Elena Vasiljeva
Переслано от Elena Vasiljeva
🎈Давно хотела написать про то, как образуются понятия (на мой взгяд).
Вчера на кружке обсуждали исторический и экономический генезис современной сферы услуг. Развитие промышленности приводит к увеличению численности наёмных работников, которых Маркс называет общим словом "прислуга".
В дальнейшем из "армии прислуги" исторически вырастает целая сфера услуг, в которую, конечно, приходит мелкий, средний и крупный капитал. Сейчас это огромная армия логопедов, психологов, фитнес-тренеров, банковских работников и тп. В полном соответствии с гипотезой Маркса, эта "армия услуг" неимоверно разрослась и сейчас превосходит численность промышленных рабочих. У этой сферы услуг - свой капитал, эксплуатация, все дела.
И мы, психологи, хорошо знаем, что "произошли" от медиков, которые оказывали услуги зажиточным горожанам в условиях развития промышленного производства в Европе. Нам, психологам, никогда не придёт в голову утверждать, что наша ниша в общественном разделении труда произошла путём разделения, например, труда шахтёров на более узкие специализации, в соответствии с растущими потребностями капиталистического общества.
Так вот. Когда Вы рассматриваете какую-то роль в производстве (инженеров на заводе, к примеру), важно проследить исторический и экономический генезис этой роли. Допустим, с теми же программистами: как думаете, какая группа занятых в производстве 50-60-х гг XX века "породила" программистов? Это были рабочие "с руками в масле", которые с изобретением ЭВМ отделили от себя программистов? Конечно, нет. И инженеры, и программисты - происходят из такой древней прослойки, как интеллигенция.
Теперь об образовании понятий... Сначала возникает явление, а затем его понятие. Понятие пролетариата - относится к конкретному общественному явлению. Это явление образования и существования группы промышленных рабочих в капиталистическом обществе, которые вынуждены продавать свою рабочую силу, чтобы иметь доступ к общественным благам. Пролетариат исторически был "наследником" таких работников, как крестьяне, работники мануфактур и ремесленных цехов. Пролетарии - стали новым явлением в общественном разделении труда, и именно потому и получили своё, новое, название. Их же могли по прежнему крестьянами называть, но почему-то не стали. Почему? Потому что новые явления, будучи выделенными, - получают новые названия и, вместе с тем, эти явления исследуются как отдельные.
И вот уже исследуя такое новое социальное явление, как пролетариат, Маркс ищет сущность пролетариата как социально-экономического явления и сущность пролетариата как исторического явления. Он приходит к выводу, что пролетариат (как наблюдаемое им явление) - есть носитель объективного интереса, который совпадает с направлением развития общества (с вектором прогресса). Это - очень интересно, потому что, допустим, объективный интерес крестьянства - не совпадает, и объективный интерес интеллигенции - тоже не совпадает с "вектором истории". Уточню, что Маркс и Энгельс считали: "вектор истории" указывает на диктатуру пролетариата.
Пролетариат времён 17-19 веков, вообще-то, вырос из двух страт: из крестьян и из ремесленных цехов, до того достаточно малочисленных и по своим временам высокообразованных и высококвалифицированных. И что характерно, инженеры выросли тоже из ремесленных цехов. Более того, ещё в первой половине 20 века значительная часть инженеров - в том числе и инженеров выдающихся, не только не были выходцами из интеллигенции, но часто и вовсе были самоучками.
Так вот: помимо прочего, различные профессии квалифицированных рабочих на разных этапах развития техники в тех или иных областях производства (и в тех или иных регионах) то обретали "экономическую свободу" (в смысле - возможность начать жить "фрилансом", завести собственную мастерскую и собственную торговлю, а порой - и вовсе поймать бога за бороду, и сделаться крупным капиталистом), то наоборот - подминались крупным капиталом, уравниваясь и в доходах, и в образе жизни с неквалифицированными рабочими.
Далее: практически вся интеллигенция 21 века в образованных слоях оказалась лишь в первом-третьем поколении. И так дело обстоит не только в ех-СССР, но и во всех странах, где умственный труд стал массовым (да, в Латинской Америке если мы посмотрим на инженера или даже школьного учителя, у него будет и цвет кожи посветлее, чем у окружающих, и фамилия с массой аристократических предлогов, но в Европе или Северной Америке или в Китае у большинства нынешних интеллигентов ещё деды, а порой и отцы всю жизнь быкам хвосты крутили). Это всё продукт промышленной революции первой половины ХХ века.
В то же время, мы видим, что эта промышленная революция, сделав профессию инженера (а заодно - и учителей с врачами) массовой профессией, резко понизила общественный статус этой профессии. Местами - до такой степени, что университеты развитых стран стали вынуждены набирать (на бесплатное обучение!) абитуриентов по всему миру, поскольку, помимо демографического перехода, снизившего число местной молодёжи, местная молодежь ещё и рассуждает в духе: какой смысл учиться 5-10 лет на врача, инженера или и вовсе учителя, если зарабатывать будешь столько же, сколько заработаешь автомехаником или сантехником?
Ну, и наконец: современное хозяйство просто не в состоянии функционировать без всех этих инженеров, врачей и учителей, так что встаёт вопрос: а где же их сущностное для коммунистов отличие от чуть менее квалифицированных рабочих?