Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 February 27
Научно-образовательная политика
Предметные рейтинги QS 2019: краткие выводы

Проект 5-100 работает.

Позиции российских университетов-участников растут. Присутствие в первой сотне предметного рейтинга означает, что страна входит в элитный клуб создания самых передовых знаний и технологий, а также обмена ими, привлекательна для иностранных студентов и специалистов.

Сегодня уже 10 российских университетов представлены в первых сотнях 16 рейтингов по областям знаний. Помимо традиционно сильных для России таких областей как физика, математика или математика, наши вузы вошли в мировую элиту в экономике, социологии, международных отношениях.

Интересно, что именно те участники программы 5-100, которые показали наибольший прогресс, находятся под особым вниманием Рособрнадзора, то есть именно в них  проводятся проверки. Видимо международное признание рассматривается как фактор риска.

Особенно важно, что мы заходим в рейтинги во всё большем количестве областей. Нам трудно соревноваться в институциональных рейтингах в силу существенных структурных отличий наших университетов от англо-саксонских (традиционно – большая специализация и выделение исследований в академию наук). Тем сильнее впечатляет прогресс по отдельным предметным областям.
источник
Научно-образовательная политика
Из поручений Владимира Путина

"подключение до конца 2021 года всех общеобразовательных организаций к высокоскоростному интернету"

Безусловно, этот пункт поручений будет выполнен в срок.

Немного из истории. В 2014 году автор этих строк имел разговор с Председателем Правительства.
Дело было в Сочи, на фуршете у Дмитрия Анатольевича.

5 лет назад речь шла именно об этом - о том, что в ряде школ более трех лет как подключен высокоскоростной интернет и закуплена дорогая компьютерная техника. Которую за 3 года даже не распаковали.

Потому что в десятках таких школ за три (!) года не нашли учителей с нужными компетенциями.

Но теперь же всё иначе, и такого риска уже нет. Или есть?

https://t.me/dimsmirnov175/4605
Telegram
Пул N3
Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации Послания:

- определение постоянно действующего порядка материального обеспечения пенсионеров, в соответствии с которым размер социальной доплаты к пенсии, не будет уменьшаться даже в случае, если при индексации пенсии и ежемесячной денежной выплаты доход пенсионера превысил прожиточный минимум

- увеличение с 1 июля до 10 тыс. рублей ежемесячной выплаты неработающим трудоспособным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком- инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы,

- оказание помощи семьям, взявшим ипотечный жилищный кредит для приобретения жилья, в виде выплаты из федерального бюджета суммы в размере 450 тыс. рублей в счет погашения кредита в случае рождения после 1 января 2019 г. в таких семьях третьего ребенка или последующих детей,

- подключение до конца 2021 года всех общеобразовательных организаций к высокоскоростному интернету,

- разработка национальной стратегии в области искусственного…
источник
Научно-образовательная политика
Поручения Президента по итогам Послания: наука и образование

В принципе, никаких новых инициатив по научно-образовательному и научно-технологическому вектору в поручениях президента не содержится.

2. Правительству Российской Федерации обеспечить (Ответственный: Медведев Д.А.):
а) внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:

включение в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, изданий, получивших наиболее высокую оценку по результатам экспертизы;
Срок – 1 декабря 2019 г.;

Всю отрасль школьных учебников ждет серьезна «перезагрузка». Повышение роли экспертизы – это только один из векторов, также планируется переход к экспертному рассмотрению рукописей (фактически – проектов учебников), а также разрыв связки между автором и издательством. Эти действия поддерживает и Минпросвещения, и РАН – мы детально их анализировали.

б) подключение до конца 2021 года всех общеобразовательных организаций к высокоскоростному интернету.
Доклад – до 1 сентября 2019 г., далее – один раз в год;

Высокоскоростной интернет вообще становится аналогом ГОЭЛРО, только уже для цифровизации страны. Впрочем, мы сегодня уже высказывали опасения по поводу практики, поскольку в теории и на бумаге (поручения, нацпроекты, фед- и регпроекты) всё всегда замечательно.

в) создание до 1 января 2022 г. в Российской Федерации 15 научно-образовательных центров, предусмотрев, что до конца 2019 года должны начать функционировать пять таких научно-образовательных центров, в том числе в Пермском крае, Тюменской и Белгородской областях.
Доклад – до 1 февраля 2020 г., далее – один раз в год;

Это поручение повторяет соответствующее мероприятие нацпроекта «Наука», однако, конкретизирует тех, кто НОЦ получит точно. Мы детально разбирали и общие аспекты, и причины тюменского успеха.

г) разработку национальной стратегии в области искусственного интеллекта.
Срок – 15 июня 2019 г.;
К 25 февраля, Президент поручил Правительству Российской Федерации с участием ПАО «Сбербанк России» и других заинтересованных организаций было необходимо разработать подходы к национальной стратегии развития искусственного интеллекта и представить соответствующие предложения. Также в разработке подходов активное участие должно было принимать АСИ. Следующим шагом станет разработка самого документа.

д) реализацию дополнительных мер, направленных на стимулирование роста инвестиций в высокотехнологичные проекты в области искусственного интеллекта, интернета вещей, робототехники и обработки больших массивов данных, осуществляемые субъектами малого и среднего предпринимательства.
Доклад – до 1 июля 2019 г., далее – один раз в год;

Тема стимулирования инвестиций в высокотехнологичные проекты в «цифровой» области находится на пересечении нескольких нацпроектов по науке, цифре, малому и среднему предпринимательству и ряду других. Сквозная задача по формированию технологической культуры и стимулированию инвестиций в высокотехнологичный сектора, в том числе и особо - с позиций малого и среднего бизнеса (также - в формате стартапов) была поставлена еще в Стратегии НТР, но требует постоянного напоминания и внимания.

7. Правительству Российской Федерации совместно с госкорпорацией «Роскосмос» и Правительством Москвы обеспечить создание Национального космического центра, включающего в себя в том числе головные подразделения основных организаций ракетно‑космической отрасли, конструкторские бюро, профильные структурные подразделения научно‑исследовательских и образовательных организаций.
Доклад – до 15 января 2020 г.
Ответственные: Медведев Д.А., Рогозин Д.О., Собянин С.С.

Предполагаем, что интеграция в этом случае пойдет на благо отрасли, ведь сколь высоки наши достижения, столь и быстрым оказывается падение с занимаемых позиций. Отметим очередной «технологический» выход г-на Собянина, который сделал ставку именно на эту часть прорыва.

Полный текст поручений: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/59898
источник
Научно-образовательная политика
В платформе соцлифтов прибыло!

Вчера в томском политехе открылся отборочный этап чемпионата «CASE-IN” — международной системы соревнований по решению инженерных кейсов среди студентов, школьников и молодых специалистов.

В рамках Лиги молодых специалистов в Томске будут соревноваться девять команд. Это представители различных компаний, среди которых ООО «Газпром трансгаз Томск», ООО «Газпром добыча Ямбург», Новосибирский филиал ООО «Сибирская генерирующая компания», ПАО «Татнефть» и других.

Участниками отборочных этапов студенческой лиги станут 43 команды (161 человек). Большинство из них обучаются в Томском политехе. Также на чемпионат приедут студенты из кемеровского КузГТУ и тюменского ТИУ. Они будут решать кейсы по геологоразведке, металлургии, нефтехимии и электроэнергетике.
Впервые чемпионат проводится при поддержке платформы  «Россия — страна возможностей». Благодаря этому в нем появится онлайн-этап и студенты из самых отдаленных городов России также получат возможность себя проявить. Чемпионат также получил возможности, которые предоставляет платформа.

«В этом году мы приняли решение, что наставники из конкурса «Лидеры России» будут наставниками и здесь. Также нас ждет теперь больше партнеров и призов», — рассказал заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» Владислав Даванков.

Подробнее здесь
——

Осталось только число проектов на сайте исправить.

Их теперь 16!
источник
Научно-образовательная политика
«Базовые школы» - некоторые подробности

Презентация вице-президента Алексея Хохлова раскрывает больше интересных подробностей о «базовых школах». Мы сознательно не называем их «базовыми школами РАН», поскольку это слишком искажает более широкий масштаб проекта.

Предлагаемые модели базовой школы:

Профильная школа, осуществляющая обучение по одному или нескольким профилям для их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий
Школа с углубленным изучением отдельных предметов, в которой углубленная подготовка происходит на всех уровнях, начиная с начальной школы
Школа-лаборатория, организующая научно-исследовательскую деятельность обучающихся с использованием существенной лабораторной базы (как собственной, так и научных организаций, ведущих региональных университетов)
Школа при университете (научной организации), имеющая многолетний опыт взаимодействия и использования научно-образовательного потенциала региональных и федеральных вузов, научно-исследовательских центров
Школа-ресурсный (сетевой) центр, обладающая потенциалом для проведения консультаций, лабораторных и факультативных занятий с обучающимися других школ, имеющими склонность к научно-исследовательской деятельности
Смешанная модель, включающая в себя несколько вариантов представленных выше моделей

У проекта в каждом из субъектов реализации будет свой региональный координатор.

В презентации особый интерес представляет перечень регионов, а также научных и образовательных организаций, которые выступят центрами поддержки школ.

Презентация позволяет быстро вникнуть в суть проекта и разобраться в различных его аспектах. Бонусом также несколько слайдов по популяризации науки и решению комплекса проблем вокруг экспертизы, отбора и издания школьных учебников.

http://news.sbras.ru/ru/Documents/hohlov_shkoly_ran_26_02_2019.pdf
источник
Научно-образовательная политика
По поводу ситуации вокруг Российского научного фонда.

Коллеги и грантополучатели, оснований для паники нет никаких. Никто финансирование науки не останавливает.

Проблема заключалась в том, что только на днях Постановлением Правительства от 21 февраля 2019 года № 180 были приняты новые правила предоставления субсидий от созданного Министерства науки и высшего образования Российскому научному фонду. Задержка была связана с созданием нового министерства и разведением бюджетов между Минобрнауки и Минпросвещения.

В течение нескольких недель все средства должны быть доведены.

https://t.me/russica2/14535
источник
Научно-образовательная политика
В настоящий момент ряд умных и серьёзных каналов на полном серьёзе рассуждает о недостатке денег на науку.

Причём старт дал гендиректор Российского научного фонда Александр Хлунов, имеющий прямой контакт с Министром и точно знающий - деньги есть и их много. Вот кому точно стоило бы помолчать вежливо в стороне. В то время, как президент призвал всех чиновников не допускать бюрократической волокиты, а тем более дрязг, совсем не стоило затевать эти публичные разборки в надежде удовлетворить собственные карьерные амбиции.

Хотя теперь его многие услышали и реакция уважаемому учёному и администратору явно не понравится.

Коллеги, если уж так хочется "пнуть" науку - обращайтесь. Мы вам дадим список тех кто успешно "пилит" уже многие годы, рисуя отчёты на бумаге.

https://t.me/obrazbuduschego/5424
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Публикуем официальный ответ Минобрнауки по поводу ситуации с задержкой доведения средств до РНФ и его грантополучателей, а также передаем горячий привет в Минфин, который, кажется, не слышал из уст Президента Путина про научно-технологический прорыв и спресованное время, когда на раскачку нет и лишнего дня:

В целях финансового обеспечения предоставления средств федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в Российский научный фонд в целях поддержки перспективных исследований в рамках реализации проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития  Министерству науки и высшего образования Российской Федерации на 2019 год предусмотрены Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период" средства федерального бюджета в объеме 7 300,0 млн. рублей.

Лимиты бюджетных обязательств Минфином России не были доведены до выполнения условий, а именно требовалось  утверждение постановления Правительства Российской Федерации Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий в виде имущественного взноса Российской Федерации в Российский научный фонд.

Постановление Правительства Российской Федерации утверждено 21 февраля 2019 года № 180 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий в виде имущественного взноса Российской Федерации в Российский научный фонд и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

В настоящее время в Минфин России направлено Уведомление о выполнении условий снятия блокировки лимитов бюджетных обязательств, в соответствии с которым лимиты бюджетных обязательств будут доведены до Министерства в кратчайшие сроки.

С уважением, пресс-служба Минобрнауки России
источник
Научно-образовательная политика
А тут Ведомости очень уверенно пишут про то что онлайн-платформа Skillbox "через несколько месяцев... намерена начать выдавать дипломы государственного образца".

Так бывает, когда автор уважаемого СМИ далёк от темы, на которую пишет.

Потому что "дипломы государственного образца" в программах ДПО (а Skillbox реализует именно их) не выдаются с 2012 года, согласно ФЗ "Об образовании".

https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2019/02/26/795098-mailru-group-sovladeltsem-skillbox
источник
Научно-образовательная политика
Что в имени тебе моем? Ученые и ведущие

Публикация итоговой (по крайней мере рубежной) версии паспорта нацпроекта «Наука» окончательно прояснило то понимание ключевых терминов, которым будут оперировать все профильные управленцы. Разберемся с этим и мы. Конечно, все определения вызовут споры и несогласие со стороны представителей сообщества, однако, чтобы понять госполитику – надо изучить ее язык, а он сейчас зафиксирован в нацпроектах.

Всем рекомендуем изучить раздел «Термины и определения» паспорта нацпроекта «Наука» (с. 32-36 нумерации файла), а мы изучим и прокомментируем основные – всегда вызывавшие много вопросов.

Ведущий ученый – исследователи, имеющий за последний 2 года не менее 1 статьи в изданиях первого и второго квартиля, индексированных в международных базах данных, или не менее 1 патента на изобретение за рубежом.

Молодой перспективный исследователь – исследователь в возрасте до 39 лет, имеющий ученую степень и за последние 3 года не менее 2 статей в изданиях, индексированных в международных базах данных, или не менее 1 патентов на изобретение в Российской Федерации или за рубежом.

Обратим внимание на формулировку «не менее», а также на то, что невысокие значения количества статей обусловлены универсальным характером определения – то есть, оно применимо также и к общественно-гуманитарным наукам, где есть серьезные особенности публикационных традиций и сложности для отечественных гуманитариев. При отборе скорее всего будет выделены различные количественные требования по разным приоритетам. В частности, для математики и истории они, очевидно, должны быть ниже, чем для медицины. Примечательно, что для ведущего ученого необязательна научная степень, а также что он может одновременно с этим являться молодым перспективным исследователем.

Ведущая научная организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность, отнесенное по результатам оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, к 1 категории.

Мониторинг, проведенный с боем год назад ФАНО и РАН будет иметь далеко идущие последствия. В частности, лишь первая категория организаций (ведущие) получат право и на обновление 50% приборной базы, и на участие в НОЦ. Следующий мониторинг с выделением категорий будет борьбой за выживание – в него включатся все интегрированные региональные научные центры (имевшие в эту сессию иммунитет в результате интеграции и трансформации), а также (в идеале) вообще все научные организации независимо от ведомственной принадлежности. А результаты будут иметь определяющее значение для будущего института. Траектория госполитики остается приблизительно той же – интеграция и усиление междисциплинарности. Третья категория будет точно обречена на закрытие или вливание в более успешные институты. Вторая – это основа для дальнейшей интеграции. Вопрос о вливании научных институтов в вузы пока остается открытым – слабых университеты не хотят, а сильные туда сами не пойдут. Так что пока можно говорить о программно-проектном взаимодействии (например, в рамках НОЦ), а реальные поглощения научных институтов вузами будут иметь точечный характер. Кстати, самим университетам не стоит расслабляться - у них есть свой мониторинг, а идеи делить их на три группы витают в воздухе.

Прежде чем переходить к центрам, разберем единственное понятие, которое отсутствует в нацпроекте – это «научная школа». Критическому разбору данной практики посвящена статья Олега Корниенко в «Независимой газете».  Для того, чтобы попасть в число основателей научной школы, достаточно иметь двух защищенных кандидатов наук, а также двух докторов. Требование необходимое, но категорически не исчерпывающее. А сами научные школы как понятие и форма научно-исследовательской деятельности до сих пор активно используется - например, в форме грантов для ведущих научных школ.
источник
Научно-образовательная политика
Что в имени тебе моем? Центры мирового уровня

Продолжаем изучать терминологию паспорта нацпроекта «Наука».

Создание научного центра мирового уровня – создание научной организации или ее обособленного структурного подразделения, осуществляющей прорывные исследования фундаментального и поискового характера, а также прикладные исследования и разработки гражданского назначения, направленные на решение, как правило, междисциплинарных задач, признаваемых международным научно-техническим сообществом соответствующими мировому уровню актуальности и значимости. Научный центр мирового уровня проводит исследования в соответствие с приоритетами НТР, имеет в своем составе ведущих ученых в соответствующих областях исследований, ведет образовательные программы. Для центров мирового уровня должны быть утверждены программа развития и схема управления.

Создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики – создание не менее 15 объединений (НОЦ) ведущих научных и образовательных организаций вне зависимости от их формы собственности и ведомственной принадлежности с организациями реального сектора экономики в целях обеспечения исследований и разработок мирового уровня, получения новых конкурентоспособных технологий и продуктов и их коммерциализации, подготовки кадров для решения крупных научно-технологических задач в интересах развития отраслей науки и технологий по приоритетам НТР. НОЦ может быть сформирован как сетевая территориально распределенная структура, имеющая на базе головной организации проектный офис, при этом количество и состав участников может зависеть от решаемых задач НТР. НОЦ участвует в реализации комплексных научно-технических программ (КНТП).

Наш комментарий:
Для НЦ МУ ключевым являются три фактора – перспективные исследования, ведущие ученые и образовательные программы. В принципе, очевидно, но не прописано, а лишь подразумевается, что центры могут создаваться только ведущими научными организациями.

В НОЦ могут принимать участие только ведущие научные организации и никакие иные. Кстати, формулировка подразумевает, то же в отношении университетов, хотя данный термин никак не раскрыт и пока не формализован.

Общим для обоих видов центров является работа в рамках приоритетов НТР.

Отличия НЦ от НОЦ:
1.  Работа НЦ должна быть ориентирована на реализацию программы фундаментальных научных исследований.
2.  НОЦ реализуют комплексные научно-технические программы и проекты, правила разработки, реализации и прекращения которых были недавно утверждены.
3.  Институционально НЦ может быть одной организацией или ее структурным подразделением, НОЦ (по текущей формулировке) должен создаваться минимум тремя участниками: организация реального сектора экономики, университет и научный институт.

Вопросы, конечно, остаются – например, могут ли НЦ участвовать в реализации комплексных планов научных исследований по КНТ программам? Или НОЦ проводить поисковые или даже фундаментальные исследования, которые впрямую в продукцию и технологии конвертированы не будут, но необходимы для развития направлений деятельности центра? На эти вопросы мы получим ответы весьма скоро.

На всякий случай в тексте нацпроекта и на НОЦ МУ, и на НЦ МУ приводится сноска о том, что «термин будет уточнен при разработке нормативных правовых актов для реализации нацпроекта», поэтому всё еще может поменяться в определенных пределах. Однако, смысловое ядро останется тем же – это уже понятно.

Один из главных вопросов – как будут стыковаться 15 НОЦ МУ, научные центры мирового уровня и 14 центров компетенций НТИ. Согласно нацпроекту они должны формировать «единую сеть», однако, именно точек стыковки этих трех видов центров пока не видно.
источник
Научно-образовательная политика
Первое заседание рабочей группы по молодежной политике Госсовета РФ.

Руководителем рабочей группы по молодежной политике Госсовета РФ является губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов. Сегодня прошло первое заседание группы с участием Алексея Комиссарова, генерального директора АНО «Россия — страна возможностей», Александра Бугаева, руководителя Росмолодежи, Ирина Потехиной, замминистра просвещения РФ.

Из основного:
- сформирована экспертная группа по направлению «Законодательное обеспечение молодежной политики» с целью формулирования федерального профильного законодательства;

- сформирована экспертная группа по направлению «Социальные лифты для молодежи» займётся решением вопросов карьерного и личностного роста молодых людей с учетом опыта платформы «Россия – страна возможностей»;

- сформирована экспертная группа «Инфраструктура молодежной политики» с целью мониторинга вопросов развития сети региональных и муниципальных учреждений в сфере молодежной политики.

Кажется ещё никогда молодёжной политикой и социальными лифтами не занимались так системно и внимательно.

Следим за деятельностью экспертных групп и ждём результатов.

Нет, создаём его вместе.
источник
Научно-образовательная политика
Реальная молодежная политика

Тина Канделаки хорошо пишет. Рисует яркие образы, показывает заинтересованность в теме. А главное - демонстрирует журналистскую непредвзятость. Которую  своим репостом масштабирует другой титан непредвзятой телеграм-журналистики - Караульный.

А если кому то показались предвзятыми  тезисы Тины Гивиевны и коллег о том, что "молодёжная политика, ребята, замерла" и ценные экспертные предложения о необходимости приглашения к дискуссии "крупных игроков от Яндекса до "ВКонтакте" - вы это бросьте, ребята.

Разве можно не согласится с тем, что молодёжная политика лежит на дне в то время, когда впервые за долгие годы именно она стала приоритетом государственной политики (и вошла красными строками в 4 нацпроекта), а сотни команд по всей стране реально пытаются придать ей форму скрепы? Да и как же так, Тина, ведь совсем недавно Вы обнаружили блестящую молодёжную политику в Чечне.

Тина, а чем занимались последние годы Алексей Каспржак, Алексей Комиссаров, Ирина Потехина, Марина Ракова, Елена Шмелева, Роберт Уразов а также десятки команд, собранных Дмитрием Песковым под идеями "Острова" (в команде с десятками высокотехнологических компаний, включая упомянутые Вами Яндекс и ВК).

А чем занят Сон Ир Ли в Минэнерго, который надумал, как сделать молодёжную скрепу из казалось бы столь скучных для нее (молодёжи) электроэнергетики и ТЭК?

А о чём думали эксперты (многих из них Вы регулярно одариваете комплиментами) ЦСР (ещё под руководством Кудрина), когда придумывали идеи для майского указа и одной из ключевых (да ладно!?) обозначили именно развитие молодёжной политики?

Не всем из упомянутых коллег из-за загруженного реальной работой графика удаётся побывать на форумах в Давосе и Сочи, они лишены возможности выборочно хвалить губернаторов и их не приглашают в Гостиный Двор на Послание Президента.

Но, постарайтесь поверить, они много работают над молодёжной политикой.

Наверное, даже больше, чем упомянутый Вами губернатор Дмитрий Миронов, на которого Вы возлагаете надежды.

https://t.me/tikandelaki/3090
Telegram
Тина Канделаки
Знаешь, в чем наша проблема, Саша? В том, что у нас нет проблем. Нам всё кто-то доставил и принёс. А мы только сидим и думаем: "А какой я? А что я могу?" Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?
XXI век

Сегодня я была на заседании рабочей группы Государственного Совета Российской Федерации по молодежной политике.
Собрал нас ее руководитель - губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов. Я уважаю Дмитрия Юрьевича и знаю его не первый год, поэтому надеюсь, что под его руководством молодежная политика у нас наконец-то появится, потому что сейчас её нет.

У нас есть Федеральное агентство по делам молодежи, есть конкурс "Лидеры России", у нас регулярно проводят форумы. При этом молодежной  политики у нас нет, и не по злой воле, а потому что в мире постправды, в котором технологии победили содержание, не существует ценной для всех идеологемы, которая объединила бы молодежь.

Молодежь сегодня - это новая власть, потому что её 26 млн, потому что в юном возрасте люди гораздо быстрее становятся единомышленниками…
источник
Научно-образовательная политика
Москва как она есть, ну перестаньте уже писать таким тошнотворным слогом. Это отвращает и от управленцев, и от толковых инициатив не хуже коррупции. У г-на Калины и без того проблем много, чтобы их усугублять топорным пиаром.

​​"на заседании президиума столичного правительства доложил о развитии системы образования в городе в 2018 году и планах на этот год"

"количество детей, занимающихся в городских секциях и кружках дополнительного образования, впервые превысило 1 млн человек".


Может, из-за таких постов Тина Канделаки и утратила веру в молодёжную политику.

https://t.me/gorod095/1490
источник
Научно-образовательная политика
Управленец познается в прорыве – часть 1 из 3

Письмо раздора

Мы много раз писали о негласном соперничестве между двумя научными фондами – РНФ и РФФИ. Часто рассуждали о трениях между РАН и Минобрнауки (а ранее – ФАНО). Однако, случаи откровенных публичных атак в рамках кризисной ситуации до сегодняшнего дня нами зафиксированы не были.

Хронология событий такова – из-за трансформации Министерства образования и науки в новое Минобрнауки и Минпросвещения, разделения бюджетов, а также некоторой нерасторопности Минфина не были вовремя утверждены Правительством правила предоставления субсидий РНФ со стороны Минобрнауки, а следовательно – не был заключен договор и средства оказались заморожены. Естественно, по грантам никто ничего не получил.

Двадцать пятого февраля, то есть спустя 4 дня после утверждения этих Правил, когда было ясно – разрешение ситуации является делом времени – гендиректор РНФ Александр Хлунов разослал всем грантополучателям «Президентской программы» письмо, в котором, если трактовать его буквально, лишь прояснял ситуацию.

Однако, важны несколько обстоятельств.

Время – уже после утверждения Правил. Создать «хайп» и потом «разрулить» ситуацию, приписав всю славу себе – это вполне в духе г-на Хлунова. Он прекрасно понимал, что скоро проблема разрешится, поэтому именно сейчас и создал ее на ровном месте, а также – вынес в публичную сферу.

Адресаты – участники «президентской программы» РНФ. Сделано это, конечно же, для достижения наибольшего эффекта и максимальной публичности. В соцсетях забурлило у именитых ученых весьма бурно. У РНФ есть и другие программы, в том числе, международные – но их проблемы не коснулись. А значит, была избирательность и в приостановке финансирования, и в выборе адресатов.

Контекст – процесс запуска нацпроекта «Наука» и первый год самостоятельного бюджетного плавания нового Минобрнауки, формирование управленческой команды которого еще даже не закончено. В этой ситуации такой откровенный «перевод стрелок» на Министерство является «ударом в спину».
источник
Научно-образовательная политика
Управленец познается в прорыве – часть 2 из 3

Обиды и амбиции

Есть ли у г-на Хлунова причины действовать столь открыто враждебно? Безусловно. Перечислим лишь несколько соображений и наблюдений.

1.  Его не сделали министром науки и высшего образования, хотя фамилию часто называли в числе кандидатов. Даже в замминистры не взяли.
2.  Его совсем не позвали в нацпроект «Наука» - нигде не упомянут он в качестве ответственного исполнителя мероприятий.
3.  Его (и РНФ) совсем не позвали в госпрограмму «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». В ней нет ни одного упоминания ни фонда, ни его гендиректора. Им не отписано ни одного мероприятия. Что особенно обидно на фоне того, что РФФИ весьма активно участвует в весьма престижных и денежных мероприятиях.
4.  Открытым является вариант слияния двух научных фондов либо серьезного перераспределения функционала. Перспективы РНФ откровенно туманны.

Принципы экспертизы и отбора проектов, которыми козырял Фонд стали универсальными – и о них говорят как о данности. Ярких проектов нет. В результате всех этих факторов г-н Хлунов стал выпадать из информационной повестки. И он решил напомнить о себе «взрывным» образом.

Тёмное прошлое

Да и предыдущие акции г-на Хлунова и РНФ свидетельствуют о его, выразимся мягко, «неполной корпоративной солидарности».

В частности, Хлунов и его команда долго и упорно фактически «рейдерским захватом» «отжимали» бренд «мегагрантов». Традиционно термин относят к программе привлечения ведущих ученых в рамках Постановления Правительства № 220 от 09.04.2010. Однако, с маниакальным упорством и сами управленцы РНФ во главе с Хлуновым рассказывали о «мегагрантах РНФ» (а часто и без упоминания фонда), и самих грантополучателей подбивали. Особенно это было заметно на примере тех ученых, кто получил в начале мегагрант, а затем крупный грант РНФ – те просто путались в мегагрантах словно в двух соснах.

«Подвиги» г-на Хлунова на этом не были исчерпаны. И связаны они, кстати, с той самой Президентской программой. Помните, как президент поручил РНФ разработать механизм привлечения молодежи, наставничества со стороны ведущих ученых и реализации проектов под управлением молодых исследователей? А вышло что? «Мой первый грант» в исполнении РНФ, программа коллективов – ни там, ни там не было ни ведущих ученых, ни совместной работы, ни наставничества. Третье мероприятие – уже про ведущих, но там молодые – лишь количественное «обременение». Четвертое – вообще о консорциумах и установках. Мягко выражаясь, Путин был удивлен таким исходом. Настолько, что дал другое, отдельное поручение по развитию идей привлечения ведущих ученых, одним из выражений которых стали научные центры мирового уровня в нацпроекте «Наука».

В принципе, РНФ был создан на бюджете ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2014-2020», которая была четко ориентирована на поддержку молодежи. Именно в этом компоненте, пожалуй, больше всех РНФ и недоработал. Даже слова Андрея Фурсенко на заседании Совета по науке и образованию, что именно у РНФ есть программа для молодых с горизонтом в 7 лет, прозвучали не столь уверено. Нет уверенности в верхах и по поводу той организации, которая должна будет «собрать» все формы поддержки молодых исследователей (а также, скорее всего, инженеров и инноваторов) в единую систему. Все меньше доводов в пользу РНФ в сравнении с проектами единого фонда, передачи функционала полностью в РФФИ или даже выделения еще одного фонда – молодежного.
источник
Научно-образовательная политика
Управленец познается в прорыве – часть 3 из 3

Ошибка управленца

В этих условиях и с таким багажом г-н Хлунов решил рискнуть по полной – и объектом атаки он выбрал молодое Минобрнауки и самого министра Котюкова. Это было большой ошибкой. Он вынес рабочие моменты в публичную сферу. Причем сделал это сознательно и исключительно в собственных интересах. Никакой корпоративной солидарности проявлено не было. Тем более, что схожие проблемы по ряду причин испытывают получатели субсидий от Минобрнауки. Однако, подобного «хайпа» не разводят.

Г-н Хлунов решил резким рывком вернуться в информационную повестку, решив, что в «пиаре чересчур не бывает». При этом он поставил себя выше Министерства, которое показано разве что не вредителем. Естественно, критически настроенная часть научно-образовательного сообщества тут же подхватила и приукрасила событие.

Затем на главных телеграм-площадках появились сообщения о конфликте среди заместителей министра Котюкова. Не сказать, что оба упомянутых господина – Трубников и Кузьмин – идеальные управленцы, но и откровенной войны между ними нет. Тем не менее, подобные сообщения – это по меркам телеграма «серьезный калибр», которым «отрабатывают» по Минобрнауки и лично по министру Котюкову.

Естественно, эти два события плотно связаны в медийной повестке, а также аналитике и экспертных комментариях.

Глупость или измена?

И теперь ключевой вопрос, который волнует всех – связаны ли в действительности выходка с письмом г-на Хлунова и эти «выстрелы» по поводу разлада в руководстве.

Если связи нет – то тут все весьма печально для Хлунова. Однозначно будут восприниматься вместе и его действия, и атаки на Минобрнауки. Он попортил себе репутацию и весьма серьезно навредил отношениям не только с Котюковым, но и с многими топ-управленцами. Они посмотрели на его действия и сделали выводы.

Если же связь есть – то это было начало войны, которую лично гендиректор РНФ быстро проиграет. Беглый огонь по замам – это трата сил впустую. Скинуть можно любого из них, но не на их же места метит Хлунов!

Позиции Котюкова сейчас крайне серьезны, ему выдан огромный кредит доверия от «группы прорыва» в лице Кириенко и Ковальчуков, а также от президента. Однако, это не дает полного иммунитета. В любом случае, теперь требуется найти заказчиков «наезда» на Минобрнауки (даже, если Хлунов замешан – он не мог действовать один), купировать их активность или начать контригру. Ведь посты по поводу разборок на уровне чуть ниже министра (губернатора) – это всегда лишь начало масштабной кампании.
источник
2019 February 28
Научно-образовательная политика
Сначала вы прокачиваете НОЦ, а потом и НОЦ начинает прокачивать вас.

Приказом командующего Тихоокеанским флотом Ректор ДВФУ Никита Анисимов награждён офицерским кортиком.

Никита Юрьевич, и мы присоединяемся к поздравлениям с прошедшим. Желаем сейчас одного - чтобы следующим озвученным стал НОЦ "Мировой океан".
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня и завтра (28.02-01.03.19) в Тюменском индустриальном университете состоится XII сессия градостроителей.

В течение двух дней на базе опорного университета пройдут масштабные мероприятия — XII семинар градостроительных проектировщиков «Цифровое управление развитием территорий», X Международная школа градостроителей «Инфраструктура как ресурс развития городов».

В программе семинара 28 февраля — стратегическая сессия «Цифровизация управления развитием территорий: ограничения и возможности», градостроительная сессия «Развитие городов. Лучшие практики и цифровые технологии».

О современной инфраструктуре
образования как ресурсе развития территории на примере организации современного университета в Тюмени расскажет научный руководитель Московской школы управления «Сколково» (Москва) Андрей Волков.

https://www.tyuiu.ru/xii-sessiya-natsionalnoj-gildii-gradostroitelej-projdyot-v-tiu/
источник