🎈 Продолжаю публиковать отзыв на видео Жукова и Двуреченского «Проблемы теории современного марксизма».
Второй пример — это поставленная Олегом Викторовичем «проблема прикормленного пролетариата»: целью политической и экономической борьбы «прикормленного пролетариата» становится его борьба за «прикорм», а не за коренной слом капиталистического производства. Таким образом, как полагает Олег Викторович, пролетариат «мутирует», теряя свою сущность «могильщика капитализма».
На это можно, конечно, заметить, что абсолютная численность самого обычного промышленного пролетариата в течение XX века — не сократилась, а даже возросла, за счёт пролетаризации огромных масс крестьянства в странах Азии и Африки. Можно отметить, что значительное число этих относительно новых пролетариев живёт не особенно лучше, чем описано в работе Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» 1845 г. Но это — не главное.
Главное в том, что причина исторического исчерпания капитализма — вовсе не в том, что «по-солдатски живущий» и «голодный» пролетарий сметёт власть. :-) Капитализм исчерпаем прежде всего не политически, а — экономически и исторически, в силу неискоренимых противоречий самой логики его существования. То есть, с какого-то момента движение социальной материи в прежнем её качестве, при капиталистическом внутреннем устройстве, будет попросту невозможно.
И вот уже это, базисное противоречие, — имеет сейчас самые различные выражения, не только голодные бунты или непрерывные стачки, но и более разнообразные проявления. Проявления базисных противоречий за 200 лет стали более многообразными, поскольку за это время:
а) произошёл дальнейший рост производительных сил;
б) продолжилось и усугубилось разделение труда, появилось множество новых специальностей;
в) усилилась степень эксплуатации рабочей силы (не путать с абсолютными показателями стоимости);
г) развилось социальное государство (ввиду невозможности для капитала компенсировать «волны отталкивания и притяжения рабочей силы», описанные Марксом);
д) в результате возрастающей автоматизации общественного производства произошло прямо предсказанное Марксом увеличение численности наёмных работников сферы услуг, которых Маркс называл «армия прислуги». Из «армии прислуги» исторически выросла целая сфера услуг, в которую, конечно, пришёл мелкий, средний и крупный капитал со всеми прелестями эксплуатации и сверхэксплуатации. Сейчас это - армия логопедов, психологов, фитнес-тренеров, банковских работников, парикмахеров, таксистов и т.п. В полном соответствии с гипотезой Маркса, эта «армия услуг» неимоверно разрослась и сейчас превосходит численность промышленных рабочих. Она сильно стратифицирована, ведь часть работников сферы услуг оказывает услуги классу буржуазии, а часть — занята в сфере обеспечения необходимой социальной инфраструктуры государства;
е) расширилось и усугубилось указанное Марксом вовлечение в сферу товарного обращения таких явлений и вещей, которые товарами не являются . Обычно считают, что это касается таких сфер общественной жизни, как искусство, семья и культура в целом, однако даже пресловутая коррупция есть не что иное как проникновение товарных отношений в сферу государства, якобы для них не предназначенную.
Однако всё вышеперечисленное — является частью самого что ни на есть классического научного марксизма, ни о каких «теоретических проблемах» тут речи нет. И в ходе этих процессов, безусловно, меняются предпосылки классовой борьбы, но не основы марксизма как теории.