Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 January 15
Научно-образовательная политика
15 января британское издание Times Higher Education (THE) обнародовало результаты рейтинга университетов стран с активно развивающейся экономикой – Emerging Economies University Rankings 2019.

Россия расширила свое присутствие и стала четвертой страной по количеству вузов, представленных в рейтинге.
Россия в этом году существенно расширила свое присутствие в опубликованном рейтинге, увеличив количество университетов с 27 до 35, и стала четвертой по представленности страной в рейтинге, потеснив одного из традиционных лидеров – Тайвань. Наиболее представленной страной в рейтинге является Китай.
Российские лидеры рейтинга остались неизменными. Первое место среди российских вузов, как и год назад, занимает МГУ им. Ломоносова (5-я позиция), на втором и третьем месте расположились вузы – участники Проекта 5-100: МФТИ (12-я позиция) и НИЯУ МИФИ (16-я позиция).
Всего в THE Emerging Economies University Rankings этого года входит 18 университетов Проекта 5-100. При этом количество вузов – участников Проекта, входящих в рейтинг, неуклонно растет. В 2018 году в рейтинг входило 17 университетов, в 2016 году – 16, в 2015 году – 10, в 2014 году – три, в 2013 году ни один из вузов данной группы не был представлен в рейтинге.
Девять университетов Проекта 5-100 входят в топ-100 рейтинга. Помимо МФТИ и НИЯУ МИФИ в сотню лучших вузов, по версии THE Emerging Economies University Rankings 2019, включены: НИУ ВШЭ (22-я позиция), ТГУ (49-я позиция), ТПУ (51-я позиция), Университет ИТМО (53-я позиция), НГУ (62-я позиция), СПбПУ (87-я позиция) и КФУ (99-я позиция).
Ряд вузов, входящих в рейтинг лучших университетов стран с активно развивающейся экономикой, продемонстрировал в этом году существенный рост. В топ-100 рейтинга лидером по данному показателю стал СПбПУ. Вуз поднялся на 18 позиций, улучшив такие индикаторы, как международное взаимодействие, цитирование и доход от производственной деятельности. НИУ ВШЭ переместился вверх на 10 строчек, благодаря улучшению таких показателей, как исследования, цитирование и доход от производственной деятельности. Четыре позиции в рейтинге этого года прибавил Университет ИТМО, три позиции – НИЯУ МИФИ.
В топ-200 лучших вузов THE Emerging Economies University Rankings 2019 представлены: НИТУ «МИСиС» (104-я позиция), РУДН (117-я позиция), Самарский университет (189-я позиция).
В данном рейтинговом диапазоне существенно улучшил свое положение РУДН. Университет поднялся из группы 251-300 на 117-ю позицию. Составители рейтинга связывают прогресс вуза с повышением таких показателей, как преподавание, цитирование и международное взаимодействие.
В топ-300 рейтинга в этом году входят: Университет Лобачевского, УрФУ и СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ставший новичком рейтинга. В топ-400 – ДВФУ, Сеченовский университет, СФУ.

https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2019/emerging-economies-university-rankings#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats
источник
2019 January 16
Научно-образовательная политика
Поспорим с коллегами относительно направления подготовки у чиновников.

Да, «государственное и муниципальное управление» есть мало у кого - тем более, что именно эта специальность (направление) стала одной из самых массовых «корочек ради корочек». Но и сами эти направления чересчур универсальны - чаще всего без привязке к сфере и области работы. Мало понимания любой специфики кроме бюрократической.

Есть и иная сторона вопроса - отраслевики. Которых также в профильных ФОИВах должно быть немало. Но и здесь западня: в чиновники часто идут бездарные профильные специалисты. Примеры с бездарными учителями в РОНО хрестоматийны.

Требования к чиновнику двояки - он должен разбираться и в своей чиновничьей машинерии (документооборот, принятие решений), и в сутевых вопросах (чем он, собственно говоря, управляет).

Так что проблемы тут многоплановые:

1. И ГМУшников (профессиональные управленцы), и отраслевиков мало,
2. Случайных людей много.
3. Система регулярной переаттестации не работает или буксует.
4. Система лифтов только выстраивается.
5. Отсутствие понимания смысла своей работы - кроме переработки бумаг и отчётов.

https://t.me/politjoystic/7450

https://t.me/russica2/13267
источник
Научно-образовательная политика
ОКБ АСИ

Для Президента Путина – АСИ достаточно близкий, «свой», проект. Он вызывает «приятное чувство гордости». А искренне гордится Путин тем, к чему он лично причастен.

Заседание Наблюдательного совета АСИ проходило на фоне открытой информатаки на организацию и ее руководство. Однако, критики были посрамлены и разбиты.

Семь лет работы – срок немалый, но и результаты ощутимы. Ключевая заслуга АСИ в том, что оно стало единственном в своем роде инструментом выработки решения, площадкой коммуникации очень различных специалистов и уникальным механизмом решения задач. Именно это свойство – умение на практике решить задачу – особо ценно в глазах Президента.

Президент отметил четыре ключевые направления работы:
1.  Национальная предпринимательская инициатива для улучшения деловой среды.
2.  «Технические и технологические компетенции» - Кванториумы, World Skills (а через НТИ – компетенции завтрашнего дня), стартапы.
3.  Добровольчество – стандарт его развития создан АСИ.
4.  «Социальный и социально-ответственный бизнес».

Смысл АСИ – быть той самой «макропесочницей» с максимально благоприятным климатом для обкатки различных идей, приемов и решений. Отсюда такая пестрота и несводимость к единственному направлению работы. Но при этом АСИ занимается такими вещами и с таких ракурсов, которые недоступны в других форматах.

Очень важно, что АСИ не осталось на обочине научно-технологического прорыва, ведь, как сказал Путин, «некоторые из предлагаемых проектов, которые прямо растут из науки, причём из науки фундаментальной, что бывает очень редко и что особенно, безусловно, радует». Агентство в некоторых случаях смогло перекинуть мостик от научной идеи к практическому воплощению.

Собственно говоря, эти годы АСИ была проектным офисом без самого проекта. Теперь этот стратегический проект появился – прорыв и его измерения (нацпроекты). Под это происходит переверстка всей работы.

«Точки кипения» АСИ – это пространства участия, именно через них формируются локальные сообщества, выстраиваются взаимодействия между властью, бизнесом и гражданами, происходит реализация волонтерских проектов. Это точки сборки проектных групп для решения конкретных задач.

АСИ приобрело функции «службы одного окна» для лидеров и драйверов перемен. Массовое участие (как выработка и привитие партиципаторной идентичности) должно иметь свое выражение в виде специального института для проектов – более системных, сложносоставных по участникам, комплексным, а также и для лидеров – более дерзких и нацеленных на качественные преобразования, готовые «прошибать стены».

Агентство стратегических инициатив представляет собой некое опытно-конструкторское бюро новой России, новых россиян, новых лидеров и новых идей, нового российского малого и среднего бизнеса и т.п. В Агентстве обкатываются идеи, пробиваются сквозные прямые пути к их реализации, и затем готовые решения предлагаются для тиражирования. Именно это позволяет преодолеть ту самую «долину смерти» между идеей и массовым воплощением, которая, на самом деле, свойственна не только научно-исследовательской сфере, но и шире – общественной, предпринимательской, госуправленческой. Причем получаемые инструменты должны быть едиными, сквозными, всеобъемлющими, а главное - тиражируемыми.

АСИ появился несколько раньше того уровня комплексного осмысления прорыва, к которому сейчас мы подошли. От добровольчества к цифре, от СанПинов к Кванториумам – это не эклектика, это продуктивное многообразие. И Агентству удалось опережающими темпами «уже тогда» заложить то, что не только сегодня необходимо «здесь и сейчас», но и будет востребовано «только завтра».

http://kremlin.ru/events/president/news/59675
источник
Научно-образовательная политика
Санкт-Петербург, РАН, федерализм и капсула времени

Прошедшее во вторник заседание Президиума РАН было не особо примечательным. Рассуждали о противостоянии космическим угрозам; критиковали недостаточно толковых правительственных чиновников; с удовольствием обсуждали новые полномочия Академии.

Однако, самым примечательным событием было решение возродить Санкт-Петербургский научный центр РАН. Это давнее и любимое детище Жореса Алферова, который, конечно, заслужил воплощение одного из своих проектов. Но это все лирика.

А есть и циничная политика. Санкт-Петербургский научный центр РАН – это не просто один из региональных центров (коих много по всей стране) – это региональное прото-отделение, фактически уравненное в правах с Уральским, Сибирским и Дальневосточным.

Путей развития ситуации может быть несколько.
Первый – за сменой вывески практически ничего не последует, кроме формального «собирания» питерских институтов под некий зонтичный бренд или действительно энергичный орган коллективной выработки направлений развития науки, экспертизы, научного руководства и т.п. Тут, кстати, надо еще сами институты спросить – а хотят ли они еще одну «прокладку» между собой и Минобрнауки, имея в виду еще и руководство со стороны самой РАН?

Второй – несмотря на восторги академиков, это первый шаг к раздроблению региональных отделений. То же Сибирское отделение выглядит явным монстром в сравнении с остальными. Поделить его на несколько более мелких сущностей - было бы весьма привлекательно для многих управленцев, особенно, учитывая будущие «пространства НОЦ». А функции могли бы взять на себя различные советы – например, региональные советы по приоритетным направлениям развития (их еще не создали, но идея такая существует).

Третье – постепенное движение к созданию региональных отделений РАН на Европейской территории России. Санкт-Петербургское будет отвечать за Северо-Запад, потребуется еще Центральное и Южное. Логика была заложена в региональных секциях Совет директоров научных организаций ФАНО. Конечно, потребуется перезагрузка (и перенарезка) территориальных управлений Минобрнауки, но организационно это не так и сложно.

Коллега Ваганов полагает, что Санкт-Петербургское отделение может служить некой «капсулой времени», которая позволит по сохранившейся академической ДНК воссоздать РАН во всем ее величии. Вопрос в том, что именно заложить в эту капсулу. Дореформенные идеи будут скоро интересны лишь историкам организации российской науки (и историкам истории РАН – в частности).

А ведь можно заложить в это отделение некий новый метасмысл - «Новую РАН» - концепцию сообщества мудрецов, которые озабочены не критикантством сегодняшних реалий, но гуманизацией их; не мелочным дележом власти и бюджетов, а прогнозированием будущего; не отчаянным и бесполезным цеплянием за прошлое, а готовностью шагнуть со всем багажом возраста и мудрости в будущее. Предпосылки к этому уже есть – о них мы недавно писали.

Да, такой инкубатор, такая «капсула времени», пожалуй, была бы востребована. Но не для консервации, а для сохранения того, для чего еще не пришло время. И увы, не факт, что в принципе придет.

http://www.ng.ru/columnist/2019-01-15/100_science150119.html
источник
Научно-образовательная политика
Трансформация вместо разгрома

А вот, собственно, и все изменения в АСИ, которые критиками Агентства преподносились чуть ли не как его грядущее закрытие.

Всего-то «Точки кипения» становятся самостоятельными филиалами при методическом руководстве из центра, а все региональные представительства (за исключением емкого к большим проектам Дальнего Востока) закрываются.

АСИ остается существовать в виде своего центрального ядра – более того, получив (подтвердив) дополнительные полномочия по итогам заседания наблюдательного совета: нацпроекты и регионы.

С помощью конгломерата центрального проектного офиса и региональных «Точек кипения» будет происходить поиск «узких мест» на пересечении нац-, фед- и регпроектов, деятельности бизнеса, органов власти и общественных организаций.

Агентство стратегических инициатив становится не только «опытно-конструкторским бюро» по стыковке идей майского указа с реальностью, но и той «аварийной службой», которая помогает различным типам лидеров оперативно работать на структурном уровне для решения проблем. Причем по «майскому указу» АСИ становится «теневым проектным офисом».

Наравне с Общественным народным фронтом и Общественной палатой Агентство стратегических инициатив также превращается в средство гражданского контроля за ходом реализации «майского указа».

https://tass.ru/ekonomika/6005969
источник
Научно-образовательная политика
Ведущие СМИ и многие телеграм-каналы настолько активно продвигают белорусскую проститутку Рыбку, что через пару месяцев ждём Настю в роли ведущей тренинга по лидерству или личностному росту где-нибудь в "Синергии".

https://t.me/kozlovdaily/731
источник
Научно-образовательная политика
Любителям конспирологии и гаданий на усах Владимира Мау: запланировано участие Министра науки и высшего образования Михаила Котюкова завтра в сессии Гайдаровского форума.

А Михаил Михайлович не приедет.
источник
Научно-образовательная политика
Незыгарь прав. При общем удовлетворении от работы команды АСИ, многие группы переходят на региональный уровень финансировния.

Именно эти опасения (недостаточное участие регионов в софинансировании) выразила "Научно-образовательная политика" на встрече с Министром Котюковым в конце декабря 2018 года.

Можно поздравить ДВФУ и команду ректора Анисимова:

«Там [в ДФО] сосредоточен целый ряд ключевых проектов АСИ, и для их реализации в столь отдаленном от Москвы регионе нужна инфраструктура».

https://t.me/russica2/13300
источник
2019 January 17
Научно-образовательная политика
Всё так, но Минпросвещения, а не Минобрнауки.

https://t.me/obrazbuduschego/4957
источник
Научно-образовательная политика
Ректор РУДН совершенно прав. В современном мире знания устаревают буквально через год после их получения, а многие компетенции нуждаются в постоянных надстройках.

В том, что ведущие вузы (включая и почти все университеты из проекта "5-100") не готовы к тому, чтобы массово повышать квалификацию специалистам (не только иностранным, но и отечественным), вина в первую очередь лежит не на них.

Минобрнауки последние годы вообще не рассматривала переподготовку специалистов и повышение квалификации в качестве сколь-нибудь важного приоритета в работе.

Начиная с министра Филиппова (и далее - Фурсенко, Ливанов, Васильева) - для всех министерских команд ДПО было второстепенным придатком. Если какой-то бюджет вузам в эти годы и выделялся, то мизерный - и в первую очередь, на программы повышения квалификации работников системы образования России.

Впервые ДПО как важная часть госполитики стало рассматриваться в последние год-полтора, начиная с майского указа, и далее в нацпроектах.

Автор этих строк лично слышал от Министра Котюкова, что для Минобрнауки ДПО в ближайшие годы станет важным приоритетом.

Будем наблюдать за судьбой федпроекта "Новые возможности для каждого" (это и есть дорожная карта ДПО на ближайшие годы), за координацией Университета 20.35 с вузами (довольно приличные средства на ДПО выделены в нацпроекте "Цифровая экономика РФ"), за работой команд Минобрнауки и Минпросвещения.

Потому что для развития этого кластера, о котором говорит ректор РУДН, абсолютно точно нужно иметь в команде министерств специалистов, которые в своей карьере заработали как практики ДПО хотя бы миллион рублей. Разумеется, внебюджетных денег.

А вузам пора бы уже научится делать программы повышения квалификации, не опираясь в основном лишь на кафедральных преподавателей и госпрограммы, а наоборот - кооперируясь с бизнесом и с современными платформами онлайн-обучения.

https://ria.ru/20190117/1549497370.html
источник
Научно-образовательная политика
Цифровая экономика.
источник
Научно-образовательная политика
Перечень меня, перечень меня полностью

От перечня до перечня живут в России – не очень-то и весело, конечно, но все же стабильно. Регулярно (в последние годы все чаще) с целью привести Перечень ВАК хоть во что-то напоминающее список научных журналов производятся «перезагрузки» с обновлением требований.

В самом конце 2018 года (28 декабря) был утвержден новый (правда, не до конца полный) перечень ВАК. В нем 1934 издания. Тренд на сокращение количества журналов все как-то реализовать не удается… Не связано ли это с тем, что многие годы ни в самом ВАК, ни в профильном департаменте Министерства ничего не меняется?

Взглянем цифрам в лицо. Начнем с основного – с Web of Science. Олег Уткин из Clarivate Analytics озвучил следующие цифры за минувший год.

По итогам 2018 года российских журналов в:
Web of Science Core Collection – 162.
Emerging Sources Citation Index -167 (пространства форсажа для новых журналов).
Russian Science Citation Index – 773 (его формирует российская сторона через РИНЦ).

В Scopus мы заглянули самостоятельно - на август 2018 г. в нем 507 изданий, из них в статусе “ongoing” (продолжают издаваться) 449 шт.

По данным РИНЦ в его ядре – 1113 журналов. Это все вышеперечисленные посчитанные один раз.

Вот с этой цифры мы и стартуем – чуть более тысячи более-менее пристойных журналов.

Есть нацпроект «Наука», одно из мероприятий которого прямо нацелено на включение журналов в международные базы данных – и таковых к 2024 году мы нарастающим итогом должны получить 500 шт. То есть в полтора раза увеличить присутствие наших журналов в международных базах данных. И то, стоит учесть, что часть из этих изданий – это журналы RSCI, стремящиеся перебраться в Core Collection.

Однако, вернемся к дню сегодняшнему – 1113 из ядра РИНЦ против 1934 (будет больше) из Перечня ВАК. Получается, что каждый второй российский научный журнал, быть может, и научен, но его влияние вряд ли столь велико.

Траектория научно-журнальной политики достаточно хорошо прочерчена. Ключевым игроком на этом поле является вице-президент РАН Хохлов, который достаточно прагматичен – и с содержательной, и с редакторской, и с издательской точки зрения журналы должны эволюционировать.

Будущее Перечня ВАК предрешено достаточно давно – ведь Russian Science Citation Index формируется, условно говоря, «российской стороной». Система экспертизы и оценки гарантирует, что этот журнал и его публикации – «не стыдно показать миру».

Следовательно, рано или поздно, но Перечень ВАК должен раствориться в условном «ядре РИНЦ» - отечественных журналах в международных базах данных, а также «российской» полке на платформе Web of Science (RSCI). Кстати говоря, существуют серьезные планы сделать ее регионально-русскоязычной, включив журнал стран постсоветского пространства.

Есть аргумент, что некоторые журналы слишком специфичны, интересны лишь в России, локально и вообще «где же издаваться нашему филиалу, если больше никуда статьи не берут». Ответ на это должен быть только один – журнал-дарвинизм: развивайся или умри. Publish or perish только для журналов.

Так зачем же с такой маниакальностью держаться за Перечень ВАК? Ведь в нем и так уже от четверти до половины – журналы из баз данных, которые, к тому же, практически лишены ограничений по представляемым отраслям наук и т.п.

Ответов несколько:
1.  Акцент на количественные показатели в наукометрии.
2.  Сохранившиеся диссеродельные предприятия, требующие публикации.
3.  Устаревшая система присвоения ученых званий и степеней, зацикленная именно на Перечень.
4.  Отсутствие политической воли всё это разгребать. Вот тут, впрочем, наконец-то сложилась группа людей, которым небезразлично развитие журнальной среды – включился и Минобрнауки, и РАН, и АНРИ, и часть инициатив отдельных вузов.

Но мы уверены в том, что Перечень ВАК должен быть разрушен. Впрочем, как и сам ВАК.

Сам Перечень:
http://vak.ed.gov.ru/documents/10179/0/Приложение.pdf/7e409e04-1e2a-4eba-85fb-b0cfcaeac153
источник
Научно-образовательная политика
Коллеги из Научно-образовательной политики сакцентировали внимание на реконфигурации Агентства стратегических инициатив (АСИ). Государственная НКО под патронажем ВВП, связывающая между собой социальные, бизнес- и технологические проекты, превращается в "теневой офис", где будут аккумулироваться и реализовываться майские указы Президента РФ.

Интересно замечание, что преобразование АСИ проходило на фоне негативных предсказаний о её судьбе. Однако в реальности речь идет об оптимизации структуры под нужды нацпроектов. И здесь АСИ получит еще больше полномочий для своей роли посредника между властью и обществом.

От себя скажем, что стоит обратить внимание на то, как российские власти иначе, чем на Западе, проинтерпретировали функционал НКО в обществе в целом. Гражданская инициатива отныне канализируется не либеральными организациями, а инкорпорированными во власть НКО. Это позволяет, с одной стороны, осуществлять общественно важные проекты, а с другой - контролировать политический потенциал общественников.
Telegram
Научно-образовательная политика
Трансформация вместо разгрома

А вот, собственно, и все изменения в АСИ, которые критиками Агентства преподносились чуть ли не как его грядущее закрытие.

Всего-то «Точки кипения» становятся самостоятельными филиалами при методическом руководстве из центра, а все региональные представительства (за исключением емкого к большим проектам Дальнего Востока) закрываются.

АСИ остается существовать в виде своего центрального ядра – более того, получив (подтвердив) дополнительные полномочия по итогам заседания наблюдательного совета: нацпроекты и регионы.

С помощью конгломерата центрального проектного офиса и региональных «Точек кипения» будет происходить поиск «узких мест» на пересечении нац-, фед- и регпроектов, деятельности бизнеса, органов власти и общественных организаций.

Агентство стратегических инициатив становится не только «опытно-конструкторским бюро» по стыковке идей майского указа с реальностью, но и той «аварийной службой», которая помогает различным типам лидеров оперативно работать на структурном…
источник
Научно-образовательная политика
Наука – управление – прорыв

Панельная дискуссия «Управление научно-технологическим развитием России» на Гайдаровском форуме была важна, в первую очередь именно своей «управленческой» частью.  

Ключевые постулаты «группы прорыва» выразили президент Курчатовского института Михаил Ковальчук и министр науки и высшего образования Михаил Котюков. Напомним, одним из лидеров этой группы является Сергей Кириенко, а в прагматических союзных отношениях состоят очень многие игроки – например, Шойгу и Сечин.

1.  Структурирование - разделение науки на фундаментальную (тут возможна оценка по публикациям); прикладную (оцениванию по инвестициям в нее со стороны бизнеса); стратегическую (имеющую определяющее значение для безопасности и технологической независимости).
2.  Приоритезация – разделение на стратегические (формулируемые властью, обществом, учеными) и тактические (которые должны задаваться бизнесом).
3.  Управление – вся наука организационно должна быть сосредоточена в одних руках. Все университеты и научные организации должны иметь единую структуру подчинения. В вершине этой пирамиды будет стоять Минобрнауки. Эта реформа вступает в завершающий этап, впрочем, она еще весьма далека от завершения.
4.  Системность – вся машинерия управления научно-технологическим развитием должна быть единой. Элементами системы управления научно-технологическим развитием будут выступать: вузы, научные организации, РАН, бизнес, госкопорпорации и т.п.
5.  Консенсус - для стыковки интересов монолита интегрированной науки и высшего образования, и иных участников развивается система советов – по приоритетным направлениям и иным вопросам. Они будут служить площадками согласования интересов. Однако, выделение средств все равно будет проходить через «единые руки» Минобрнауки.

Остающиеся проблемы финишного этапа реформы:
1.  Отраслевые вузы и отраслевая наука. Пока что самым серьезным событием была передача педвузов в ведение Минобрнауки, а не Минпросвещения. С другой стороны, это позволило пилотным образом отработать механизмы взаимодействия разных ведомств. Которые далеко не горят отдавать свои вузы и научные организации в Минобрнауки.
2.  Академия наук. Министр Котюков назвал ее важнейшим элементом системы управления – в этом и будет состоять значимость РАН. Ей предстоит выполнять ряд функций, встроившись в общую структуру. Научно-политической субъектности у Академии нет и более никогда не будет. У нее есть несколько вариантов: стать бюрократической пристройкой Минобрнауки (чего не хочет, наверное, вообще никто); деградировать до полной симуляции процессов; попытаться найти свою новую идентичность между клубом и советом мудрецов.
3.  Научное и научно-методическое руководство со стороны РАН. Стоит вынести этот пункт отдельно как раз и потому, что в данном случае необходимость прописывать механизмы взаимодействия и потом регулярно проходить экспертизы и выслушивать замечания, может как раз сыграть в пользу передачи научных и образовательных организаций в Минобрнауки. Формирование крупные региональных или функциональных научных (научно-образовательных) центров позволит всерьез усилить работу отраслевых вузов и НИИ. Тем более, что часть из них давно превратилась в «научно-отмывочные институты».

Про «управленческую» панель можно почитать на сайте Минобрнауки, в «Известиях» или на портале «Наука в Сибири».
источник
Научно-образовательная политика
Смешались в кучу НОЦы, синхротроны…

Первый заместитель министра науки и высшего образования Григорий Трубников – человек безусловно увлеченный, мы бы даже сказали – «больной в хорошем смысле» - наукой. Оттого он немного рассеян и масштабность преобразований, который ждут отечественные научно-исследовательские фронты вызывает интересные пересечения.

В частности, на Гайдаровском форуме он заявил, что в трех российских регионах будут созданы крупные междисциплинарные центры. И перечислил все три синхротрона – Протвино, Новосибирск, Владивосток. В качестве добавки он поведал об амбизциозной задачи возрождения исследовательского флота – модернизировать пять судов и построить два новых в рамкам нацпроекта «Наука».

И казалось бы, стоило улыбнуться и порадоваться и за «Науку», и за Трубникова. Но также он упомянул о том, что «также в Нижнем Новгороде будет создан центр сверхсильных световых полей». И с этого момента стало намного интереснее.

Во-первых, Нижний Новгород – это фактор президента РАН Сергеева, его Института прикладной физики, а также Нобелевской премии Жерара Муру.

Во-вторых, либо этот нижегородский центр станет очередным объектом мегасайенс (что вряд ли – там очередь до сих пор еще стоит), либо «редакторские правки в нацпроекте «Наука» оказались не такими уж стилистическими, либо Трубников проговорился о том, что научные центры мирового уровня уже в определенной степени поделены между ключевыми игроками и регионами.

Последнее давно не является секретом, и представители регионов часто любят бравировать блестящим будущим своих НОЦ. Однако, из уст высшего чиновника подобного пока слышать не приходилось.

http://www.edu.ru/news/science/v-treh-regionah-budut-sozdany-krupnye-mezhdiscipli/
источник
Научно-образовательная политика
Клуб 0,5 июля

На волне противодействия реформе РАН образовался «Клуб 1 июля». Его представителей можно назвать радикалами. Многочисленные заявления о коллективном вымирании ученых и гибели российской науки – от него.

Поначалу Клуб был героем, который отбил Академию и вот-вот должен был скинуть орды эффективных менеджеров в бездну бюрократии. Однако, со временем становилось очевидно – позиция «1 июля» все более и более расходится со здравым смыслом.

Общие посылы: верните институты, уберите эффективных чиновников, дайте денег, перестаньте контролировать.

В СМИ почему-то употребляют термин «влиятельный академический клуб», но стоит почитать его заявления и становится страшно за здоровье и адекватное мироощущение его представителей. У спаси нас всех карающая длань эффективного менеджера-технократа, если представители «Клуба 1 июля» придут к власти.

Предновогоднее заявление по итогам 2018 года:
1.  ФАНО было плохим, оно проникло в Минобрнауки, поэтому Министерство плохое.
2.  Полномочия дополнительные дали, но институты не вернули, закон о РАН не обсуждается.
3.  Академии дали право экспертизы, но «вылилось в бюрократическую попытку навязать Академии рутинную экспертизу десятков тысяч проектов и отчетов, в том числе вузовских». До масштабных проектов не допускают. (То есть рутины не хотим, а хотим в мировом масштабе – хотя, видимо, не можем).
4.  Денег мало – не так много, как в развитых странах, не хватает инженерным кадрам, есть дисбалансы по регионам (тут можем согласиться).
5.  Нацпроект «Наука» принят кулуарно, фундаментальные науки провисли, все это декларации и «все это вызывает опасения, что проект сведется лишь к формально-бюрократическим решениям и «освоению» бюджетных средств «эффективными менеджерами».

Предложения:
1.  Включить фундаментальные науки в приоритетные направления.
2.  Ускорить разработку закона о РАН.
3.  Необходимо «переориентировать финансирования науки с кампанейщины краткосрочных программ с чисто формальными результатами» [это они так нацпроект «Наука» называют - прим. НОП] «на поддержку содержательных и долговременных научных исследований и на восстановление роли науки в качественном высшем образовании».
4.  Дебюрократизация науки.

Паноптикум продолжился в начале 2019 года. Причина проста – на госзадание хотят выделить больше средств, увеличив количественные показатели отчетности. Суть истории и комментарии сторон в Ъ. Но как ни странно, но клуб вместо бунта начал сдавать позиции одна за одной. Вот его заявление:
1.  Диверсифицированный подход к количественой оценке – это правильно, но надо еще увеличивать количество ученых и улучшать условия.
2.  Публикационная активность не должна быть целью базового финансирования (госзадания).
3.  Все ученые идеальны и трудятся 24/7/365. Больше они работать не могут – разве что им условия улучшат, оборудование поставят, учеников (без педагогического обременения дадут) и контакты расширят. Вот только тогда можно дополнительные статьи спрашивать.
4.  Наука непригодна для управления «эффективными менеджерами». Наукой должны управлять ученые.

Позиция, в принципе, понятна – мы хотим больше денег и меньше работать, а прикрываться будем высокими словами о благе науки и борьбой с ветряными мельницами «эффективных менеджеров». Дополнительные полномочия не милы, пока не выполнят все требования, экспертизы проводить не желаем, хотим постигать тайны Вселенной.

От такой постановки вопроса опешил даже вице-президент РАН Хохлов, который четко заявил: дополнительные средства – это дополнительная отчетность. Участие в прогнозировании дает возможность заниматься масштабными проектами. Взаимодействие с Минобрнауки идет в рабочем режиме, часть позиции РАН в нацпроекте «Наука» учтена. Научное и научно-методическое руководство распространено на все фундаментальные и поисковые исследования в стране.

Клуб 1 июля из последних сил пытается обострить ситуацию. И в его действиях осталось очень мало заботы о науке, а все больше нигилизма, анархизма и решения собственных политических задач его лидерами.
источник
Научно-образовательная политика
​​В гостях Василий Попков, научный сотрудник НИИ ФХБ МГУ, председатель совета молодых учёных. Поговорили о сложном пути ученого, о том какие бывают гранты, как финансируется наука и как прожить на стипендию аспиранта, что такое фундаментальная наука и можно ли требовать результата от исследователей. Это первая часть беседы.

Слушать: https://medach.pro/post/1834
источник
Научно-образовательная политика
​​В гостях Василий Попков, научный сотрудник НИИ ФХБ МГУ, председатель совета молодых учёных. Поговорили об особенностях российской науки, медицинских диссертациях, наукометрии, отечественных научных журналах, выяснили может ли врач стать ученым, плох ли сциентизм и, наконец, что такое наука вообще. Это вторая часть беседы.

Слушать: https://medach.pro/post/1836
источник
2019 January 18
Научно-образовательная политика
О языках родных и без костей

Принятый Государственной Думой документ имеет рекомендательный характер, и он совсем не про то, о чём был поднят "шум небесный".

В этом проблема телеграма - маленький канал (который специализируется на откровенной лжи и "взятых  с потолка" прогнозах) уже 2 месяца пытается получить репосты уважаемых телеграм-каналов: нам и многим нашим партнёрам он писал слёзные письма с просьбой репостнуть откровеную ересь. Молодцы ребята, получили свою минуту успеха.

А вот за Незыгаря по-дружески переживаем.

Кому интересно, почитайте о чем в действительности документ:

"Рекомендовать Министерству просвещения Российской  
Федерации:  
проводить на постоянной основе сбор и анализ данных не только о доступности дошкольного образования, но и об условиях получения образования, наполняемости групп, наличии специализированных  
помещений для занятий музыкой, физической культурой, принимать  
действенные меры по недопущению снижения качества условий  
получения дошкольного образования;  
ускорить обновление федеральных государственных  
образовательных стандартов общего образования, определить механизмы  
обновления содержания общего образования на постоянной основе;  
обеспечить начиная с 2020 года ежегодную разработку примерных программ и учебно-методических комплектов для обучения на родных  
языках и для изучения родных языков не менее чем по 20 языкам народов Российской Федерации, организовав взаимодействие с Фондом поддержки сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации;  
организовать мониторинг кадрового обеспечения системы общего образования в разрезе субъектов Российской Федерации с учетом  
потребности в педагогических кадрах в городской и сельской местности.  

Рекомендовать Счетной палате Российской Федерации в течение 2019 года провести проверку эффективности расходования бюджетных средств в части реализации программ и проектов развития общего образования и среднего профессионального образования, включая оценку  
эффективности расходования средств на соответствующие  
инвестиционные проекты".

Для самых любознательных прикладываем и оригинал проекта упомянутого Постановления от наших друзей из ГосДумы. Внесен Комитетом  
Государственной Думы  
по образованию и науке за подписью Вячеслава Никонова.

https://t.me/maester/195
Telegram
Мейстер
Сегодняшнее постановление Госдумы, рекомендующее Минобру обеспечить ежегодную разработку программ для изучения родных языков не менее чем по 20 языкам народов РФ, никого ни к чему не обязывает. Это самое главное, что следует о нем знать. Постановления Госдумы - это не законы, это просто добрые советы, дескать, вот неплохо бы.

Увы, вопрос о языках образования - что в нашей стране, что в остальном мире - запутан и политизирован в интересах групп, достаточно влиятельных для того, чтобы его запутать и политизировать.

Язык образования наиболее значим в той сфере, которая привлекает меньше всего внимания - в дошкольных учреждениях. Ребенок, приходящий в ясли/детсад, не знает, да и не может знать никакого иного языка, кроме того, на котором с ним говорят мама и папа. Для простоты изложения назовем этот язык родным. И если в яслях/детсаду персонал говорит на другом языке, то ребенок попадет в беду: ведь он не понимает, что ему говорят, а взрослые, в свою очередь, не понимают его.

Вот это - самая важная проблема с…
источник
Научно-образовательная политика
источник