Немного поразмышляла о печальной судьбе российского такси.
В 2011 году в Россию пришли UBER-технологии. Это новое поколение диспетчерских, которые позволяют человеку вызвать к себе ближайшую попутку. Эдакий электронный авто-стоп. И, как и во всем мире, популярный дешевый сервис стал серьезным конкурентом официальному коммерческому такси. В России ситуация приобрела наиболее драматичный оборот, в сравнении со всем остальным миром. У нас произошло стихийное полное 100% - ое замещение Такси UBER-ом (Яндекс.Такси, Ситимобил, Gett, ВЕЗЕТ, Максим, Bolt и пр.). Причем, новая схема организации перевозки устроена таким образом, что внешне для пассажира ничего не изменилось (он продолжает думать, что это обыкновенное традиционное такси), но внутри его подстерегает масса опасностей. Потому что на самом деле это не такси, а неизвестный бомбила, который нигде не работает, начальников над ним нет, равно как медиков и механиков, машину он взял в аренду, а таксопарк существует только на бумаге, и находится где-то в отдаленном уголке России. Абсурд. Но это наша реальность. И она привела к беспрецедентному росту ДТП и уголовных преступлений в отрасли, которая много лет считалась гарантом нашей безопасности в транспорте - Такси.
Вплоть до 2018 года все попытки пострадавших граждан привлечь к ответственности организаторов перевозки терпели фиаско. Агрегаторы такси сообщали суду, что они не Такси, а бесплатный информационный сервис, и суды по каким-то причинам вставали на их сторону, а не на сторону несчастного раненного человека или семьи погибшего.
В 2018 году произошел правовой переворот. Состоялся Пленум ВС, который постановил, что ответственность за перевозку пассажира несет та организация, которая предоставила эту услугу от своего имени. Таким образом, агрегаторы, рекламирующие услуги такси широкому кругу лиц, автоматически подпали под действие Закона о защите прав потребителя.
Первое положительное решение в пользу пассажира было вынесено Мосгорсудом в отношении Такси Престиж, второе – в отношении монополиста Яндекс.Такси, после чего иски пассажиров, пострадавших от недобросовестных действий агрегаторов, стали удовлетворяться единообразно по всей стране. Казалось бы, проблема решена. Но не тут то было. Агрегаторы такси все еще продолжают оказывать сопротивление правосудию, отказываясь удовлетворять претензии граждан в добровольном порядке, и берут инвалидов, что называется, на измор, изматывая больных настрадавшихся людей бесконечными судебными процессами, на которые могут уйти ресурсы, значительно превышающие сумму самой компенсации.
К примеру, в данный момент израильская компания #Gett при помощи британской адвокатской конторы ведет дело против своих же сограждан, израильтян, в Гагаринском районном суде, требуя освободить их от выплаты компенсации ущерба после резонансного ДТП во время Чемпионата мира по футболу.
Звучит дико.
Но, к сожалению, в России, где государство бросило граждан и потребителей на произвол судьбы, и отмахиваясь от регулирования криминализированной отрасли такси, как от назойливой мухи, это в порядке вещей.
Как итог, рост аварийности в 2019 году вырос на 80% в сравнении с 2018 годом. Рост смертности – на 40%. Пока криминальные структуры побеждают.