Провозные емкости могут оказаться невостребованными: куда движется российский авиарынок?
Пассажироперевозки и провозные емкости российских авиакомпаний демонстрируют рост. В первую очередь это происходит за счет перевозчиков, ориентированных на рынок туристических авиасообщений.
В прошлом году рынок продемонстрировал двузначную динамику пассажирских авиаперевозок. Себестоимость перевозозок продемонстрировала прирост на 10-12 % (за счет увеличения цены на керосин). Увеличение авиапарка составило 15,6 %. После заметного роста провозных емкостей ситуация на рынке значительно изменилась. При экономическом росте в 2 % расчитывать, что прибыль компании также продемонстирует положительную динамику не приходится — авиакомпании получили серьезный операционный убыток. Об этом в рамках международной конференции "Настоящее и будущее техобслуживания воздушных судов в России и СНГ - 2019" рассказал Андрей Крамаренко, ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (ВШЭ).
По словам эксперта, провозные емкости растут более чем на 10 % три года подряд. Однако для авиакомпаний этот фактор становится проблемным — наблюдается опережающий рост издержек. Преимущественно рост показали авиаперевозчики, которые работают на туристическом рынке: Azur Air, NordWind Airlines, Red Wings, "ИрАэро" и др.
Крамаренко отметил, что это вызывает определенные опасения по причине, что провозные емкости могут оказаться невостребованными (в случае, если будут наблюдаться проблемы стабильности национальной валюты). Эксперт заметил, что на данный момент российский рынок избыточен по количеству игроков.
При этом европейский рынок менее консолидирован, чем американский, что явилось причиной потери прибыли для ряда компаний в условиях повышения цены на керосин. Андрей Крамаренко предположил, что эта ситуация также может сказаться на ряде российских авиакомпаний, что приведет к потери одного-двух игроков на рынке авиаперевозок.
В целом, по мнению эксперта ВШЭ, российский авиарынок продолжит превращаться в конвеер и, возможно со значительным отставанием в десяток лет, будет двигаться в сторону рынка США, ориентированного не столько на осуществление комфортных условий для пассажиров во время полета, сколько на скорость и объемы авиаперевозок.