коллеги проводят анонимный опрос по различным аспектам защиты диссертаций и связанных с этим проблемами. Приглашают к участию всех, кто готов уделить 5-7 минут своего времени. Результаты и выводы будут опубликованы у нас в канале.

Ссылка на анкету: https://docs.google.com/forms/d/1hype9yHJDTGvTxorz_8R40_YmVIM17I9hA4s2pRZM3c/viewform?fbclid=IwAR2FQQ88VaYSg_-6vCGzsv6B6IG6Te__Ry2JoBOnr1cD3-uC0X-tjDdgqFo&edit_requested=true
источник
Научно-образовательная политика
Научно-технологический прорыв: дальневосточный вектор

Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Алексей Медведев посетил с рабочим визитом Дальневосточный федеральный университет. В состав делегации также вошли директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России Екатерина Бабелюк и директор Департамента мониторинга, анализа и прогноза Минобрнауки России Тимур Броницкий. Об этом сообщает пресс-служба Минобрнауки.

В кампусе на острове Русский Алексей Медведев осмотрел Медицинский центр ДВФУ, лекционные и лабораторные аудитории вуза, а также провел два совещания: с ректорами крупнейших вузов Дальнего Востока и с представителями Минвостокразвития РФ.  

Совещание с ректорами университетов Дальнего Востока касалось главным образом реализации национального проекта «Наука» и поставленных в связи с этим перед образовательной отраслью задач.

Дальневосточный федеральный университет является флагманом высшего образования в макрорегионе.

Как отметил ректор ДВФУ Никита Анисимов, в университете научной составляющей уделяется огромное внимание. Среди преподавателей много академиков и профессоров, каждый из которых плотно вовлечен в образовательный процесс.

«В структуре университета действует специализированное подразделение - Школа естественных наук, которое ранее возглавляли Валентин Сергиенко и Андрей Адрианов - оба вице-президенты Дальневосточного отделения Российской академии наук. Интеграция с этим учреждением сегодня особенно мощная. Кроме того, по поручению Президента России Владимира Путина прорабатывается вопрос открытия в ДВФУ инжиниринговых центров крупных корпораций, которые пришли со своими проектами на Дальний Восток - это «Росатом», «Роскосмос», «Газпром», «Роснефть», «Вертолеты России» и другие. Думаю, коллегам из других вузов работа в этом направлении тоже может быть интересна. Идея нацпроекта «Наука» - создание сетевой образовательной коллаборации. И вместе мы можем дать гораздо больший эффект, чем по одиночке», - подчеркнул Никита Анисимов.

Ключевым проектом в рамках нацпроекта «Наука» для ДВФУ является научно-образовательный центр «Мировой океан», который сейчас активно «обкатывают» и дорабатывают на экспертных панелях, в том числе, в рамках МШУ «Сколково».

Вторым важным направлением работы является порученное президентом Путиным формирование и пилотная реализация программы подготовки «цифровых чиновников», которая затем будет тиражирована во всех остальных регионах.

Для Дальнего Востока особенно важно, что в рамках ДВФУ будут реализованы все траектории прорыва – наука, образование, технологическое и цифровое развитие.

В ходе совещания с представителями Минвостокразвития РФ присутствующие обсудили исполнение поручений Президента России, данных по итогам Восточного экономического форума в 2018 году. В частности, речь шла о работе Технопарка «Русский», создании Центра цифрового развития и строительстве синхротрона.
источник
Научно-образовательная политика
Обновлен состав Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Из примечательного – введены в состав министр науки и высшего образования Михаил Котюков, а также ректор РАНХиГС Владимир Мау. При этом, выведен – спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.

http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001201902250017?type=pdf
источник
Научно-образовательная политика
Проблемы наук и их Академии: мнение и комментарии (1/3)

В новом выпуске «Коммерсант – Наука» опубликовано большое интервью с Вадимом Бражкиным, директором Института физики высоких давлений РАН. Опустим чисто научную часть, а сосредоточимся на организационно-управленческой. Хочется дать слово самому ученому и администратору и прокомментировать некоторые его высказывания.

У нас в институте ситуация с молодежью по разным причинам неудовлетворительная. Раньше у нас была кафедра на Физтехе, сейчас она прекратила существование, кто-то еще доучивается, но нового набора нет, и мы активно ищем молодежь.
Проблема интеграции высшего образования и науки находится в центре внимания государства, однако, сейчас мы попали в некое «безвременье», когда старые форматы (например, базовые кафедры – о них мы планируем отдельный материал) уже забыты (хотя далеко не выработали свой ресурс), а новые (нацпроект «Наука», НОЦ и НЦ, новые лаборатории) еще не запущены.

Сейчас иногородним мы не можем предоставить жилье. Единственный выход, если они поступают в аспирантуру при своем вузе, как-то решают жилищный вопрос и работают у нас.
За последние полгода то, что «квартирный вопрос» испортил не только москвичей, но и перспективы молодежи в науке заговорили очень активно. Предлагаются многие способы решения – вплоть до «научной ипотеки». Однако, пока что получается, что фактически лишь вузы (а не научные институты) могут предоставлять общежития, которых, к слову сказать, и на всех студентов-аспирантов никогда не хватает. Вопрос с молодыми учеными (отработавшими какой-то срок) еще решается, а вот аспиранту или постдоку научный институт часто не может предложить практически ничего.

Мы не можем конкурировать по деньгам с такими «пылесосами», как «Сколково» или Высшая школа экономики, которые сманивают наиболее талантливых или наиболее шустрых.
Исследователь всегда идет туда, где интересно, свободно, оборудование и деньги. Из всего этого ключевой остается проблема финансирования. Действительно, мощные структуры часто имеют ресурсы, несопоставимые с возможностями отдельных институтов. К слову сказать, недавнее открытие в ВШЭ двух факультетов: химии, а также биологии и биотехнологии в дополнение к уже функционирующему примерно по той же модели физическому и в сотрудничестве с ведущими научными академическими институтами – является решением проблемы. Однако, и здесь возможен трансфер кадров из них в более «денежную» Вышку. Впрочем, стоит поддержать ВШЭ в их стремлении максимально эффективно интегрировать науку и высшее образование, и не вина ректора Кузьминова и его команды, что в России есть системные проблемы по линии финансирования науки, в том числе молодежной.

Хорошего [в реформе РАН] мало. Агентство (ФАНО) упразднили, но его сотрудники переехали в министерство на те же должности или даже с повышением. Многие их них — толковые симпатичные люди, иногда слушают ученых, но мы пришли к тому, с чего начиналось ФАНО,— наукой руководят бухгалтеры, пусть и высококвалифицированные.
«Бухгалтеры» как и «эффективные менеджеры» стали очень устойчивыми уничижительными характеристиками ФАНО, которые частично перешли теперь на Минобрнауки. Однако, за годы существования в Агентстве сложилась рабочая практика взаимоотношений со своими подведомственными институтами – это было сделать непросто, поскольку создавалось ведомство с нуля. Сохранение костяка команды ФАНО – это большое преимущество для научных институтов, поскольку им не придется учиться «говорить на языке» (а у каждого министерства свой особый диалект), в отличие от вузов, которые только постигают особенности работы Минобрнауки. Быть может, в самом начале это и были бухгалтеры – но теперь они превратились в управленцев, причем, действительно весьма эффективных.
источник
Научно-образовательная политика
Проблемы наук и их Академии: мнение и комментарии (2/3)

Продолжаем анализировать интервью директора ИФВД РАН Вадима Бражкина.

Замминистра Григорий Трубников формально наш, физик-академик, но он отвечает лишь за научную политику и не распоряжается финансами.
О том, что г-н Трубников был поставлен еще в прежнее Минобрнауки не столько отвечать за науку, сколько быть «нашим» для РАН и сглаживать конфликты, было известно уже давно. В новом Министерстве – науки и высшего образования – у него пост первого замминистра, но в действительности функционал стал уже. Кроме того, недавно он пережил (что четко видно по выступлениям) некую «ментальную перерезагрузку» и стал больше человеком Министерства, чем Академии. Это необходимо для любого чиновника. Тем более – в условиях одновременного научно-технологического прорыва и интеграции науки и высшего образования. Акцент в научно-образовательной политике все-таки идет на вузы – пускай односторонних преференций больше и не планируется, как недавно заявил Андрей Фурсенко.

Президент РАН Александр Сергеев говорил о трех этапах: первый — внести поправки в федеральный закон, второй — получить особый статус для академии… Третий этап — постепенное возвращение институтов под руководство РАН. Это был план на короткий срок, но он растягивается, идет подковерная борьба. Президент РАН надеялся, что к осени 2018 года закон о РАН уже будет принят, но год прошел, результата не видно.
Президент РАН Сергеев часто становится жертвой двух противоположных черт характера – азарта и дипломатичности. Г-н Бражкин, конечно, неправ относительно третьего шага – Александр Сергеев никогда не ставил это в качестве даже задачи на перспективу (тут он является реалистом). Первый шаг был реализован – Академия по «президентским поправкам» получила ряд полномочий, который формально увеличили ее функционал, а фактически встроили в систему управления научно-технологическим развитием. Ключевая проблема – закон о РАН. Уже сейчас понятно, что в начале должен быть доработан и принят закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности». Взаимосвязь этих двух законов, а также госпрограммы НТР мы детально анализировали, поэтому не будем повторяться.

Александр Сергеев говорит: «Нам поручили всю научную экспертизу». Он вроде бы этим доволен, а многие ученые — напротив. Кроме 11 тыс. тем в академии мы должны провести экспертизу массы тем вне этого списка — десятки тысяч тем университетов и прикладных институтов. А кто это будет делать? Времени и сил у членов академии на это нет, подключать институты у нас, как и у академика Сергеева, оснований нет.
Действительно, среди многих членов РАН зреет достаточно серьезное недовольство президентом Сергеевым. В частности – его «завоеваниями», а точнее, как это преподносится – «возвращенными функциями». Экспертиза научных тематик и отчетов – одна из них. При этом оппозиция Сергееву (здесь речь не только о радикалах из клуба «1 июля», но и более умеренных представителях РАН) ставит ему в вину, что функционала становится в разы больше (на порядок увеличивается количество рассматриваемых тем и отчетов), однако фактически это не приводит к усилению позиций РАН. Его критикуют за соглашательство с властями и оторванность от нужд самой Академии, внутри которой достаточно много групп, требующих от того же Сергеева вдумчивой «внутренней политики».
источник
Научно-образовательная политика
Проблемы наук и их Академии: мнение и комментарии (3/3)

Завершаем анализ интервью директора ИФВД РАН Вадима Бражкина.

Президент РАН говорит: нужно привлекать научные советы, найти экспертов, найти механизмы, чтобы ученых из наших институтов использовать для общих целей, найти средства. То есть все ставится с ног на голову! Академия должна проводить экспертизу серьезных и важных вещей: глобальных инициатив, государственных программ. Но глобальные проекты с академией не обсуждаются, а мы должны заниматься экспертизой проектов доцентов из Улан-Удэ!
Частично, это стоит особо подчеркнуть, в вопросах той же экспертизы академики лукавят – они банально привыкли заниматься своими делами и не хотят отрабатывать свои высокие зарплаты и пенсии. Также для многих не является очевидным, что попытки Сергеева встроить РАН в машинерую научной политики государства является вопросом сохранения субъектности самой Академии. Грубо говоря, весьма часто президенту Сергееву приходится делать хорошую мину при плохой игре – ведь многие «достижения» в действительности обернутся серьезными издержками для всей системы РАН.

Все решается на келейном уровне, в других кабинетах. У ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова — тесные контакты с властями, Михаил Ковальчук, президент Курчатовского института, вообще небожитель, для которого президент страны легко доступен!
Здесь два аспекта – первый, да, конечно, Ярослав Кузьминов является одним из лидеров вузовского сообщества (сопоставимым масштабом по вовлеченности в научно-образовательную политику обладает очень небольшой круг ректоров), а Михаил Ковальчук как идеолог «группы прорыва» оказывает масштабное влияние на научно-технологическое развитие страны. Однако, конечно, это далеко не полный перечень влиятельных лиц и не только в этих кабинетах принимаются решения. Кроме того, постепенно идет трансфер в сторону «советской» системы (советы смешанного представительства от всех заинтересованных сторон) в противовес «кабинетной».

Кстати, недавно в заявлении клуба мы спросили, почему правительство ни разу не поручило РАН провести экспертизу программ развития Курчатовского института, «Сколково», Высшей школы экономики, технологической долины МГУ и т. д. Крик души, конечно, никто не поручит, они сами с усами!
А вот тут г-н Бражкин неправ. РАН имеет право на научное и научно-методическое руководство этими организациями, однако для этого должна заключить с каждой из них индивидуальные соглашения. Понятно, что расположенность другой стороны подписываться под определенным контролем со стороны Академии, а также его формат во многом будут зависеть от доброй воли всех этих организаций, ну и конечно, сигнала с самого верха. Так что поручить – поручили, а вот как РАН сможет реализовать это поручение, вопрос открытый.

Итог. Мнение Вадима Бражкина – это некий срез, по которому можно судить о настроениях в Академии наук и среди директоров научных институтов. Далеко не во всем он прав, со многим можно спорить, но знать о подобных мнениях и затронутых проблемах необходимо для реализации эффективной госполитики в научно-образовательно-технологической сфере.
источник
Научно-образовательная политика
Развилки научно-технологического прорыва в АПК (1/2)

Темой номера нового «Огонька» стало сельское хозяйство – а точнее, селекция и семеноводство. Основная статья посвящена весьма интересной ситуации, сложившейся в данной сфере.

Концерн Bayer объявил о поглощении американской агрохимической корпорации Monsato. Для сделок такого уровня необходимо согласие других стран. Россия за свой голос потребовала передать ей ряд агротехнологий.

Как пояснила «Огоньку» глава проекта по технологическому трансферу компании Bayer Майя Драганова, российские ученые и селекционеры «получат иностранный семенной материал с улучшенными генетическими свойствами по таким важным для России сельхозкультурам, как кукуруза, соя, рапс и пшеница, а также доступ к технологиям ускоренной селекции (молекулярные средства селекции) по указанным выше и трем овощным культурам — томату, огурцу и капусте». Получатели материала и технологий смогут потом использовать их как для проведения собственных исследований и селекции, так и для коммерциализации полученных таким образом гибридов и сортов под собственным брендом.

Кроме того, по словам Драгановой, в рамках трансфера технологий Bayer предоставит экспертное сопровождение, которое включает в себя образовательные мероприятия и визит российских представителей в европейский исследовательский центр компании для обучения. Bayer будет также участвовать в создании учебно-научного центра биотехнологии растений. Упор будет сделан на четыре культуры — кукурузу, масличный рапс, сою и пшеницу.

Вообще отечественное сельское хозяйство сильно (местами – катастрофически сильно) зависит от поставок иностранного семенного материала. По различным оценкам в основных сельхозкультурах его процент может достигать 99% в случае сахарной свеклы, 54% по картофелю и т.п.

Для преодоления этого дисбаланса была инициирована Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. Мы много и подробно пишем на эту тему. Как раз двумя первыми подпрограммами стали картофель и сахарная свекла, а на подходе – мясной бройлер. По нему ситуация также весьма неприятная – по словам Ирины Донник, вице-президента РАН и «главной по академической сельхознауке»: «На сегодняшний день, две иностранные компании поделили рынок по производству племенного материала для цыплят-бройлеров – американская и английская».

Собственно говоря, те технологии, которые будут получены от Bayer могли бы помочь совершить достаточно серьезный рывок в области агробиотехнологий. Для обеспечения этого процесса на базе ВШЭ был открыт Центр технологического трансфера. Интервью с его директором Романом Куликовым раскрывает некоторые более конкретные вопросы. Ключевая идея – российские ученые и аграгрии получают доступ к новейшим технологиям, оборудованию и протоколам. Особенно важна в этом процессе образовательная программа. Реализация всего процесса должна привести к серьезному форсированию работ по четырем указанным культурам.

Отдельно стоит отметить передачу технологий точного земледелия. Плюс и минус в том, что скорее всего, это будет «коробочное и комплексное решение», что, конечно, устроит потребителя (аграриев), но вызовет недовольство у чиновников и управленцев. Дело в том, что в высокой степени готовности находится проект комплексной научно-технической программы «Цифровое сельское хозяйство» (отвечает за который все та же Ирина Донник). Здесь будут вставать все те же дилеммы «импортозамещения и независимости», что и в вопросах селекции и семеноводства.
источник
Научно-образовательная политика
Развилки научно-технологического прорыва в АПК (2/2)

Здесь можно говорить о некоторой развилке между ФНТП РСХ и «треком Bayer». Ведь именно на все эти аспекты направлена и Программа – в рамках каждой из подпрограмм существуют и реализуются комплексные планы научных исследований, которые предполагают разработку тех самых технологий, оборудования и протоколов, которые Россия получит от Bayer.

Встает вопрос не об отечественном производстве как таковом, а о «производстве средств производства», то есть создания собственных технологии или адаптации доступных иностранных для обеспечения полного инновационного цикла в сельском хозяйстве – от методик выведения новых сортов до их передачи в коммерческое использование. И речь здесь идет именно о лучших доступных технологиях – иначе вся эта работа теряет смысл.

Для успешного импортозамещения необходимо иметь не только собственные сорта или племенные линии, но и технологии, оборудование, протоколы и систему подготовки кадров. Потенциально ФНТП РСХ, будущие комплексные научно-технические программы и проекты по «сельскохозяйственному» приоритету Стратегии НТР, и тем более, НОЦ мирового уровня по данным темам должны решать эти задачи.

Однако, отметим, что к сожалению, далеко не все ответственные управленцы в курсе содержания и хода работ по ФНТП.

В частности, Ирина Донник откровенно заявляет о неудачах и недостаточности усилий государства: «Конечно, я могла бы перейти на казенный язык и рассказать, что есть федеральная научно-техническая программа поддержки сельского хозяйства, принятая в 2016 году. В рамках нее реализуется ряд проектов, которые должны существенно изменить соотношение сил… Но даже в этой программе нет слова «отечественные». То есть даже в этой программе, которая создавалась для поддержки российской науки, нет этого слова».

Честно говоря, не знаем, какую ФНТП РСХ читала г-жа Донник, но та, которую изучаем мы и достижениями в результате реализации подпрограмм которой по праву гордится министр Котюков, вся насыщена идеями об импортозамещении, технологической (в т.ч., сортовой, семенной и т.п) независимости, формами поддержки отечественной науки и институтов трансфера научных знаний, а также технологий в реальное агропромышленное производство.

Тема семеноводства стремительно секьюритизируется и становится вопросом научно-технологической, продовольственной и в целом национальной безопасности.

ФНТП развития сельского хозяйства с подпрограммами работает пока что параллельно и дополняя «проект Bayer», однако, постепенно может быть точка невозврата расхождения траекторий. И в такой ситуации либо придется развивать, условно говоря, обе из них по всем культурам, либо эти культуры делить, либо закрывать одно из направлений и начинать во втором их развивать технологически «с нуля».

Отказываться от технологий Bayer, конечно же, нельзя, но и «подсаживаться» на иностранные техники, приемы и протоколы также не стоит. Иначе мы можем попасть в одну из известных ловушек импортозамещения – заместив продукт, попасть в зависимость от средств и технологий его производства.
источник
Научно-образовательная политика
Почётный профессор Томского политеха, француз (по маме) и гуру журналистики
Владимир Познер:

«Власть, то есть люди, которых мы избрали, должна доказать, что она достойна уважения: законопроекты, выступления ее представителей — вот что должно быть мерилом... это люди (депутаты, сенаторы -НОП), говоря мягко, небедные, привилегированные, с них спрос особый»

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, ценитель скромного сельского быта в италоязычном Локарно (Швейцария), сенатор Андрей Клишас:

«Успех в профессиональной самореализации неминуемо влечет рост материального благосостояния и уровня независимости... это не только позволяет заниматься политикой, но и дополнительно гарантирует беспристрастность и объективность политической деятельности».

Всё же, как это очень по-русски, когда два умных, образованных человека говорят о любви к России и россиянам.

https://t.me/polittemnik/2642
источник
Научно-образовательная политика
Путин переименовал Минвостокразвития в Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики: «возложив на него дополнительно функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития Арктической зоны»
источник
Научно-образовательная политика
У итальянца Валерио Массимо Манфреди есть исторический роман «Десять тысяч» («Пропавшее войско») о малоизвестном подвиге спартанцев. 10 К – это цифра особая, мифическая, уходящая корнями в глубокую древность. Сегодня 10 К чаще ассоциируется с банковской пачкой «американцев», но на самом деле далеко не все даже в сегодняшних коммерческих реалиях измеряется деньгами. 10 К – это рубеж, за которым видится дивизия подписчиков, костяк того войска, которое позволит командирам взять новые большие высоты. Поздравления «спартанцам» Научно- образовательной политики @scienpolicy ! Пусть их войско растет, не пропадает, не уходит в тень, а продолжает бить точно в намеченную цель и двигаться вперёд.
источник
2019 February 27
Научно-образовательная политика
25 упоминаний в топ-100: Предметный рейтинг QS 2019

В первой сотне по отдельным предметам рейтинга QS 10 российских вузов упомянуты на 25 позициях, а по всем предметам в сумме за нашими университетами - 164 позиции.

Лидер российских университетов - МГУ, самый продвинутый в своей области специализации - Санкт-Петербургский горный университет (19 место по горно-инженерному делу).

Подробнее на Индикаторе: https://indicator.ru/news/2019/02/26/rejting-qs-2019/
источник