Незаметно прошла реформа общественного транспорта в Новокузнецке, а ведь по ней можно целый сериал снимать!
Что изменилось?
Город заключил брутто-контракт с «ПитерАвто» на 10 лет, больше 20 млрд рублей и 99% пассажироперевозок — перевозчик получает деньги за работу не от пассажиров за проезд, а от города исходя из выхода машин на линии. Таким образом решаются вопросы гонок по улицам и работы в позднее время — у компании нет мотивации загнать технику и водителя в парк после часа-пик, ведь тогда она попадёт на штрафы. Кроме того, перевозчик взял обязательство купить 280 новых автобусов.
Вместо 82 маршрутов
осталось 42: 34 автобусных, 4 троллейбусных и 4 трамвайных. За счёт этого убрали дублирование, ввели пересадочную систему (как в метро) и бесплатную
пересадка в течение 50 минут. Плюс убрали кондукторов и установили валидаторы на поручнях.
Почти все ПАЗики с улиц убрали, вместо них новые низкопольные автобусы, даже немного новых трамваев закупили. Окончательно ПАЗики уберут после нового года. Нужно пояснить, что в Сибири мало привычных газель-маршруток, вместо них, как правило, именно ПАЗики.
Что пошло не так?
Ещё до запуска владельцы ПАЗиков
били тревогу, жаловались на ущемление бизнеса и требовали отставки руководителей. После розыгрыша конкурсов были жалобы в контрольные органы, но нарушений не нашли. Дальше стало интереснее: «ПитерАвто» не смог найти в Новокузнецке водителей на маршруты, в новостях говорили о провокациях, как компания
«наталкивается на активное противодействие».
Вчера, в день запуска, большая часть машин просто не выехала вовремя
из-за полетевшего оборудование, образовались очереди и забитые автобусы. Плюс водители
не знали своих маршрутов, а оплата не всегда проходила. Всё было настолько плохо, что пришлось вводить
бесплатный проезд на день. В итоге куча жалоб и разочарований. Сегодня было
чуть лучше, но тоже «не поехало».
Добавил к этому непонятную публичную кампанию — при подготовке материала я еле как нашёл справочник по новым маршрутам, отдельного сайта от мэрии нет, лишь куча негативных новостей в гугле. В информационному вакууме появляются догадки, которые всегда играют против мэрии — нужно было
учесть печальный опыт Екатеринбурга. Не верите? Посмотрите страницу с новой маршрутной сетью на сайте местного дептранса.
Какая мораль?
При кардинальной реформе в столь крупном городе наверняка что-то пойдёт не так. Поэтому делают простые и понятные сайты со всей информацией, бесплатный проезд анонсируют заранее, везде клеят схемы, на главных остановках дежурят волонтёры, а муниципалитет заранее рассылает в университеты, школы и работодателям письма с просьбой не наказывать сотрудников за опоздания.
Готовиться к провалу нужно заранее, всегда нужен план Б.