Первое правило работы с клиентами, которое принесет деньги и душевное спокойствие
Приветы, эсэмэмщики. Влетаю в рабочие будни с правилом, которое я сформулировал толково только прошлым летом и оно уже принесло моему агентству деньжища. Но об это ниже, а пока — прелюдия.
Когда я лет сорок назад начинал в эсэмэме в 2015 году, я как сейчас помню насколько покладистый я был собеседник для клиентов, как я “хватал” все их идеи и пожелания, часами обсуждал задумки и делал-делал-делал. Прекрасный был эсэмэмщик. Наверное.
Прошло лет двадцать, появились первые успехи, эти ваши «кэйсы», и как-то незаметно в моем общении с клиентами начала проявляться недовольная гримаса, полная возмущения, пренебрежения и вопроса: «да что за херню ты несешь?».
Чем дальше я нахватывался в подворотнях эсэмэмошного опыта, тем сильнее ощущал молодецкую поросль под носом и, чего скрывать, все активнее с говном смешивал любые слова клиента и бесконечно бугуртил в чатиках с другими “специалистами” от того, насколько клиенты «ну ваще ничо не понимают!» и какое же огромное счастье, что на их пути встретился я, который, так уж и быть, спасет их от них. Ну или надует губы и пошлет, если вдруг они моей пупости не ощущают, смертные.
Сам того не замечая, я вырос из прекрасного и ничего не знающего эсэмэмщика до более-менее толкового, но безумно чванливого чмошника в общении. И что дарит веру в жизнь, увидел, как рядом со мной растут еще тысячи таких же «спасителей».
Это стадия роста, болезнь роста, если кому так удобнее, и самое главное — осознать ее и переболеть. Притормозите на секунду, посмотрите на общение с клиентами, которые «ну полюбас какую-то хрень несли», вспомните, когда вы последний раз подрывались от идей клиента, как линчевали в чатах с коллегами или за кружкой пива с друзьями и ответьте на вопрос: «а вы не то самое?».
Если вы еще живы, не приписываете себе божественные титулы и не консалтите бизнесы, управляя провальными сельскими конторками, то найдете что-то подобное за собой, потому что еще раз — это стадия, это нормально, это жизнь, жиза, жэзээн.
И это случается в любой деятельности, не только в грешном эсэмэм. Вспомните, консультанта в магазине, который на ваши вопросы реагирует вздохами или закатывает глаза. Или автомеханика. Или учителя. Родителей, в конце концов.
Все ловят стадию, в которой они обладают знанием, и вес знания побеждает адекватность, выплескиваясь мцоканьем на собеседника. Кто-то живет в ней пару часов, кто-то всю жизнь. Но.
Преодолеть ее просто. Для этого нужно вбить в себе в голову «первое», а потом «второе».
Сначала «первое» — у вас еще не было ни одного клиента, который бы хотел навредить.
И не важно с кем вы работаете. Если это собственник, то на результат вашей работы он кушает и кормит семью, поэтому для него ваша работа — вопрос жизни и возвращения в офис. Если это маркетолог или топ-менеджер, то если у вас все получится — ему дадут премию, обнимут и поднимут, а если вы провалитесь — отхватит по шапке.
Если клиент что-то предлагает, просит или советует, или вообще «что-то творит», то это всегда с одной целью — помочь. В первую очередь, конечно же, себе. Но этого хотите и вы
И все проблемы, которые возникают, когда клиент что-то делает — они не в намерениях, они в непонимании. Клиент хочет помочь, но не знает «как». И вот отсюда уже следует второе.
Второе. Никто из ваших клиентов не должен разбираться в эсэмэмах и прочей херне. По умолчанию.
Меня аж трясет, когда слышу «блин, клиент не может создать страницу в социальной сети, не может создать рекламный кабинет!». А должен, а нахера, ой зачем?
У человека есть N рублей, которую он платит тебе, как специалисту, у него есть продукт, который ты взялся продвигать, а значит, там все нормально, ты ж спец и анализировал перед тем, как бить по рукам, и это всё, что он должен.