Size: a a a

Цифровой этикет

2020 June 04
Цифровой этикет
Я продолжаю рассказывать про книги о цифровых коммуникациях. На этот раз - видео про "Новые правила деловой переписки" Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Это короткое видео чуть не превратилось в пятичасовое зачитывание книги (мне хотелось всем поделиться), но я сдержалась и рассказала про самое важное:
https://youtu.be/6n9UnVmkPm4

#книги #почта
источник
2020 June 08
Цифровой этикет
"Приносим извинения за доставленные неудобства"

Хуже этой фразы может быть только "Приносим извинения за предоставленные неудобства".

В этой реплике вполне отчетливо слышится "Нам плевать". Любая фраза будет лучше нее: "Извините", "Простите, что так вышло", "Мы не хотели", "Действительно, не очень получилось". Что угодно. Только пусть собеседник поймет, что его услышали и с ним разговаривает не робот.

А главный секрет в работе с негативными отзывами - понять, что хочет собеседник. Кому-то нужна компенсация, кому-то решение проблемы, кому-то справедливость. А кому-то просто сочувствие. Извинения за доставленные неудобства обычно не помогают никому.
источник
2020 June 12
Цифровой этикет
Правило 83. Отключайте уведомления, когда показываете что-то с экрана ноутбука

Неприятно, когда всплывает уведомление о том, что антивирус устарел, пробная версия программы истекла, новостной сайт, на который вы подписаны, выпустил очередную новость.

Но еще хуже, когда всплывают личные сообщения в мессенджере. Сколько неловких ситуаций у меня было на лекциях, когда на весь экран всплывает окно личного чата. Раньше я краснела, а теперь просто научилась отключать все уведомления и перепроверять это перед всеми выступлениями.

А еще, конечно, вежливо будет отвести взгляд от чужого сообщения и сделать вид, что ничего не заметили, если вдруг у спикера всплывет что-то личное на экране.

#правило
источник
2020 June 15
Цифровой этикет
Про голосовые уже давно понятно: к ним сложное отношения из-за асимметричности коммуникации: одному удобно и приятно, а другому - нет.

Но есть и плюс: это же неравенство и асимметричность можно использовать как максимально учтивое поведение, чтобы получить быстрый ответ.

Например, когда я прошу комментарий у эксперта, я пишу: «Если удобно, вы можете надиктовать голосовым, а я расшифрую и пришлю текст на утверждение». Обычно ответ приходит гораздо быстрее, чем когда я прошу письменный комментарий.

Тот же прием работает, когда вам коммуникация нужна больше, чем собеседнику: сами пишем текстом, а собеседнику предлагаем ответить так, как удобно ему. Часто работает с клиентами, боссами, экспертами, потенциальными партнерами.

Какая-никакая, а польза от голосовых)

#мессенджеры
источник
2020 June 19
Цифровой этикет
Рассказываю про книгу «Эффективные коммуникации» «Альпины»: почему мужчины выглядят увереннее женщин, что отвечать филиппинцу, если он спросит «Ты куда?» и почему людям из разных городов трудно разговаривать друг с другом  https://youtu.be/eYPPt2ymLtM

#книги
источник
2020 June 22
Цифровой этикет
Карантин вроде как закончился. А зум  остался? Стала ли видеосвязь привычкой? Как часто вы теперь используете видеосвязь?
Анонимный опрос
22%
Я вышел из самоизоляции, использую видеосвязь чаще, чем до карантина
35%
Я вышел из самоизоляции, использую видеосвязь не чаще, чем до карантина
44%
Я еще не вышел с карантина
Проголосовало: 1951
источник
2020 June 23
Цифровой этикет
Еще о голосовых

#мессенджеры
источник
2020 July 01
Цифровой этикет
7 июля будет прекрасная онлайн-конференция “Медиа 2020: перемены”
✅Какими будут медиа через год, два, десять лет, и что происходит с ними сегодня?
✅Что навсегда изменится в мире после инфодемии?
✅Как будут развиваться телеграм-каналы, подкасты, small media?
✅Кто выйдет победителем в схватке между дипфейками и критическим мышлением?
✅Как развитие VR-технологий повлияет на журналистику?
✅Кто, как и зачем занимается распространением медиаграмотности в России, Украине, Беларуси и Казахстане?

Я в 19:00 в замечательной компании буду рассказывать про свой телеграм-канал "Цифровой этикет"(@digitaletiquette). Участие в конференции бесплатное, нужна предварительная регистрация:
https://howtoreadmedia.ru/ru/events/onlayn-konferentsiya-media-2020-peremeny/
источник
2020 July 03
Цифровой этикет
«Когда все только начинали общаться в Zoom, говорили, что камеру нужно обязательно включать — это этично и вежливо. Спустя три месяца мнение изменилось: кто знает, может быть, человек живет в коммуналке или в однушке в большой семье. Включенная камера — вторжение в личное пространство собеседника, а его интересы нужно уважать. Лучше заранее договориться, в каком формате вы будете беседовать: с видео или без.

Психологи тоже высказались по этому поводу. Когда камера включена, человек в состоянии повышенного стресса: во-первых, он понимает, что на него пристально смотрят, во-вторых, сам себя видит, а природой так заложено, что собственный голос и внешность немного нервируют. Третий фактор: когда мы общаемся в сети, существует минимальная задержка передачи информации — на полсекунды. В этой ситуации кажется, будто человек недостаточно вовлечен в беседу.

Не стоит насиловать себя: если не хочется включать камеру, не надо. В данном вопросе правила цифрового этикета стали не такими жесткими, какими были в самом начале пандемии».

В @moskvichmag вышло интервью со мной о том, как изменилось наше общение за время пандемии. Спасибо Ксении Сергиенко за интересную беседу.

https://moskvichmag.ru/lyudi/neravenstvo-kommunikatsii-zastavlyaet-lyudej-besitsya-olga-lukinova-o-novom-tsifrovom-etikete/
источник
2020 July 04
Цифровой этикет
Меня часто спрашивают, что скрывает фраза «Меня часто спрашивают» в начале поста.

Так вот почти всегда она означает «меня никто не спрашивал, но я очень хочу высказаться».

Меня никто ни разу не спрашивал, что означает фраза, но это наблюдение не дает мне промолчать, потому что грустно видеть, как люди, блогеры и бренды подставляются в соцсетях, начиная посты именно так.

Если вопрос действительно задавали, то начните пост прямо с этого вопроса. Если вопрос не задавали, но хочется высказаться, то начните пост «Я часто задумываюсь...»

В общем, начинайте посты как угодно, только не фразой «меня часто спрашивают». Ее уже раскусили.

#соцсети
источник
2020 July 08
Цифровой этикет
Эксперты по деловому этикету спорят: кто последним должен уходить с зум-встречи. Как вы считаете?
Анонимный опрос
24%
Начальник
16%
Подчиненный
61%
Никакой разницы
Проголосовало: 2851
источник
2020 July 10
Цифровой этикет
Записали несколько видео для блога про книги о цифровых коммуникациях. Два из них - про телеграм.

Первая книга - «Запрещенный telegram» Кристины Потупчик. Там не только полезные советы по раскрутке каналов, но и рассказ про то, как политики используют телеграм для манипулирования. Тут книжный обзор: https://youtu.be/UlWk5Vw34Us

Вторая книга - «Telegram: как запустить канал, привлечь подписчиков и заработать на контенте» Артема Сенаторова. Подробная инструкция для авторов каналов. В видео я рассказываю про советы из книги и сравниваю со своим опытом ведения телеграм-канала (того самого, который вы сейчас читаете): https://youtu.be/gKMuJX4u6oI

#книги
источник
2020 July 13
Цифровой этикет
Я сегодня завтракала на летней веранде: кофе, круассан, ветерок. Рядом сидела только одна парочка. Он позвонил кому-то по громкой связи. Оказалось, что ему пришли какие-то деньги, а он не мог понять, почему так много отпускных, а оказалось, что это премия. Хорошие новости.

Потом он позвонил какому-то приятелю, поздравил его с днем рождения. Тоже по громкой связи.

Потом он у какой-то девушки по телефону начал уточнять, во сколько у них назначена встреча. У него в ежедневнике записана одна дата, а в календаре другая. Подробности стали меня утомлять.

Потом его девушка одновременно с ним позвонила кому-то и тоже стала разговаривать по ГРОМКОЙ СВЯЗИ. Я уже не понимала, как я оказалась в эпицентре какого-то коллцентра.

Я взяла недоеденный круассан, кофе и ушла на газон под дерево.

В Японии во всех общественных местах и в транспорте висит табличка, которая запрещает разговаривать по телефону (даже не по громкой связи) и использовать наушники с плохой звукоизоляцией. Я не знаю, нужны ли в России такие строгие правила. Но иногда так хочется невозможного  - тихого завтрака на летней веранде.
источник
2020 July 15
Цифровой этикет
Сегодня пост-рекомендация - про симпатичный канал «Инструменты редактора» @writingtools. Там много про редактуру, бренд-медиа, личную эффективность.

Есть про сложные профессиональные инструменты, а есть про личные лайфхаки - простые и действенные. Например, вопрос «и чо?» способен в несколько раз повысить эффективность рекламного поста. А установка «сделанное лучше идеального» помогает снимать блок, с которым сталкивается каждый творческий человек.

Заглядывайте на канал:
https://t.me/writingtools/
источник
2020 July 17
Цифровой этикет
Top-5 книг по медиа и цифровым коммуникациям
Сегодня вышел десятый выпуск в моем видеоблоге о книгах про цифровые коммуникации. Я попросила экспертов в digital-сфере порекомендовать те книги, которые кажутся им важными сегодня. Получился такой список:

1.Питер Померанцев "Это НЕпропаганда"
Рекомендует журналист Ксения Лученко, автор телеграм-канала "Православие и зомби" @orthozombies, методист проекта "Как читать медиа"

2. Николай Кононов "Автор, ножницы, бумага"
Рекомендует Мария Снегова,  автор телеграм-канала "Дежурный smmщик" @Whoisdutytoday

3. Максим Дорофеев "Джедайские техники"
Рекомендует Анастасия Рыжина, писатель, минималист, автор методики и книги "Digital минимализм"

4. Benjamin H. Bratton "The Stack"
Рекомендует культуролог и медиаисследователь Оксана Мороз, автор "Блога злобного культуролога"

5. Джейсон Фрайд, Дэвид Хайнемайер Хенссон "Не сходите с ума на работе"
Рекомендует Павел Федоров, управляющий редактор КБ «Палиндром», автор телеграм-канала «Паша и его прокрастинация» @abbsol

Видео с рекомендациями экспертов здесь: https://youtu.be/kUM09mNGi-U. Пока мы монтировали ролик, я уже прочитала 3 книги из списка, потому что о них рассказывают так, что невозможно не начать читать.

#книги
источник
2020 July 19
Цифровой этикет
Две волшебные привычки для деловой переписки

Я знаю две привычки, которые сделают нас в несколько раз более приятным собеседником:

1. Писать снизу вверх
Если вы хотите кому-то отправить файл, то сначала к письму прикрепите файл. Потом напишите письмо. И в самую последнюю очередь вписывайте адрес получателя. Это спасет вас от нечаянной отправки недописанного письма. А самое главное - не придется писать вдогонку письмо "Ой, файл-то прикрепить забыл".

2. Перечитывать письмо перед отправкой
Людей очень бесят ошибки в письмах. Но бесит не безграмотность отправителя, а его небрежность и наплевательское отношение. Если вы отправляете письмо с ошибками, это означает только одно: вы его не перечитали. Иначе точно заметили бы автозамену в Т9, досадную опечатку или ошибку, которую подчеркнула встроенная программа по проверке орфографии.

Сделала эти приемы своими привычками. Пока работает!

#почта
источник
2020 July 22
Цифровой этикет
Правило 84. Спросите разрешения перед тем, как познакомить людей

Ваш приятель решил, что вы и Саша - идеальная пара непременно будете друг другу полезны. "Саша, Женя, познакомьтесь: Саша дизайнер, а Женя только что написал в фэйсбуке, что ищет того, кто сможет недорого сделать макеты".

А они уже сто раз друг с другом знакомы и терпеть друг друга не могут. Или Саша уже давно не занимается дизайном. Или не хочет больше делать макеты за недорого. А Женя перед обращением к дизайнеру вообще-то хотел бы посмотреть портфолио. И вот они отправляют друг другу дежурное "Приятно познакомиться" и проклинают приятеля, который поставил их обоих в неловкое положение.

В общем, прежде чем соединять людей в чате или переписке, спросите согласия у всех. Вообще у всех.

Берегите друг друга.
#почта #мессенджеры
источник
2020 July 24
Цифровой этикет
​​Канал преодолел десятитысячный рубеж и мне захотелось немного ближе познакомиться с вами и рассказать о себе. Тем более, у меня сегодня день рождения.

Меня зовут Ольга Лукинова. Я родом из Нижнего Новгорода. И хотя уже 10 лет живу в Москве, продолжаю любить Нижний самой нежной любовью.

Я закончила филфак, на котором изучала русский язык, литературу и немного польский. Например, я до сих пор помню стишок про жука, который brzmi w trzcinie (то есть жужжит в тростнике).

В Москве я работала в Госдуме (я раскаялась, все в прошлом), в Ассоциации менеджеров культуры и в Шанинке. В Шанинке я продолжаю работать до сих пор. @shaninkaonair - это маленький и очень крутой российско-британский университет, в котором в основном учатся магистры, то есть те, кто уже получил одно высшее образование и хочет еще поучиться, но теперь по-взрослому и очень осознанно.

Уже 7 лет я преподаю SMM и цифровые коммуникации студентам в РАНХиГС. Своими наблюдениями про pr и интересными ссылками я делюсь в отдельном канале - @mediapteka.

3 года назад я начала вести этот канал, сначала - просто чтобы выпустить пар. А потом пошло-поехало. В издательстве Бомбора (Эксмо) в феврале вышла моя книга «Цифровой этикет». Там я попыталась структурировать всю ту информацию, которую собрала за три года.

Совсем недавно я завела отдельный инстаграм-аккаунт, куда сбрасываю смешные картинки про цифровой этикет, чтобы не захламлять ленту тут, а еще внезапно - завелся ютуб-канал, где рассказываю о книгах про цифровые коммуникации.

Пока не знаю, куда это все идет. Но мне очень нравится этот путь. Спасибо, что вы рядом!
источник
2020 July 26
Цифровой этикет
Многие нормы и правила вроде как сложились, но нигде не прописаны. Чтобы увидеть, как устроены фоновые ожидания, нужно их нарушить. На этом основан так называемый «гарфинкелинг» - эксперимент с нарушением. Один из основателей микросоциологии и этнометодологии в середине XX века Гарольд Гарфинкель предлагал проводить эксперименты, в которых нарушались традиционные непрописанные нормы, например, вплотную приближаться к лицу собеседника во время разговора, торговаться в магазинах, где это не принято, общаться с семьей, как с посторонними и т.д. Это позволяет понять, что люди ждут от нас и как они будут вести себя, если привычные ритуалы перестанут работать.

Интернет-исследователь Полина Колозариди вместе со своими студентами провела несколько гарфинкелингов в интернете. Например, они публично объясняли, почему ставили каждый свой лайк, писали сомнительные комплименты знаменитостям, затевали со школьными друзьями разговоры об архитектуре, обращаясь к ним по имени-отчеству, писали на женские форумы вопросы о свободе и задачи по математике.

В статье на «Афише» рассказывается, как пользователи реагировали на такие эксперименты и что экспериментаторы поняли про нормы цифрового общения.

https://daily.afisha.ru/relationship/14671-eksperiment-chto-budet-esli-obyasnyat-kazhdyy-layk-i-obschatsya-tolko-audiosoobscheniyami/
источник
2020 July 31
Цифровой этикет
Новый книжный обзор - рассказываю про книгу о современном этикете "Кино, вино и деловые письма". Как и в большинстве новых книг про этикет, там есть раздел о том, как вести себя в интернете и даже на сайтах знакомств. Но мой любимый - все равно про то, как целоваться с французом. https://youtu.be/Zqc7-qlUxfU

#книги
источник