Итак, что же должен знать кандидат на категории A и B? Морские законы, само собой. Звучит легко, но когда смотришь на хорватский Pomorski zakonik – кодекс, содержащий 1032 статьи, не считая переходных положений, становится грустно. Как-то сразу не верится, что в 15 лет вот это вот кто-то знает, и это, конечно, правда.
Никому не надо знать целый Pomorski zakonik. Достаточно хорошо ориентироваться в документе, который называется «Международные правила предупреждения столкновения судов в море», и который на море заменяет всем известные ПДД. И задача сперва кажется не сложнее, чем изучить ПДД. Но не всё так просто.
Люди начали перемещаться на морских судах за много веков до изобретения автомобиля, и морские правила берут своё начало из тех времён, и содержат множество положений, от которых у неподготовленного человека поначалу глаза собираются в кучу. На море сосуществуют три фактически дублирующие друг друга сигнальные системы – световая, звуковая и флаговая, и надо знать все три, и у всех трёх свои приколы. Вот, например, если судно выставляет два огня, сверху – зелёный, а снизу – белый, то это, значит, рыболовное судно. Но вместо этих огней судно может повесить на видном месте корзину. Почему корзину?! А потому что в тыща семьсот лохматых годах рыболовы обозначали свои суда корзиной, и это правило до сих пор действует. И этих вот приколов десятки, и все надо знать так, чтобы от зубов отлетало.
Помимо этого, давайте сравним масштаб. Самая мелкая самоходная повозка, которую можно встретить на дорогах общего пользования – это, наверное, скутер, а самая крупная – автопоезд с полуприцепом и прицепом (да, я в курсе про Белазы, но они на дорогах общего пользования нечастые гости). А на море самая мелочь – это надувная лодка два метра длиной, а самое большое, что я видел своими глазами – круизный лайнер Celebrity Infinity, больше похожий на упавший в море небоскрёб, длиной 300 метров, мощностью двигателей 70000 л.с. и с экипажем в 1000 человек. Масштаб не сопоставим, это как муравей против управдома. Понятно, что чтобы разрулить взаимные права и обязанности этих субъектов в общем пространстве, нужны совсем другие правила.
Короче, чеклист на категорию B получается примерно такой:
- Навигация: чтение морских карт, понимание обозначений, измерение расстояний, определение курса и азимута и всё такое прочее;
- Правила движения на море, все вот эти световые сигналы, корзины, свистки и флаги;
- Метеорология, что бы ни понималось под этим термином;
- Мотористика, ну уж тут-то я как-нибудь прорвусь;
- Безопасность и оказание первой помощи;
- Радиотелефонная связь на море.
Звучит адски сложно и объёмно. Но куча учебных заведений в Хорватии готовы предложить вам курс для подготовки к этому экзамену продолжительностью 4 (!!!) теоретических часа и стоимостью 400 kn (55€)! То ли экзамен чисто формальный, то ли практическая часть важнее теоретической, я не знаю пока. Почитаю ещё немного на эту тему – расскажу, как пройдёт и чем закончится, в общем, буду держать в курсе, не переключайтесь.
#žabar
https://telegra.ph/file/970129066f5021ebcd7e8.jpg