Образование как фактор успеха
На Российском инвестиционном форуме в Сочи много говорят про образование во всех его проявлениях.
Пленарное заседание «Факторы успеха: идеи, кадры, компетенции» в значительной степени было посвящено этим вопросам. Но и в рамках других секций и тем очень многое было сказано про школьников, студентов, кадры и все виды образования.
Университеты должны стать ключевыми институтами и магистралями прорыва. Это будут точки сборки многих мероприятий, а также шарнир для сочетания федеральных установок с региональным воплощением. Именно в рамках вузов будут развернуты центры непрерывного образования, выстроены социальные лифты и проведена значительная часть профессиональных конкурсов.
На пленарном заседании важные вещи говорил председатель совета директоров Челябинского трубопрокатного завода Андрей Комаров: «Мы, только одна компания, потратили 2 млрд рублей для того, чтобы создать непрерывную систему образования, включить туда и детские сады, и дошкольное образование, школы, колледж, кванториум, который был запущен в прошлом году, воинскую подшефную часть, непосредственно возврат на производство». Да, это система, выстроенная вокруг одного предприятия и вся ориентированная на него. Более универсальные форматы могут быть проще и дешевле, но нужно обязательно иметь в виду эту модель единой интегрированной системы от детсада до устройства на работу (включая общее и дополнительное образования и даже службу в армии). Она не идеальна, но должна являться ориентиром.
Для трека высшего образования все немного иначе: предприятие, университет, научный институт, Минобрнаки, региональные власти. Увы, армию подключить будет проблематично – разве что через технополис ЭРА и научные роты. Но на всех в них мест все равно не хватит.
Призыв – это одна из развилок, где предприятия теряют кадры, наука - талантливых ребят, а аспирантура - аспирантов. Год в армии часто выбивает из головы все, заложенное туда по стандарту World Skills. В магистратуре и аспирантуре частенько высиживают на отсрочках до окончания призывного возраста или до иных вариантов получения непризывного статуса.
Важной задачей станет интеграция форматов. Например,
инновационные научно-технологические центры - прекрасная экосистема для НОЦ, в том числе, правовая и финансовая, хотя больше ориентированная на технологический трансфер и взаимодействие науки с бизнесом.
У вузов особая роль и в ИНТЦ, и в центрах нацпроекта «Наука». Именно поэтому университет так необходим Елене Шмелевой. Для эффективной работы в научно-технологической долине «Сириуса» нельзя обойтись одними лабораториями . Свой университет – это билет в высшую лигу, это возможность выстраивать сквозные образовательные траектории и увеличивать аппаратное влияние.
Университеты и СПО не смогут войти в прорыв при низком уровне своих управленческих команд. Это особо подчеркивал премьер-министр Медведев. Решению этой проблемы будет посвящен «Остров 10.22» в Сколтехе, на котором будут в формате интенсива «прокачивать» команды региональных вузов по всем траекториям функционирования университета.
Университет НТИ начал отбор на участие в программе.
Собственно, эта сотня (в реальности – чуть меньше, ведь часть команд и вузов все равно «не потянут») и станут фронтом прорыва на университетском уровне. И речь, конечно, пойдет не только о более глубокой интеграции с НТИ, но и об онлайнизации, цифровизации, улучшении управленческих практик и так далее. Отдельным вектором для прокачки университетских команд станет ДПО: по данному направлению Университет 20.35 и Институт образования ВШЭ предложат ряд эффективных решений.
Светлана Чупшева (директор АСИ) заявила: «Я считаю, что сегодня кадры и компетенции – это новая нефть и новое золото для нашей страны». И на самом деле, это позиция, которая кардинально противоположна идее «люди как новая нефть» (источник выкачивания денег). Именно университеты должны стать теми «добывающими и перерабатывающими предприятиями», которые будут нарабатывать человеческий капитал страны. А уже этот капитал обеспечит базу для любого прорыва и развития его достижений.