
За минувший год можно выделить два макрорегиона, оказавшихся в центре особого внимания президента по научно-образовательной линии: Сибирь и Дальний Восток. Оба отмечены в поручениях по созданию синхротронов и научно-технологическому развитию. Сравнение позиций НГУ и ДВФУ позволит сделать выводы о перспективах и самих вузов, и их регионов.
Стартовые условия весьма различны. Полвека истории Новосибирского Академгородка против десятилетия форсированного развития владивостокского (и на острове Русский) научно-образовательно-технологического кластера.
НГУ имеет устоявшиеся механизмы функционирования, преемственность в кадрах, опирается на отработанные связи, но оказывается в определенном смысле заложником всего этого. Он живет по качественной накатанной колее.
У ДВФУ классическая ситуация «низкого старта», которая похожа на кейс «Сколково» (недаром аналогичный режим будет распространён на экосистему о-ва Русский). Многие дальневосточные инициативы реализуются в чистом поле, с колёс и явно в опережение возможностей окружающей социальной и бизнес-среды. Сейчас вуз переживает болезни роста, он (пока что) слишком велик для региона, не интегрирован во все сети взаимодействий. В этом и риски, и огромное окно возможностей. Легкость на подъем и развертываемые на его базе инновационные форматы часто имеют характер «опытов в лабораторных условиях», «цифровых заповедников» и т.п.
Сибирское отделение РАН и институты Академгородка - это сложносоставная доминанта Новосибирской области. И НГУ находится в достаточно подчиненном положении. Несмотря на успехи вуза, он далеко не во всём обладает научной субъектностью. Зажатость в «треугольник Лаврентьева» - это и сила, и слабость.
ДВФУ - монополист макрорегиона в научном, образовательном и технологическом направлениях. ДВО РАН обладает незначительным научным потенциалом, остальные вузы региона слабы. Монополизм - это и возможности (концентрации и гибридизации компетенций), и вызовы (отсутствие самокритики, исчезновение стимулов к развитию). При этом синхротронный проект обладает полной поддержкой головной РАН и её президента Сергеева.
Поручения Путина увязывают развитие Новосибирского научного центра, СО РАН и всего федерального округа. НГУ тут играет важную роль, но у него есть серьёзные соперники - томские вузы (ТГУ, ТПУ, ТУСУР), СибФУ (за которым мощь Красноярского края), ТюмГУ (с прорывными проектами) и др. ДВФУ - единственный мощный вуз своего федерального округа. Это концентрация и бюджетов, и ответственности.
Новосибирск и Приморский край завершили свои выборные эпопеи. Но роль именно ДВФУ в поствыборных процессах сложно переоценить.
У НГУ хорошие результаты в рейтингах, но это в значительной степени заслуги всего Академгородка. У ДВФУ результаты скромнее, но почти все победы - свои собственные.
НГУ - это сложившаяся монолитная система, её можно улучшать, но сложно «перезагрузить». ДВФУ - пространство возможностей и кредита доверия, где есть большой потенциал роста, но и ошибок можно наделать много.
Последние поручения Президента по Дальнему Востоку однозначно отражают эту ситуацию. Создание пилотной программы подготовки «цифровых чиновников» для дальнейшего тиражирования по всей стране - знак доверия вузу, его руководству, но и огромная ответственность. Успехи будут оценены по достоинству, но и недоработки не избегут внимания. Перед менеджментом стоит сложная задача - выполнить задачи нацпроектов, не витая в небесах цифры, технократии и прорыва и не забывая о приземлённых вещах - гарантиях сотрудникам, квалификации управленческих кадров, грамотном выстраивании учебного и научного процесса и т.п.
НГУ - это пример эффективно функционирующего университета 3.0 - в этом и заслуга, и потолок вуза.
ДВФУ - претензия на университет 4.0, но пока в его развитии масса моментов, требующих усиленной работы. Несмотря на имеющиеся трудности и проблемы, складывается ощущение, что и руководство, и команда вуза справятся с этой задачей.