Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 January 10
Научно-образовательная политика
Сегодня телеграм-каналу "Научно-образовательная политика" @scienpolicy исполняется ровно год. Был небольшой период Яндекс.Дзена, который мы познали, но перешли в самое эффективное информпространство.

Спасибо всем нашим читателям, коллегам, партнерам и конкурентам, друзьям и недругам - всем кто был с нами этот год. Благодаря вам мы становимся лучше и сильнее.

Нам с вами повезло жить в такое время, когда политика в области науки и образования наконец является приоритетом в развитии нашей страны.

Сделано многое, а предстоит ещё больше. Есть поводы для гордости, а есть - и для жесткой критики.

Обо всём этом писала и продолжит писать "Научно-образовательная политика".

При подготовке публикаций мы всегда стараемся узнать факты из первых рук, за что нас и уважают коллеги.

Сегодня мы публикуем первое из обещанных ранее "юбилейных" интервью с ведущими экспертами в области научно-образовательной политики.

Если говорить о наук и образовании в России, невозможно обойти стороной мнение Ярослава Кузьминова - основателя и ректора НИУ "Высшая школа экономики".

Последние 20 лет Ярослав Иванович  является одним из основных авторов государственной политики в этой сфере.

Высшая школа экономики, в свою очередь, безусловно переросла статус и роль просто ведущего вуза России.

"Вышка" давно стала для нашего государства одним из основных центров компетенций, откуда исходят очень многие инициативы, которые потом озвучивают Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Сергей Кириенко, Вячеслав Володин, Татьяна Голикова, Ольга Голодец, Алексей Кудрин и еще десятки лидеров России.

https://t.me/scienpolicy/2499
Telegram
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью Ярослава Кузьминова (ректора ВШЭ) для канала «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) (1/5)

НОП: В ушедшем 2018 году ВШЭ и ЦСР представили экспертный доклад "12 решений для нового образования". Ключевым тезисом там было хроническое недофинансирование российской системы образования.
Доклад был горячо поддержан одними и не менее пламенно подвергнут критике другими. Недавно были утверждены паспорта нацпроектов "Образование", "Наука", "Цифровая экономика РФ". Все они имеют отношение к успеху или не успеху реализации "двенадцати решений".

Как Вы оцениваете перспективы предложенных решений?

ЯК:  Все же ключевым тезисом нашего доклада было не утверждение о недофинансировании, а то, что образование в России может стать реальным двигателем экономики через развитие человеческого капитала. Для этого нужны инвестиции. Подчеркну, не расходы, а инвестиции. Мы рады, что значительная часть идей нашего доклада отражена в Указе Президента, а сейчас и в национальных проектах. Но мы огорчены…
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью Ярослава Кузьминова (ректора ВШЭ) для канала «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) (1/5)

НОП: В ушедшем 2018 году ВШЭ и ЦСР представили экспертный доклад "12 решений для нового образования". Ключевым тезисом там было хроническое недофинансирование российской системы образования.
Доклад был горячо поддержан одними и не менее пламенно подвергнут критике другими. Недавно были утверждены паспорта нацпроектов "Образование", "Наука", "Цифровая экономика РФ". Все они имеют отношение к успеху или не успеху реализации "двенадцати решений".

Как Вы оцениваете перспективы предложенных решений?

ЯК:  Все же ключевым тезисом нашего доклада было не утверждение о недофинансировании, а то, что образование в России может стать реальным двигателем экономики через развитие человеческого капитала. Для этого нужны инвестиции. Подчеркну, не расходы, а инвестиции. Мы рады, что значительная часть идей нашего доклада отражена в Указе Президента, а сейчас и в национальных проектах. Но мы огорчены, что запланированные инвестиции составляют лишь одну восьмую от того, что предлагалось в докладе. Поэтому, можно ожидать лишь довольно точечный эффект от национальных проектов. Они имеют неплохие перспективы с точки зрения прорыва лидеров, развития талантов. Но их эффект для социальной мобильности, для равномерного территориального развития будет ограничен. Особенно нас беспокоит недофинансирование массового высшего образования.
К сожалению, в проектах не предусмотрено решение одной ключевых проблем образования – школьной неупешности. Напомню, что согласно PISA, 25% российских школьников не осваивают на функциональном уровне минимум один из трех ключевых предметов школьной программы, а 14% - два предмета и более. Это сильно коррелирует с долей экономически и социально неуспешных взрослых. Образование двигает экономику не только через таланты, но и через масштаб человеческого капитала страны, который оно формирует. Не справившись с высокой неуспешностью в школе, мы не можем рассчитывать на существенный прирост производительного человеческого капитала через 10-15 лет. Другими словами, не приступив к решению задачи сегодня, мы примерно в два раза снижаем темпы роста российской экономики в 2035-2050 гг.
Частично проблема неуспешности может быть решена за счет цифровых образовательных программ, «настраивающихся» на особенности каждого ученика. Но мы здесь тоже рискуем отстать – создание и апробация таких решений пока профинансированы только для трех предметов основной школы – математики, информатики и технологий. Если мы начнем двигаться по остальным предметам с отставанием на 3 года – потеряем темп. Надеюсь, у Правительства хватит здравого смысла не омертвлять десятки миллиардов рублей, направляемых сегодня на широкополосное подключение школ и сетевые решения.

НОП: В судьбе каких федеральных проектов и в каком статусе примет участие ВШЭ?

ЯК: ВШЭ – это университет, и это исследовательский и экспертный центр в области науки и образования. В этих качествах мы и собираемся принимать участие в реализации Нацпроектов. Мы рассчитываем развить свои возможности, участвуя в конкурсах нацпроектов «Наука» и «Цифровая экономика». В первую очередь это программа научных центров мирового уровня, где мы предполагаем участвовать в двух направлениях: социально-экономические и гуманитарные науки и науки о данных и информационные технологии; программа поддержки математических центров. Безусловно, наши НИИ и департаменты будут участвовать в массовых конкурсах поддержки лабораторий молодых ученых и проектов аспирантов. Надеемся, что активное участие ведущих университетов нашей страны сможет обеспечить успех нацпроектов в соответствующей части.
ВШЭ не претендует на роль оператора в каких-то федеральных проектах. Вместе с тем, собираемся продолжать мониторинг и исследования развития науки и образования, в том числе в части эффективности нацпроектов.
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью Ярослава Кузьминова (ректора ВШЭ) для канала «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) (2.1/5)

НОП: Известна Ваша позиция в части необходимости повышения глобальной конкурентоспособности за счёт экспорта профессионального образования. Нужно упростить доступ платежеспособным иностранным студентам (особенно к нашим магистратурам и аспирантурам), а российским вузам более активно включиться в создание и продвижение онлайн-курсов. "Вышка" проводит по этим направлениям большую работу, но если говорить о знакомстве зарубежных студентов с нашими вузами - тут мы сильно уступаем западным университетам. Нашу систему высшего образования знают преимущественно на "традиционных" рынках - в Азии, Африке и Латинской Америке.  
Проблема обусловлена, в том числе, довольно однобоким освещением российского образования центрами Россотрудничества за рубежом и довольно скромными шагами Минобрнауки в части повестки международного сотрудничества.

С учётом международных компетенций ВШЭ, узнаваемости бренда вуза и большого количества мобильных экспертов и учёных с международным признанием, нет ли в планах принять более активное участие в этой работе?  
Например, совместно с Россотрудничеством "освежить" презентацию системы ВПО России и расширить повестку регулярных переговоров Минобрнауки России с зарубежными коллегами?
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью Ярослава Кузьминова (ректора ВШЭ) для канала «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) (2.2/5)

ЯК: Прежде всего, нам кажется, что в нынешней международной атмосфере высшее образование становится главным элементом мягкой силы для нашей страны. Оно реально может стать основным окном мира в Россию и России в мир. Нынешняя стратегия явно слаба для этой задачи. Я назвал бы ее вялой и скучной.
 
Прямое привлечение иностранных студентов – это главный инструмент «мягкой силы». Он был и остается таковым для всех стран, в которых обучается, по крайней мере, несколько сот тысяч иностранцев, а это США,  Великобритания, Китай, Австралия, Франция, Канада, Россия, Германия. (именно на эти страны приходится почти 75% иностранных студентов во всем мире). Мы находимся в этой группе лидеров в значительной степени благодаря «советскому наследию».

Сегодня речь идет о том, чтобы добиться сочетания политики «мягкой силы» с полноценным экспортом образовательных услуг: во многих из перечисленных выше стран эта система работает уже существует уже давно. И здесь необходимо сразу отметить три важных обстоятельства. Во-первых, рынки, которые вы называете «традиционными», для российских вузов таковыми уже больше не являются: только 25% иностранных студентов у нас – из Азии, порядка 13-14% - из Африки и меньше 2% из Латинской Америки. На этих рынках мы находимся в острой конкурентной борьбе с университетами из США, Европы, Австралии и Китая. Во-вторых, в этой конкурентной борьбе университеты повсеместно пользуются поддержкой со стороны своих государств. Минобрнауки вместе с «Россотрудничеством» остаются главными контрагентами российских вузов в этой борьбе. В-третьих, каким бы крупным и известным ни был один отдельно взятый вуз, он не может быть единственным центром экспертизы в той или иной области государственной политики. Например, более 40% иностранных студентов учится на медицинском или инженерно-техническом направлениях, что отнюдь не соответствует профилю МГУ или «Вышки». Но у нас есть свои наработки, которыми мы готовы делиться, например, программы, на которые едут студенты из Европы или дистанционные технологии тестирования иностранных абитуриентов, чем заинтересовалось Россотрудничество. Кстати, если оно ориентировано исключительно на набор иностранцев на бюджетные места («мягкая сила»), то в его распоряжении есть и инструменты, которые могут быть полезны вузам и для коммерческого набора. Мы находимся в режиме постоянного диалога с Россотрудничеством, Министерством, университетами 5-100 по этим и другим вопросам. Нам нужны скоординированные коллективные усилия ведущих российских вузов, Министерства, «Россотрудничества», и возможно, «Российского экспортного центра» с целью создания современной российской системы экспорта образования.

При этом ясно, что ресурсов на резкое расширение бюджетной поддержки иностранных студентов у нас нет. Поэтому, в условиях нынешних бюджетных ограничений наиболее реальным направлением продвижения нашего образования становится онлайн образование, или смешанные формы, которых у нас сейчас совсем недостаточно. Напомню, что ведущие американские университеты уже начали свои программы «digital degree» исключительно на базе своих МООС.  
Вышка, Физтех, СПбГУ уже сейчас очень активны на международных плат формах он-лайн образования. Нужна серьезная поддержка государства для того, чтобы представительство российских вузов на этих платформах и в российской национальной платформе увеличилось бы в разы.
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью Ярослава Кузьминова (ректора ВШЭ) для канала «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) (3/5)

НОП: Несколько месяцев назад на конференции Edcrunch Вы сделали почти революционное заявление, рассказав, что многим университетам предстоит перевести лекционный контент в онлайн-формат. При этом менее популярным вузам вполне логично было предложено использовать онлайн-курсы от более успешных коллег - таких как ВШЭ.
По наблюдениям "Научно-образовательной политики", подавляющее большинство вузов пока очень слабо представляют себе переход на такой формат работы.
Во многом это обусловлено крайне низкими компетенциями ректоров и проректоров в области цифровой трансформации образования.  

Какие шаги запланировала ВШЭ как идеолог и один из лидеров цифровизации высшего образования в России? Планируются ли совместные проекты с Университетом НТИ 20.35 Дмитрия Пескова и/или формирование компетенций у руководителей вузов через инструментарий федпроекта "Новые возможности для каждого", входящего в НП "Образование"?  

ЯК: Скажу откровенно, что и для нас это малоизведанная территория, хотя мы понимаем неизбежность изменений. Мы сейчас сами пробуем, собираем лучшие практики и хотели бы кооперироваться с разными университетами в экспериментальной отработке и самих курсов, построенных по принципу смешанного обучения, и системы управления учебным процессом. Сейчас у нас идут переговоры о такой совместной работе с рядом университетов. Кроме того, мы, конечно, сотрудничаем с Университетом НТИ. Во-первых, мы совместно запускаем магистратуру «Цифровая трансформация образования», куда смогут пойти учиться и разрабатывать новые решения специалисты по цифровизации из разных университетов. Мы думаем, что эта магистратура продолжится и аспирантурой. Во-вторых, мы вместе разрабатываем разные модели цифровой трансформации университетов и думаем «прокачать» их на программе Остров университета НТИ.
 
Конечно, нас огорчает, что национальная платформа открытого образования оказалась сегодня на периферии образовательной политики. Было бы ошибкой потерять этот уникальный опыт и огромный ресурс. Будем стремиться расширять как состав университетов, представляющих на ней свои онлайн курсы, так и число вузов России, включающих эти курсы в свои образовательные программы. Здесь решающее слово принадлежит Минобрнауки России и Рособрнадзору. Руководители вузов должны получить однозначные нормы, открывающие путь к массовому использованию цифры в образовании. Альтернативы этому нет. Откладывая проблему, мы усугубляем отставание и российского образования в целом, и каждого нашего вуза в отдельности.
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью Ярослава Кузьминова (ректора ВШЭ) для канала «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) (4/5)

НОП: Высшая школа экономики считается самым либеральным и демократическим вузом страны. Как Вы считаете, не чрезмерно ли студенческое "народовластие", ведь после "Вышки" им придется выходить во взрослую жизнь, в которой все далеко не так, как оно видится в либеральном заповеднике ВШЭ?

ЯК: Выпускники ВШЭ – среди лидеров в известных мне измерениях успешности и дохода после вуза. Так что им, похоже, во взрослой жизни это не мешает).
Но в Вашем вопросе смешаны две малосовместимые оценки.

Мне кажется, либеральный вуз – это вуз, который снисходительно относится к тому, что студенты не учатся, не выполняют учебную программу. Таким вузом ВШЭ точно не является.
Если Вы говорите о системе обязательной оценки студентами качества каждого учебного курса или о выборах лучшего преподавателя – то такие вещи работают в подавляющем большинстве ведущих университетов мира. Никакого отношения к либерализму и демократии они не имеют – это просто обратная связь. ВШЭ еще имеет мощную внутрикампусную социологию, наверное мы здесь лидеры, и не только в России.

Лучший способ подготовить наших студентов к взрослой жизни, увеличить их шансы на успех - это научить их профессионализму, ответственности и умению выбирать. И еще – научить их не врать, добиваться успеха, не обманывая ни других, ни – в конечном счете – себя. Вышка очень жесткий вуз, мы с первых месяцев приучаем студентов к ежедневной работе и ответственности. Из когорты принятых на первый курс заканчивают в срок 60%, еще 20% - берут еще год, переводятся на другую программу в той же ВШЭ, 20% уходят – переводятся в другие вузы, где требования либеральней.

Если Вы спрашиваете, демократы ли мы – да, мы считаем, что каждый имеет право голоса и не должен бояться критиковать то, что ему не нравится. Но демократия – это власть большинства. У нас Ученый совет заворачивает до трети предложений ректората, иногда заставляя нас существенно дорабатывать – это демократия. А если Вы подразумеваете микро-демонстрацию группы недовольных позицией Студсовета студентов перед залом УС «против блокирующих оценок» - мы внимательно к ним отнеслись. Дали слово на УС. Но после обсуждения приняли то решение, против которого эти студенты выступали.  
Я помню, когда принимался закон о реновации в Москве, перед Госдумой тоже были митинги несогласных. Их никто не разгонял, а Володин приглашал в Думу и с ними встречался.

Демократия – это уважение к меньшинству, но это всегда власть большинства. И демократия – это власть институтов, а не власть толпы. Толпа не думает, за нее всегда думают отдельные люди, которые ее заводят и направляют. Вот что мы точно хотим воспитывать в наших студентах – умение анализировать и не поддаваться демагогии.
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью Ярослава Кузьминова (ректора ВШЭ) для канала «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) (5/5)

НОП:  "Научно-образовательную политику" ежедневно читают тысячи экспертов в сфере образования и науки. Среди них сотни ваших коллег - ректоров, а также руководители  от образования различных уровней - от глав департаментов в небольших городках до федеральных министров.

Чего бы Вы пожелали  коллегам в новом году?
Какие тренды в высшем образовании станут для них ключевыми в 2019м?

ЯК: В 2019 году стартуют нацпроекты, так что грядут новые конкурсы, откроются новые возможности. Желаю найти команды, вместе с которыми можно развивать университет. Уверен, что ядро такой команды есть в каждом вузе.

Еще больше повысится избирательность сильных абитуриентов. Помните, что никто, кроме вас, не виноват в том, что они от вас уходят. Меняйтесь, будьте более конкурентоспособны. Это очень редко можно достичь сразу на всех направлениях. Ищите сильных партнеров в России и за рубежом.  

С очень большой вероятностью Правительство откроет возможности широкого использования онлайн курсов в образовательных программах вузов. Помните, что магистральный путь для очного высшего образования – это так называемое «смешанное обучение», когда МООС является частью учебного курса с «живыми» семинарами и проектами. В результате выигрывают не только ваши студенты – развиваются ваши молодые преподаватели.  

Оборотная сторона конкурентоспособности образовательных программ вуза – его научное и проектное лицо. Уверен, что Минобрнауки уже в 2019 устранит все правовые препятствия для интеграции университетов с институтами РАН и отраслевыми лабораториями. Опыт Вышки (а до нее – Физтеха и НГУ) показывает, что реальная интеграция не требует никаких слияний и поглощений. Просто ученые РАН должны чувствовать себя хозяевами, а не приглашенными работниками на своем факультете, на своей образовательной программе.
источник
Научно-образовательная политика
SP поздравляет коллег
@scienpolicy с ДР!

Ваши посты хочется читать, а не пролистывать.

Поздравляя победителей конкурса «Учитель года - 2014», В.Путин сказал:
«Если раньше учитель был, может быть, единственным источником информации и хорошей и не очень, то сегодня таких источников очень много, они бьют ключом, что называется. И оставаться на уровне конкурентоспособностиэто нужно проявлять и усердие, и творческие навыки, и талант. Без этого быть интересным сегодняшнему ученику практически невозможно».
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/119627

У вас, коллеги, есть и усердие, и творческие навыки, и талант!

Пока в стране есть те, кто может так говорить, работать, мечтать - у страны будут появляться такие варианты будущего, которые всегда выйдут за рамки, навязываемые любыми внешними игроками.

SP, как читатель-ученик, получает интеллектуальное удовольствие от знакомства с теми горизонтами мышления и реальности, которые вы показываете.

Спасибо вам и дальнейших успехов!
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня исполнился ровно год Telegram-каналу "Научно-образовательная политика" (@scienpolicy), и по прошествии этого времени теперь можно с уверенностью сказать, что идея появления такой площадки в Telegram полность себя оправдала.
Компетентный и беспристрастный разговор о вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем дне российских науки и образовании, "приправленный" критическими оценками происходящих процессов в научно-образовательной сфере - это тот самый драйвер, который также призван продвигать ее к намеченным амбициозным целям и мировым стандартам. Насколько наука рискует остаться бесплодной без качественного образования, настолько же и образование может подвергнуться застою в отрыве от науки. И понимание комплексности и взаимосвязанности  этих процессов присутствует практически в каждой публикации наших коллег из "Научно-образовательной политики".
Присоединяемся к поздравлениям в адрес именинников. Так держать! Дорогу осилит идущий!

https://t.me/scienpolicy/2498
Telegram
Научно-образовательная политика
Сегодня телеграм-каналу "Научно-образовательная политика" @scienpolicy исполняется ровно год. Был небольшой период Яндекс.Дзена, который мы познали, но перешли в самое эффективное информпространство.

Спасибо всем нашим читателям, коллегам, партнерам и конкурентам, друзьям и недругам - всем кто был с нами этот год. Благодаря вам мы становимся лучше и сильнее.

Нам с вами повезло жить в такое время, когда политика в области науки и образования наконец является приоритетом в развитии нашей страны.

Сделано многое, а предстоит ещё больше. Есть поводы для гордости, а есть - и для жесткой критики.

Обо всём этом писала и продолжит писать "Научно-образовательная политика".

При подготовке публикаций мы всегда стараемся узнать факты из первых рук, за что нас и уважают коллеги.

Сегодня мы публикуем первое из обещанных ранее "юбилейных" интервью с ведущими экспертами в области научно-образовательной политики.

Если говорить о наук и образовании в России, невозможно обойти стороной мнение Ярослава Кузьминова - основателя…
источник
Научно-образовательная политика
Робот SpotMini от Boston Dynamics на лекции по искусственному интеллекту в Массачусетском технологическом институте (MIT). А теперь вспомни, как у тебя проходили лекции?

Конечно, мы все хотим, чтобы наше образование менялось, но без развития науки и трезвого взгляда на себя – это просто невозможно. Всё это отлично понимают в редакции канала Научно-образовательная политика, которому сегодня исполняется ровно год. С первой датой и поздравляем их! Ребята, удачи вам и сил!
источник
Научно-образовательная политика
🎉🥂Поздравляем @scienpolicy с днём рождения! Огромная благодарность за ваш труд, коллеги!

Вы не перестаёте удивлять глубокой и масштабной аналитикой, при этом ваши лонгриды крайне интересно читать.

Желаем не останавливаться на достигнутом, продолжая развивать научно-образовательную политику нашей страны!

Надеемся на будущее сотрудничество в рамках нацпроектов Майского указа Президента.

https://t.me/scienpolicy/2498
Telegram
Научно-образовательная политика
Сегодня телеграм-каналу "Научно-образовательная политика" @scienpolicy исполняется ровно год. Был небольшой период Яндекс.Дзена, который мы познали, но перешли в самое эффективное информпространство.

Спасибо всем нашим читателям, коллегам, партнерам и конкурентам, друзьям и недругам - всем кто был с нами этот год. Благодаря вам мы становимся лучше и сильнее.

Нам с вами повезло жить в такое время, когда политика в области науки и образования наконец является приоритетом в развитии нашей страны.

Сделано многое, а предстоит ещё больше. Есть поводы для гордости, а есть - и для жесткой критики.

Обо всём этом писала и продолжит писать "Научно-образовательная политика".

При подготовке публикаций мы всегда стараемся узнать факты из первых рук, за что нас и уважают коллеги.

Сегодня мы публикуем первое из обещанных ранее "юбилейных" интервью с ведущими экспертами в области научно-образовательной политики.

Если говорить о наук и образовании в России, невозможно обойти стороной мнение Ярослава Кузьминова - основателя…
источник
Научно-образовательная политика
Нашим друзьям из научно-образовательной политики @scienpolicy уже год! Совсем взрослые! Желаем оставаться такими же крутыми и многогранными! Приветы из «Сколково» от неофициальных @skolkovoleaks.
источник
Научно-образовательная политика
История поручений по науке и образованию в 6 главах

В конце минувшего года был выпущен Перечень поручений по итогам заседания Совета по науке и образованию. Читатели могут сами с интересом изучить все эти пункты, а мы их немного перетасуем, чтобы стали более рельефно видны некоторые вещи.

Глава 1 – «О единой системе управления»
1.  Система научного обеспечения госуправления будет замкнута на Минобрнауки.
2.  Интеграция «советской» системе советов по приоритетным направлениям научно-технического развития в участию в научном обеспечении нацпроектов (нацпрограмм).
3.  Методологическая состыковка госпрограмм и их проектов с комплексными программами и проектами полного инноваиционного цикла, которые в свою очередь, должны стать одним из механизмов реализации госпрограммы НТР и отраслевых госпрограмм.
Выводы: все форматы (регулярное управление, советы Стратегии НТР, нацпроект и госпрограмма НТР, КНТП) должны срастись в единый и живущий по понятным законам организационно-управленческий организм.

Глава 2 – «О единых подходах»
4.  Механизмы экспертизы и оценки проводимых за госсчет исследований должны быть универсальными, едиными и прозрачными.
5.  Таковыми же и требования к формированию и утверждению госзадания, хотя при этом, с учетом предыдущего пункта, возможна корректировка тематик.
Выводы: все госденьги на науку должны любым распорядителем средств и на любой проект расходываться по единым требованиям

Глава 3 – «О молодых»  
6.  Оптимизация грантовой поддержки молодых ученых (стандартизация, интеграция, унификация).
7.  Трансфер к научной аспирантуре.
Выводы: сюрпризов нет, остаются вопросы – кто станет Российским молодежным научным фондом (формально или не формально), а также – что делать с педагогическими траекториями подготовки аспирантов.

Глава 4 - «Эта долька штабная»
8.  Академия наук будет получать на экспертизу документы стратегического планирования.
9.  Она должна будет изучить все, что было сотворено в рамках реализации Программы фундаментальных исследований 2013-2020 год на предмет соответствия приоритетным направлениям научно-технического развития и их практического применения.
Вывод: ПФНИ будет подвергнута жесткой ревизии на предмет конкурентоспособности и адекватности Стратегии НТР и нацпроектам. С другой стороны, «государево око» может поискать соринки в документах стратегического планирования.

Глава 5 – «Эта долька цифровая»
10.  Правительство займется создании современной цифровой инфраструктуры для хранения и анализа научно‑технической информации, а также для обмена такой информацией
Вывод: Вылиться такая «цифровизация науки» чем угодно – от big data до очередной «Карты российской науки». Зато есть прямая стыковка с «цифрой».

Глава 6 – «Эта долька информационная»
11.  Совместно – Правительство и РАН получили поручение принять дополнительные меры, направленные на обеспечение открытости научных организаций и доступности научных данных, а также на популяризацию отечественной науки.
Вывод: половина поручения относится к вышеуказанной цифровой инфраструктуре, а популяризация кончится очередным специализированным порталом (при том, что их уже есть десятки – как государственного толка, так и частного).

http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/59632
источник
Научно-образовательная политика
Президенты по науке

Встреча двух президентов РФ Путина и РАН Сергеева происходила на фоне двух важных процессов:
1.   «Президентские поправки», которые были приняты полгода назад.
2.   Перечень поручений от 29.12.18 по итогам заседания Совета по науке и образованию.

Президента Путина интересовало, что уже делается, но г-н Сергеев все больше говорил о планах. Комментаторы, привлеченные «Известиями», пролили еще больше света на то, какими неоднозначными бывают бравурные реляции

Центры и их размножение

Начали со стратегического планирования. Им, конечно, РАН пока не занимается, но очень хочет себе отдельный центр научного обеспечения стратегического планирования. Если вспомнить практически идентичную идею ректора МГУ Садовничеко, правда больше про регионы, складывается прямо система. Есть опасения, что раз РАН до сих пор не в состоянии заниматься стратегическим планированием (чем, по ее словам, она прославилась при СССР), то никакие центры уже не помогут.  

Вишенкой на торте становится идея создания зарубежных представительств Академии наук (держим в уме проект региональных представительств), а также центров межакадемического научного обмена. Здесь, президент РАН напирает на модный форматы «мозгового штурма». А вот г-н Панченко справедливо затем отметил, что международные проекты РАН вполне можно реализовывать через Россотрудничество. И лишние центры не понадобятся. Хотя, тут и мы, и он знаем – в этих направлениях компетенции у обеих структур весьма невелики.

Зачем нужны непонятные и бесконечные центры? Ответ прост – институтов больше нет, собственные комиссии и советы крайне сложно модернизировать через внутреннюю же бюрократию, а во все штабы и подштабники академиков зовут исключительно на индивидуальной основе.

Око на головной организации

Второй блок – это «государево око» по научно-методическому руководству всеми научными учреждениями страны и организациями высшего образования, где ведутся научные исследования. Здесь, конечно, президент Сергеев несколько слукавил - далеко не все и везде непосредственно в данный момент можно рассмотреть – документы еще не готовы.

Общие победные восторги и благодарности со стороны президента Сергеева, тем не менее, разбиваются о трезвые замечания его зама – А. Хохлова: «важно, чтобы академия справилась с таким объемом работ».

Помимо ока РАН становится головной организацией в области фундаментальных наук. Оперативно пересматривать ПФНИ г-н Сергеев явно не намерен, однако, сделать это придется – подобную ревизию поручил провести президент. Заодно выяснится, почему за два года темы не привели в соответствие со Стратегией НТР, да и вообще – есть ли хотя бы от части их них практическая отдача.

Радио РАНонеж

Еще одним направлением, в котором активно работает РАН должна являться популяризация науки и повышения престижа ученых. Так вот, в этой связи президент Академии наук предлагает создать научное информагентство.

— Эта структура должна обеспечить сбор информации на местах в институтах и университетах, а также передачу ее в СМИ. Распространение информации может быть коммерчески интересным делом. Я убежден, что все ученые РАН обязаны рассказывать обществу о том, чем они занимаются. Александр Сергеев пообещал, что обратится к сотрудникам подведомственных институтов с просьбой предоставлять агентству данные особенно интересных научных работ.

И здесь горько заплакали научные коммуникаторы, популяризаторы и сотрудники уже существующих профильных СМИ. А еще пресс-службы вузов и НИИ.

Итог неутешителен. Президент Сергеев продолжает искать варианты, как оперативно, эффективно и технократично можно реализовать хоть что-то, чем было бы не стыдно отчитаться перед Президентом. Истории о центрах и информагенствах – эти идеи выглядят пока что сырыми и вторичными.
источник
Научно-образовательная политика
Каналу Научно-образовательная политика @scienpolicy уже год!
Поздравляем! Читаем вас, чтобы понять как должны и как не должны развиваться наука и образование в Армении.
источник
Научно-образовательная политика
Взращивание будущих элит в тех странах, которые симпатизируют России, уже давно является ключевым геополитическим приоритетом для Москвы.

В настоящее время правительство (России- НОП) предлагает целый ряд финансовых льгот для привлечения иностранных студентов, особенно из бывшего Советского Союза, включая щедро финансируемые стипендии.

Более того, по словам Алены Нефедовой, младшего научного сотрудника Высшей школы экономики в Москве, правительственный мониторинг государственных университетов рассматривает контингент иностранных студентов в качестве маркера своей деятельности — это означает, что на вузы оказывается эффективное давление, чтобы они пополняли свои ряды студентами из-за рубежа.
“Без сомнения, высшее образование является одним из ведущих инструментов мягкой силы” - говорит она.


https://www.ozy.com/acumen/why-foreign-students-are-flocking-to-russia/91326
источник
2019 January 11
Научно-образовательная политика
Форум "ПроеКТОриЯ" и Большой открытый урок, который провёл Владимир Путин.
Профориентационный проект "Билет в будущее", инициатором которого также выступил лично Президент России.
Среднее профессиональное образование и рабочие профессии как каркас научно-технологического прорыва России.
Компетенции школьного учителя и какие измения их ждут в ближайшем будущем.

Продолжая серию интервью, приуроченных к дню рождения канала "Научно-образовательная политика"  
(@scienpolicy), мы обстоятельно поговорили с Заместителем Министра просвещения России Ириной Потехиной.

https://t.me/scienpolicy/2516
Telegram
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью Ирины Потехиной (Заместителя Министра просвещения) каналу "Научно-образовательная политика" (@scienpolicy)
Часть 1.

НОП:  Новое министерство носит имя "просвещения". По опыту Вы, тем не менее, также специалист по общественным проектам. Какое место занимают сегодня в Вашей работе общественные проекты и зачем они просвещению?

ИП:  Проектная деятельность - очень нужный навык, один из самых востребованных сегодня. Потому что выполнение любого проекта требует от человека умения поставить цель, найти ресурсы, подобрать команду, уложиться в сроки. Без этих навыков завтра на рынке труда будет сложно.  
Уже появилось такое вполне устойчивое словосочетание "рынок труда в условиях неопределённости", когда на глазах исчезают не только привычные профессии, но и целые индустрии. А им на смену приходят новые, которые спрогнозировать заранее почти невозможно. Вот к этому рынку и нужно готовить детей, которые сегодня ходят в школу или в колледж. Что они должны уметь и знать? Какие навыки и компетенции…
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью Ирины Потехиной (Заместителя Министра просвещения) каналу "Научно-образовательная политика" (@scienpolicy)
Часть 1.

НОП:  Новое министерство носит имя "просвещения". По опыту Вы, тем не менее, также специалист по общественным проектам. Какое место занимают сегодня в Вашей работе общественные проекты и зачем они просвещению?

ИП:  Проектная деятельность - очень нужный навык, один из самых востребованных сегодня. Потому что выполнение любого проекта требует от человека умения поставить цель, найти ресурсы, подобрать команду, уложиться в сроки. Без этих навыков завтра на рынке труда будет сложно.  
Уже появилось такое вполне устойчивое словосочетание "рынок труда в условиях неопределённости", когда на глазах исчезают не только привычные профессии, но и целые индустрии. А им на смену приходят новые, которые спрогнозировать заранее почти невозможно. Вот к этому рынку и нужно готовить детей, которые сегодня ходят в школу или в колледж. Что они должны уметь и знать? Какие навыки и компетенции помогут им стать успешными?

Это новый и очень многофакторный вызов для всей системы образования. Сегодня, наверное, уже невозможно выбрать себе одну профессию на всю жизнь. Невозможно научиться один раз - а потом только снимать с этого знания "дивиденды". Зайдите на форумы, где общаются ребята, которые решили делать карьеру в информационных технологиях. Знаете, что они там обсуждают? Как можно быстро подтянуть математику! Взрослые парни садятся за школьные учебники и ночами решают задачки за 8-11 класс.

И не потому что математику в школе давали плохо - а потому что мотивации решать задачки не было. И это - второй большой вызов: сформировать мотивацию к учебе. Далекими и туманными карьерными перспективами заинтересовать ребёнка сложно - нужно что-то более близкое и понятное. И увлекательное! Например, проект - особенно, если он "из жизни".  

Поэтому проектная деятельность сегодня - это и часть учебного процесса, и инструмент изменений самого учебного процесса. Если мы научим детей самостоятельно выполнять проекты разной сложности - им потом гораздо проще будет проектировать собственную жизнь
.
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью Ирины Потехиной (Заместителя Министра просвещения) каналу "Научно-образовательная политика" (@scienpolicy)
Часть 2.

НОП:  Недавно с большим успехом прошел форум "ПроеКТОриЯ" и это, безусловно, показатель отличной работы Вашей команды. Форум глубоко интегрирован с президентским проектом "Билет в будущее". Как вы считаете, нужны ли социальные лифты на уровне школ и среднего профессионального образования или основной задачей должно быть повышение общего среднего уровня?

ИП: "ПроеКТОриЯ" - это не только форум, это целая система, если так можно выразиться, "будущей успешности" ребёнка. Хотя началось все действительно с форума, который на протяжении шести лет аккумулирует самые интересные образовательные практики. Многие форматы, которые сегодня кажутся само собой разумеющимися, были в своё время "подняты на щит" и растиражированы именно с помощью Ярославского форума: проектные смены в лагерях, решение реальных задач от работодателей, создание детско-взрослых проектных команд.
 
А в прошлом году 1 сентября на форуме "ПроеКТОриЯ" стартовал самый масштабный школьный проект "Всероссийский открытый урок" по профориентации, к которому в онлайн-формате подключились почти 17 тысяч школ - больше миллиона старшеклассников. На урок приехал Президент страны - и обсудил с ребятами  самые амбициозные проекты, которые реализуются сегодня в России и где появляются новые интересные и перспективные рабочие места.  
Трансляции этого первого открытого урока и других мероприятий форума набрали в социальных сетях почти 10 миллионов просмотров. Причём, что нас особенно впечатлило, во "взрослых" Одноклассниках просмотров было практически столько же, как и в "детской" сети ВКонтакте.  

Сегодня такие уроки проводятся уже регулярно - на онлайн-трансляции к школьникам приходят руководители компаний, ректоры, ученые, бизнесмены. И набирают эти уроки по 4-5 миллионов просмотров каждый. Но и здесь мы видим ту же картину: смотрят не только школьники - смотрят родители, смотрят студенты.  

Когда в ноябре мы проводили в 7 регионах страны Фестивали профессий "Билет в будущее", мы столкнулись с такой проблемой: родители возмущались, что доступ был открыт только для школьников. Работа Фестивалей действительно предполагала только детский формат: для ребят там были оборудованы "рабочие места", где можно было примерить на себя несколько разных профессий. Через такие профпробы на Фестивалях прошли больше 60 тысяч школьников. И ещё почти столько же побывали на площадках лучших колледжей, где можно было тоже потрогать профессию руками.

Но мы понимаем, что то самое "будущее в условиях неопределённости" одинаково волнует сегодня и взрослых, и детей. Знать о востребованных профессиях хотят все. И уж тем более, нет смысла делить социальные лифты по уровням образования. Как мы знаем, даже поступление в вуз зачастую становится только отсрочкой перед принятием решения о будущей профессии.
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью Ирины Потехиной (Заместителя Министра просвещения) каналу "Научно-образовательная политика" (@scienpolicy)
Часть 3.

НОП: Минэнерго России развило идею "молодежного дня" форума "Российская энергетическая неделя" до уровня десятков разноплановых круглогодичных соревнований и чемпионатов с отбором лучших из лучших. Похожая система и у Роберта Уразова в World Skills Russia.  
На наш взгляд, у  Форума "ПроеКТОриЯ" колоссальный потенциал, еще во многом не использованный. Потенциально эта идея -  настоящая "скрепа" для умной молодёжи по всей стране. Какое развитие ждёт Форум? Что нового ждёт нас всех на "ПроеКТОрии" в 2019 году?  

ИП:  Мне не просто так хотелось сделать акцент на огромном количестве просмотров открытых уроков. Каждый год система среднего образования - школы и колледжи - выпускает на рынок примерно 1,3 миллиона ребят. Каждый из них - каждый! - должен найти на этом рынке своё место. Конечно, у всех людей разные представления об успешности: кто-то хочет открыть собственный бизнес, кто-то работать в большой корпорации, а кто-то просто иметь стабильный заработок. Но возможности должны быть у всех. Тем более, никто не знает: какой именно талант окажется больше всего востребован завтра. Ребята, раскручивающие успешные стартапы, во вчерашней системе координат были бы маргиналами. А сегодня - лидеры.

Когда мы готовились к Фестивалям профессий, было опасение, что не все ребята включатся в процесс. В отличие от больших форумов, куда приезжают хорошо подготовленные дети - победители олимпиад, участники всевозможных творческих кружков - на Фестивали школьники  приезжали классами из самых обычных, в том числе, отдаленных школ. А тут - задачи: про новые материалы, про космические аппараты, про строительство мостов. Так вот, проблема у нас с "неподготовленными" детьми была только одна: "я не успел пройти все станции, можно мне остаться?"

Будущая успешность и нынешняя мотивированность ребёнка во многом зависит от того, какой взрослый находится с ним рядом. И родитель, и учитель.  
И если прорывом форума "ПроеКТОриЯ"-2017 стали всероссийские открытые уроки - как новый образовательный формат, то прорывом форума-2018 стали авторские уроки от лучших педагогов страны. Новые технологии позволяют сегодня самым ярким учителям работать не только со своим классом, но с абсолютно любой аудиторией.  
Мы объявили летом конкурс для самых смелых - получили 2,5 тысячи заявок. 130 победителей приехали на форум. 12 из них провели открытые уроки с трансляцией на всю страну. Причем, уроки эти были парные: учитель географии и учитель физики рассказывали ребятам о современных космических технологиях, а учитель математики вместе с учителем английского языка обсуждали возможность роботов и людей работать в одной команде.  
Жизнь этих учителей после такого опыта уже точно не будет прежней - также как и жизнь их учеников. Но в России очень много по-настоящему увлечённых педагогов - которые понимают, что нужно меняться, но не решаются.  
Мы рассказываем детям на наших открытых уроках, как новые технологии трансформируют привычные индустрии: в медицине появляется дата-сантист, в сельском хозяйстве - архитектор живых систем, в строительство прораб-вотчер. Но и профессия учителя будет меняться. Поэтому 2019 год нацелен будет в первую очередь на педагога и на его возможности развиваться. Какие бы дистанционные образовательные шоу не появлялись - самое большое влияние на ребёнка всегда будет иметь профессиональный и мотивированный взрослый рядом.

НОП:  Среди наших читателей  очень много лидеров - руководителей системы образования самых разных уровней, включая систему начального образования и СПО, а также энтузиастов нашей сферы - активных учёных, преподавателей, учителей. Чего бы Вы пожелали коллегам в новом 2019 году?

ИП:  Не бояться перемен. И по возможности в них участвовать!
источник