Прочитал огромный (174 страницы)
законопроект Клишаса и Крашенинникова, задающий общие принципы организации «публичной власти» в субъектах РФ. Понятие публичной власти появилось в Конституции после внесения поправок, теперь вот «во исполнение» вносится огромный законопроект, который должен полностью заменить еще ельцинский
закон 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Частично новый закон списан со старого, местами цитирует дословно, так что некоторые пункты, которые журналисты уже объявили новеллами, на самом деле таковыми не являются. Например, в новом законе есть запрет называть главу субъекта РФ «президентом», но этот запрет был и в старом законе, на что прокуратура уже
указывала президенту Татарстана. По новому закону, руководители субъектов должны называться «главами», но могут вводить дополнительные наименования (то есть Сергей Собянин может официально называться как-то вроде «Глава города Москва — мэр Москвы»).
Чтобы понять все тонкости нового законопроекта, надо провести большую работу по сличению его текста с текстом действующего закона. Но и при беглом чтении бросаются в глаза некоторые вещи. В новом законе действительно снято ограничение на два срока для глав субъектов, а также расширены полномочия для президента РФ по увольнению глав субъектов «в связи с утратой доверия». Если раньше президент мог сделать это только в связи с выявлением фактов коррупции или конфликта интересов, что требовало официального заключения правоохранительных органов, то теперь можно отстранить губернатора просто «в связи с утратой доверия», без расшифровки, то есть — произвольно.
Кроме того, президент может применять к главе региона менее строгие взыскания — например, объявить ему предупреждение или выговор.
Из закона исчезла процедура отстранения губернатора от власти через голосование жителей региона. Я не припомню случаев, когда такая процедура применялась бы в реальности, но даже само ее наличие в действующем законодательстве, видимо, не вписывается в нынешнюю картину мира Кремля. Все это дестабилизирующие факторы.
Интересно, что депутатам законодательных органов субъектов РФ добавят возможность участвовать в заседаниях дистанционно. То есть теоретически можно избраться депутатом на Чукотке и вообще ни разу туда не приезжать, участвовать в заседаниях по зуму.
Есть любопытные нормы, относящиеся к осуществлению публичной власти в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). Например, муниципальный фильтр для выборов главы субъекта может быть усилен дополнительными ограничениями. И вообще, видимо, будет отдельный закон по осуществлению публичной власти в городах федерального значения.
Ну а местная власть — она хоть и «гарантируется» новым законом как самоуправление, по факту вписывается в вертикаль. Впрочем, это скорее фиксация существующей реальности.
Можно найти в законопроекте и позитивные декларации. Например, теперь первым принципом действия системы публичной власти является не «государственная и территориальная целостность» (как в действующем законе), а «права и свободы граждан». Кроме того, в качестве обязательных принципов прописаны гласность и общественный контроль.