Size: a a a

Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)

2019 August 03
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
2019 August 11
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
Съездили вчера на рынок в Самоборе, затарились фруктами всякими. Самоборский рынок нам нравится всё больше. Несмотря на то, что загребский Долац считается крупнейшим и самым дешёвым рынком страны, в маленьких рынках, во-первых, есть своё очарование, и во-вторых, неожиданные ценовые эффекты. Конечно, в Самоборе хрен купишь абрикосы по 6 kn за два кило, как в Загребе под конец рыночного дня, но, например, мои любимые инжирные персики, которые здесь называются «парагвайки», на рынке Самобора вдвое дешевле, чем на Долце. И цены на рыбу тоже порой неожиданно низкие, правда, в основном на пресноводную, морская как везде, задрана до потолка.

Фруктов мы набрали на неделю-полторы вперёд, чтоб два раза не вставать. И продавщица, которая нас уже знает, увидев, сколько мы набираем, спросила: «Вы на море что ли собрались?» Что как бы слегка намекает на отношение хорватов к морскому отдыху. Фрукты, стало быть, тоже положено с собой привозить. Окей, в следующий раз, наверное, так и сделаем.
источник
2019 August 14
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
Ну вот опять. Приходишь в магазин, а там скидки. Такие, что не получается не покупать, хотя два холодильника уже под завязку, и из шкафов тоже скоро вываливаться будет.

Акционные скидки в августе всегда радуют. Упаковка мороженого Сникерс (а также Марс и Твикс) из 6 батончиков – 17 kn (2,30€). Я даже пошёл в российские интернет-магазины, чтобы проверить, что я правильно помню цены. Правильно помню, таких цен там не бывает.

Но помимо этого есть скидки 30-70% на товары, у которых скоро заканчивается срок годности, и в августе таких особенно много, потому что людей нет, все на море. Казалось бы, на фига набирать тонны того, что скоро протухнет, но тут есть нюанс. Это мы в России знали, что срок годности на упаковке – пресекательный, и протухнет оно, скорее всего, ещё за пару дней до его окончания. А тут мы один раз случайно что-то просрочили, потом второй, потом десятый, а оно чего-то и не протухает ни фига. Иногда (мы же знатные хомяки) находим упаковку чего-нибудь просроченного на три месяца, открываем – а оно ни фига не тухлое, а очень даже свежее. Исключение – молочные продукты, но тут уж извините. Но даже свинину и говядину спокойно можно просрочить на неделю, а курицу и индейку – минимум дня на три-четыре, и ни фига им не будет. Удивительно.

Поэтому когда скидка 50% на соус из трюфелей с белыми грибами, мы берём сразу две банки, пофиг, что у них срок годности кончается послезавтра, месяц они ещё точно проживут. И шашлык из дикого кабана трёх видов. Ну тут не месяц, конечно, но на месяц он у нас и не задержится.

И сливочное масло ещё! Появилось итальянское Parmareggio, с крысой на этикетке, от того самого производителя, сыр которого мы всё время покупаем в Италии. Ну нельзя же не купить, ну правда же. Тем более там крыса. Крыс мы любим.

Короче, снова набрали всего, и самая большая проблема – это место для хранения. Поэтому объявляем челлендж – No Shopping September. Весь сентябрь собираемся жить на том, что есть дома, заходя только в мелкие магазины шаговой доступности за совсем незаменимыми продуктами. Посмотрим, что получится.
источник
2019 August 19
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
А мы-то и не знаем, чо у нас по ночам во дворе происходит! А там улиточные оргии. И главное здоровенные эти слизни шописец, я раньше вообще никогда таких не видел. Хоть террариум устраивай.
источник
2019 August 26
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
Я тут внезапно решил заделаться мореходом. Шучу, конечно, но в каждой шутке есть доля шутки. Просто захотелось в перспективе получить морские права, чтобы иметь возможность или купить какую-нибудь лодку, чтобы рассекать на ней иногда, либо брать в аренду при желании. Ни то, ни другое, без морских прав невозможно. Всё это будет в ленивом режиме, поэтому буду делиться наблюдениями и опытом по мере накопления материала, вдруг кому интересно. А мне это будет полезно, прежде всего, для систематизации знаний, от которых голова пухнет, там всё такое новое.

Итак, воды бывают внутренние (реки, озёра, пруды, бассейн, ванная, в конце концов) и бывают морские. На внутренних и морских водах действуют разные законы, и для управления судами нужны разные права, на которые сдаются разные экзамены. В общем случае, морские права будут действовать на внутренних водах, но не наоборот. Поэтому по-любому выгоднее получать морские права.

Плавсредства, как и автомобили, надо регистрировать и оплачивать страховку. Не подлежат регистрации лодки длиной до 2.5 метров с двигателем мощностью до 4 л.с. – они считаются чем-то вроде велосипедов. Я собираюсь начать именно с такого варианта, поэтому тему регистрации и страховки пока рассматривать не буду.

Но вообще с плавсредствами всё непросто. Например, есть čamac (лодка), и есть brodica (катер). На лодке в море нельзя, от слова совсем. В морском законодательстве такое слово вообще не упоминается. Но лодку можно поставить на учёт как катер, и тогда на ней внезапно можно в море. Прикол в том, что если вы будете сдавать на права на внутренних водах, там будет написано «водитель лодки», а если на море – то «водитель катера», поэтому полученные на внутренних водах права не дадут права управления этой лодкой на море, даже если она поставлена на учёт как катер. Короче, обычный бюрократический дурдом, который проще всего разрешать по пути наименьшего сопротивления, сдавая именно морской экзамен, чтобы ни у кого не было вопросов.

Морские права, как и автомобильные, бывают разных категорий, и самые простые, категории А, можно получить с 15 лет. Учиться не обязательно, главное сдать экзамен. Но если те, кто родился на море, наверное, и правда могут не учиться, то нам, жителям континента, которые хотят выходить в море лишь изредка, и которых жители прибрежной зоны называют пренебрежительным словом #žabar (дословно – «лягушатник»), обучение всё-таки совсем не повредит.

Права категории А позволяют управлять катером до 7 метров в длину с мощностью двигателя до 20 л.с. и плавать на удалении до 6 морских миль от ближайшего берега (континента или острова). Казалось бы, для моих целей этого за глаза, но давайте посмотрим чуть дальше.

Права категории B, которые можно получить с 16 лет, позволяют управлять катерами вместимостью до 30 тонн, плавать на удалении до 12 морских миль от берега, и, с некоторыми ограничениями, перевозить пассажиров и грузы, а также заниматься рыбной ловлей. При этом стоимость обучения не слишком отличается от категории А, а экзамен всего лишь чуть сложнее. Короче, в категории А смысла нет, если тебе не 15 лет, надо сразу сдавать на B, и больше об этом не париться.

Помимо A и B, есть ещё категория C (позволяющая заплывать в международные воды), а также отдельные более высокие категории A и B для яхт (но там куча условий типа обучения, медосмотра, трёх лет опыта с категорией C, короче, пока что это вообще не интересно).
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
Итак, что же должен знать кандидат на категории A и B? Морские законы, само собой. Звучит легко, но когда смотришь на хорватский Pomorski zakonik – кодекс, содержащий 1032 статьи, не считая переходных положений, становится грустно. Как-то сразу не верится, что в 15 лет вот это вот кто-то знает, и это, конечно, правда.

Никому не надо знать целый Pomorski zakonik. Достаточно хорошо ориентироваться в документе, который называется «Международные правила предупреждения столкновения судов в море», и который на море заменяет всем известные ПДД. И задача сперва кажется не сложнее, чем изучить ПДД. Но не всё так просто.

Люди начали перемещаться на морских судах за много веков до изобретения автомобиля, и морские правила берут своё начало из тех времён, и содержат множество положений, от которых у неподготовленного человека поначалу глаза собираются в кучу. На море сосуществуют три фактически дублирующие друг друга сигнальные системы – световая, звуковая и флаговая, и надо знать все три, и у всех трёх свои приколы. Вот, например, если судно выставляет два огня, сверху – зелёный, а снизу – белый, то это, значит, рыболовное судно. Но вместо этих огней судно может повесить на видном месте корзину. Почему корзину?! А потому что в тыща семьсот лохматых годах рыболовы обозначали свои суда корзиной, и это правило до сих пор действует. И этих вот приколов десятки, и все надо знать так, чтобы от зубов отлетало.

Помимо этого, давайте сравним масштаб. Самая мелкая самоходная повозка, которую можно встретить на дорогах общего пользования – это, наверное, скутер, а самая крупная – автопоезд с полуприцепом и прицепом (да, я в курсе про Белазы, но они на дорогах общего пользования нечастые гости). А на море самая мелочь – это надувная лодка два метра длиной, а самое большое, что я видел своими глазами – круизный лайнер Celebrity Infinity, больше похожий на упавший в море небоскрёб, длиной 300 метров, мощностью двигателей 70000 л.с. и с экипажем в 1000 человек. Масштаб не сопоставим, это как муравей против управдома. Понятно, что чтобы разрулить взаимные права и обязанности этих субъектов в общем пространстве, нужны совсем другие правила.

Короче, чеклист на категорию B получается примерно такой:
- Навигация: чтение морских карт, понимание обозначений, измерение расстояний, определение курса и азимута и всё такое прочее;
- Правила движения на море, все вот эти световые сигналы, корзины, свистки и флаги;
- Метеорология, что бы ни понималось под этим термином;
- Мотористика, ну уж тут-то я как-нибудь прорвусь;
- Безопасность и оказание первой помощи;
- Радиотелефонная связь на море.

Звучит адски сложно и объёмно. Но куча учебных заведений в Хорватии готовы предложить вам курс для подготовки к этому экзамену продолжительностью 4 (!!!) теоретических часа и стоимостью 400 kn (55€)! То ли экзамен чисто формальный, то ли практическая часть важнее теоретической, я не знаю пока. Почитаю ещё немного на эту тему – расскажу, как пройдёт и чем закончится, в общем, буду держать в курсе, не переключайтесь.

#žabar

https://telegra.ph/file/970129066f5021ebcd7e8.jpg
источник
2019 August 29
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
Подписчики задают вопрос про бизнес. Про формы собственности, налоговую систему, сами налоги, и всё такое прочее. Я, честно говоря, сомневаюсь, что это интересно широкому читателю. Давайте я напишу пост в духе «галопом по Европам», а потом проголосуем, стоит ли раскрывать эту тему более подробно.

Итак, совсем коротко.

Наёмные работники:
▫️ Берём брутто-зарплату 5000 kn
▫️ Работодатель считает 16.5% сверху брутто-зарплаты и отправляет в HZZO – это ОМС. Это 825 kn, это расход работодателя и на нетто-зарплату не влияет.
▫️ 20% из брутто-зарплаты идут в пенсионный фонд, это 1000 kn, остаётся 4000 kn и они образуют налоговую базу
▫️ Вычитаем из неё не облагаемый налогом минимальный доход (osobni odbitak) 3800 kn, остаётся 200 kn (NB: если у вас есть дети и иждивенцы, osobni odbitak увеличивается, иногда сильно увеличивается, но эта опция доступна только налоговым резидентам)
▫️ На оставшиеся 200 kn считаем налог (porez) по ставке 24%, получается 48 kn (NB: если доход превысил 30 000 kn, то в части превышения ставка налога составляет 36%)
▫️ Если вы живёте в регионе, где установлен муниципальный налог (prirez), он считается от суммы налога на доход. Например, в Загребе это 18%, и prirez составит 8,64 kn
▫️ Вычитаем налоги из базы: 4000-48-8,64=3943,36 kn. Именно столько получит на руки наёмный работник с брутто-зарплатой 5000 kn в Загребе, если у него нет иждивенцев и детей (или если он нерезидент).
▫️ Брутто-расходы работодателя составили 5825 kn.

Самозанятые (особая категория, куда относятся адвокаты, нотариусы, частные врачи, переводчики, архитекторы и некоторые другие похожие профессии, если они не работают по найму):
▫️ В целом всё очень похоже на наёмных работников. Взносы на ОМС и пенсионные в некоторых случаях можно немного уменьшить, но на этом разница заканчивается.

Индивидуальный предприниматель (obrt):
Тут мы уже подбираемся ближе к юрлицам, и возникают разные системы налогообложения.
▫️ Если годовые приходы не превышают 300 000 kn, есть право не применять НДС и применять паушальное налогообложение, при котором взносы и налоги считаются от потенциального дохода, при этом основа для расчёта взносов одна для всех, а основа для расчёта налога ступенчато зависит от величины дохода. В 2019 году ИП будет платить примерно 1200 kn взносов ежемесячно. Налог снова зависит от иждивенцев, детей и региона проживания, и в худшем случае (годовой доход 300 000 kn в Загребе, без иждивенцев и детей) составит 626 kn в месяц.
Обратите внимание! Самозанятые не могут применять паушальный налог. Если вы переводчик или адвокат, то вам не повезло.
▫️ Если годовой доход превышает 300 000 kn, возникает обязанность применения НДС, и нужно платить налог на доход или налог на прибыль. Взносы платятся от фиксированной основы в зависимости от системы налогообложения («доход» – основа ~63 000 kn, «прибыль» – основа ~106 000 kn).
▫️ Если объектом налогообложения является доход, прогрессивная шкала такая же, как для физиков – 24-36%, вычет на себя, иждивенцев и детей тоже действует. Из базы можно вычесть убыток прошлого года.
▫️ Налог на прибыль применяется, если оборот превысил 3 млн kn (NB: есть и другие условия).  Платится по ставке 12%, если прибыль меньше 3 млн kn, иначе 18% на ВСЮ сумму прибыли.

Простое общество с ограниченной ответственностью (j.d.o.o.):
▫️ Максимум три учредителя и один директор;
▫️ Уставной капитал от 10 kn;
▫️ 25% прибыли надо выделять в резервы (которые могут идти на увеличение уставного капитала для последующего преобразования общества в полноценное ООО);
▫️ Платит налог на прибыль, как описано выше.

Общество с ограниченной ответственностью (d.o.o.):
▫️ Без ограничений по учредителям, директорам и резервам;
▫️ Уставной капитал от 20 000 kn (четверть сразу, остальное в течение года);
▫️ Налоги такие же, как у j.d.o.o.
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
Уффф. Коротко не получилось, но это минимум. За кадром осталось многое – условия, при которых ИП или ООО даёт право на ВНЖ, акционерные общества, уплата налога на прибыль из иных государств, работа с НДС при импорте-экспорте… Тема, как вы понимаете, очень обширная. Не уверен, что она многим интересна, давайте проголосуем.
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
Продолжаем про бизнес, налоги и ВНЖ по этим основаниям?
Анонимный опрос
69%
Продолжай, круто
15%
Иди нафиг, ты мне мозг сломал
16%
Смешная третья опция
Проголосовало: 134
источник
2019 August 30
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
Так как тема с мореходством обещает затянуться на некоторое время, я буду метить связанные с ней посты хэштегом #žabar, чтоб не потеряться.

Так вот, вчера #žabar читал про навигацию. Ну, компас, курс, азимут, ориентирование – это понятия, которые мне дополнительно объяснять не надо, хотя я и не понимаю, на фига всё это учить в век повсеместного распространения GPS, но раз уж знаю, то и хорошо. Пропускаем. Дальше интересно. Дальше – чтение морских карт.

Тут, как обычно, бардак. Расстояния и скорости измеряются на базе морских миль, а глубины и высоты – в метрах. При этом сама морская миля – очень удобная для навигации величина с простым приведением к угловым координатам, но блин, как так можно-то вообще, одно в милях, а другое в метрах.

Сама морская карта довольно проста. На ней обозначены глубины, маяки, подводные коммуникации (над ними нельзя бросать якорь), магнитные склонения и прочие полезные вещи. Ничего сложного в ней нет, главное знать легенду. Читал, что на экзаменах чаще всего спрашивают обозначения типов дна (песок, водоросли, камень и т. п.) которые больше всего влияют на принятие решения, где стоит вставать на якорь, а где нет – их надо знать хорошо. Самое лучшее для якорения дно обозначается буквой «M» (mulj), то есть «ил» – про это спросят обязательно.

Карту нельзя просто скачать в интернете, её надо купить в официальном магазине-дистрибьюторе продукции хорватского гидрографического института (HHI). Это не просто так, карта имеет дату издания, и HHI ежемесячно издаёт бюллетень OZP, вносящий актуальные изменения в карты, как временные, так и постоянные, поэтому имея карту с известной датой издания и будучи подписанным на OZP, можно всегда иметь карту с актуальным состоянием дел. Одна карта стоит 99 kn (1000 руб) и может быть как мелкого масштаба (1:100 000, от Рогозницы до Сплита), так и крупного (например, покрывать один порт Сплита в масштабе 1:4000).

Вверну, кстати, чуток лингвистики. Снова ложные друзья, как обычно. Хорватское слово «razmjer» означает «масштаб». Кажется, что логично, но «sitni razmjer» (мелкий масштаб) – это, по сути, крупный размер. Опять мозг ломается.

Для взрослых мореходов есть опция не покупать бумажные карты и обновления, а подписаться на электронную версию (ничего себе прогресс, да?) Но для этого на судне должна быть установлена навигационная система, с моторной лодкой это не очень вяжется.

Резюмируя, цель навигационной части экзамена – убедиться, что вы знаете, как при помощи карты и компаса добраться из точки А в точку Б, при необходимости ориентируясь по маякам, и встать на якорь, не порвав подводный кабель и не обрубив доступ в интернет какому-нибудь небольшому острову. Пока что звучит не слишком сложно. Продолжаю изучать вопрос.
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
А вот вам несколько просроченная морская карта окрестностей Сплита, поразглядывать.
источник
2019 September 01
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
Наконец-то, и трёх лет не прошло, собрались посетить одну из знаковых точек Загреба – крупнейший в стране блошиный рынок Хрелич.

Масштабы, конечно, грандиозные. Мы едва обошли его весь за два часа, нигде особенно не задерживаясь. От разнообразия крыша едет – от старых занавесок до не менее старых бензопил, от потрёпанных югославских глампластинок до протрёпанных очков виртуальной реальности.

Много продавцов с новым товаром, но к ним даже подходить не стоит. Спросил цену на набор кольцевых фрез made in China – 60 kn. Сделал удивлённое лицо – 50 kn. Зашёл с телефона на Али, там 15 kn, причём даже маркировка совпадает. Спросил про двухтонный домкрат – цена такая же, как на Амазоне.

Поэтому идти туда, чтобы купить что-то новое, точно не стоит. А вот для любителей старья это рай.

Я для приличия, чтобы не уходить с пустыми руками, купил смотровую лампу на батарейках за 10 kn, побитую жизнью, но рабочую. Вообще, конечно, много чего хотелось, но бил себя по рукам, чтобы не тащить домой ещё больше хлама. Мне с моим хомячеством самому впору на Хреличе торговать.

Работает рынок странно – в среду и воскресенье с 7 до 14, причём воскресенье – основной день, в среду товара мало. Ищется гугл-картами по поиску Hrelić Jakuševec. Заезжайте, крутое место.
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник
Хорватия :: Вредные советы об эмиграции (18+)
источник