НОЦ и региональная политика: Стратегия пространственного развития
Мы писали, что в вопросе выбора регионов для размещения НОЦ будут играть очень многие факторы – в том числе, политические. Президент Путин четко озвучил трех победителей первой пятерки НОЦ (тех, что создадут в этом году): Тюменская область, Белгородская область, Пермский край.
Кратко ответим на вопрос, почему именно эта тройка была выбрана президентом:
1. Высокая степень готовности. Действительно проработанные проекты, из которых региональных экономики смогут извлечь реальную пользу – в том числе, в вопросах дальнейшего экспорта продукции.
2. Хорошие позиции в индексах - качества жизни, инновационности и т.п.
3. Отработанные или очень интересные предлагаемые форматы взаимодействия науки-бизнеса-образования.
4. Тюмень начала работу очень давно и крайне активно, её изюминка – это три региона и множество организаций, которые смогли договориться и представить единый мощный проект с масштабной информационной поддержкой.
5. Пермь является промышленным центром с отработанными взаимодействиями – одним из лидеров по недропользованию.
6. Белгород занимается высокие позиции в рейтингах инновационных регионах, при этом также может служить центром стягивания научно-образовательного и научно-технологического пространств от Белоруссии, а также Л/ДНР.
Теперь о факторах.
Стратегия пространственного развития (СПР) представлена двояко.
С одной стороны, в ней указан четкий перечень тех городов и агломераций, в которых, по мнению создателей, сложились условия для формирования НОЦ. Из нашего краткого
анализа и прогноза в первой тройке названа Тюмень. Однако, в перечне отсутствовал Белгород. Тем не менее, сейчас осталось всего 12 позиций на НОЦ из них 2 в первую волну. То есть, если не будет еще сюрпризов – то 18 претендентов на 12 мест. Конкуренция становится сильнее. Однако, это лишь список.
С другой стороны, регулярно заявлялось с самых высоких трибун, что НОЦ будут распределять с учетом географического фактора. Мы держим в уме, что цель подобных центров – это интеграция науки, образования и производства не только для проведения исследований и подготовки кадров, но и выпуска продукции, а также стимулирования развития всей региональной экономики. В СПР сформированы 12 макрорегионов: Центральный, Центрально-Чернозёмный, Северо-Западный, Северный, Южный, Северо-Кавказский, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральско-Сибирский, Южно-Сибирский, Ангаро-Енисейский, Дальневосточный.
Логично предположить, что НОЦ должен быть в каждом из этих макрорегионов. Первая тройка представляет следующие макрорегионы: Центрально-Чернозёмный (Белгород - других очевидных претендентов больше нет); Волго-Камский (помимо Пермского края в нем есть очень сильные Татарстан и Нижегородская область) и Уральско-Сибирский макрорегион (кроме «Тюменской матрешки» здесь еще есть Челябинская и Свердловская области с весьма серьезными амбициями).
Примечательно, что в СПР не выделено ни одного города из Северо-Кавказского и Северного макрорегионов. Но мы вполне можем ожидать появления НОЦ в Ставрополе (об этом говорилось в ходе визита министра Котюкова) и Архангельске (на базе Северного (Арктического) федерального университета, патронируемого Кудриным и явно претендующим на часть Арктической повестки).
С Дальневосточным макрорегионом всё понятно – НОЦ «Мировой океан» на базе ДВФУ имеет поддержку на всех уровнях, прокачан в МШУ «Сколково» и является одним из любимых проектов президента РАН Сергеева. Именно его мы ожидаем на одну из двух оставшихся позиций в первой волне.
И объективно говоря, кто-то из Южно-Сибирского макрорегиона – Новосибирск или Томск (его университетский формат предпочтительнее) должны занять пятое место в грядущем отборе, а в целом – оба региона достойны получить свои НОЦ. Хотя, для Новосибирска это не является обязательным – у него есть Академгородок 2.0 и ряд научных центров в перспективе, не говоря уже о мегасайенс – то есть, СКИФе.