Артист, работающий у антрепренёра, является наёмным, но не производительным работником. Своим трудом он не участвует в производстве материальных благ и поэтому не создаёт новой стоимости (следовательно, и прибавочной стоимости). Заработная плата артиста, равно как и прибыль, которую получает антрепренёр, является вычетом из дохода публики. «Продажа этих услуг публике, — говорит К. Маркс, — возмещает антрепренёру заработную плату и даёт прибыль» [5]. С точки зрения антрепренёра, однако, этот артист будет производительным работником, поскольку он обеспечивает ему получение прибыли, подобно тому как наёмный торговый работник или банковский служащий являются, с точки зрения торговца и банкира, производительными работниками, поскольку их труд даёт возможность присваивать прибыль. Эта субъективная точка зрения капиталиста фетишизирует общественную форму производительного труда при капитализме. Видимость явлений принимается за их сущность. Такое положение обусловлено несовпадением труда, производящего прибавочную стоимость, и труда, приносящего прибыль капиталисту.
https://www.esperanto.mv.ru/wiki/Марксизм/ПроизводительныйИНепроизводительныйТруд