Сегодня утром каждый новостной сайт
написал про бесплатный общественный транспорт к 2035 году и платные дороги для машин. Одна история скорее плохая, другая скорее хорошая.
Бесплатный транспорт
У нас во многих городах качество транспортного сервиса на уровне африканских стран, когда может ты уедешь с остановки, а может и нет или по пути маршрутка попадёт в аварию на встречке. Политики и чиновники большинства городов всё ещё не понимают значение хорошего общественного транспорта, считая ПАЗики и маршрутки топчиком, а трамваи — металлоломом на улицах. Буквально сегодня утром был пост про Хабаровск — это яркий тому пример.
Экономика транспорта позволяет хоть как-то думать о выделенных полосах, остановках и обновлении машин — можно просто и понятно объяснить закономерность: лучше сервис ⏩ больше пассажиров ⏩ больше денег ⏩ лучше сервис ⏩ меньше пробок. Если убрать этот фактор, то зависимости уже не будет, можно будет оставить одну газель с интервалом раз в сутки на город и не париться.
Короче, к такому мы ещё не готовы.
Платный проезд по дорогам и улицам
По задумке, работу бесплатного транспорта будут покрывать за счёт автомобилистов. Ничего нового в этом нет, такое давно работает во всём мире: средства от платных парковок, акцизов и специальных налогов от пользования машиной идут на трамваи и велодорожки. Другое дело, что так громко у нас ещё не говорили о такой возможности.
Платный въезд в город или центр, цена за проезд в пиковое время или просто плата за каждый километр пути — инструменты, которые полезно просто иметь в запасе. Сейчас российские города таких полномочий не имеют, хотя в той же Прибалтике такое есть даже в Юрмале.
Кто должен решать?
В нормальной ситуации вопрос бесплатности общественного транспорта, платные проезды и прочие транспортные детали — сфера местной власти.
Если где-то дошли до стратегического планирования и оценили все плюсы и минусы — пусть мэр вводит подобное с одобрения депутатов, а если что-то пойдёт не так, то его не переизберут на следующий срок. Яркий пример такого подхода —
бесплатный транспорт в Таллине, где закладывали свои цели и достигли их.
Но это в идеальной системе с развитыми институтами власти и выборными мэрами, мы пока идём своим путём здесь.