Внимание, завтра: «Т-34» в прокате с 1 января, проспись и сходи в кино.
Говорить хорошее — всегда приятно.
До Верещагина и Михалкова дозвониться не удалось, поэтому щас скажем как есть совершенно бесплатно. От души.
Вряд ли получится обойтись без спойлеров — но вы уж простите. Такое охуенное кино спойлером не испортишь.
***
«Т-34» — это вольный римейк советского «Жаворонка» (1965 г.). Настолько вольный, что по факту — самостоятельное произведение.
Это немудрено: в основе обоих фильмов — один и тот же неуверенно установленный исторический факт (может быть, даже не единичный) прорыва советских военнопленных с концлагерного учебного полигона на танке Т-34. В конце концов их, вроде как, обложили и уничтожили. Это всё, что об этом историческом факте известно — если не считать баек немецкого фольклора. Не известны ни подробности, ни имена героев.
Скудная фактура сама по себе оправдывает любые художественные фантазии — лишь бы они не были оскорбительны для Исторической Правды в большом смысле.
***
Маленькая производственная тайна. Изначальный сценарий «Т-34» соответствовал той исторической фактуре, которая более-менее известна: сбежали, покуролесили от души, погибли, только вымышленная девушка спаслась и дошла до своих. И это был хороший сценарий.
Но по ходу он несколько видоизменился. Мол, раз уж мы снимаем новогоднее кино и при этом не знаем достоверных подробностей, — подумали авторы, — то какого хрена хорошие люди должны гибнуть? Кто сказал, что русским запрещён хэппи-энд? Никто? Ну так нате.
И ни одна Историческая Правда не пострадала. У нас был достойный, злой и сильный враг — но мы же победили? Да, победили — потому что добрее, достойнее и ещё сильнее. Как всегда. Ну и вот.
Кстати, такая радикальная редактура заодно избавила фильм от натужных признаков «неоднозначного психологизма» — и получилась прямая, как башенное орудие, история неотвратимого триумфа хороших людей. Которые и есть народ-победитель.
***
Есть в фильме косяки? Как и в любом другом — придраться при желании всегда есть к чему.
Кого-то будут раздражать замедленно летающие туда-сюда по замысловатым траекториям мультяшные снаряды.
Кто-то попрекнёт шаблонностью, предсказуемостью сюжета и персонажей а-ля-Голливуд. Само по себе не грешно: если есть годные шаблоны, к которым на уровне инстинкта приучен современный зритель, — то чего велосипед изобретать? Тем более, предсказуемость сюжета становится содержательным смыслом — неотвратимостью торжества добра.
А добро олицетворяют собой — да, шаблонные герои без намёка на неоднозначность, внутренний душевный конфликт, муки выбора и прочие терзания глубокого психологизма. Вот война, вот враг, его надо разбить, наше дело правое, победа за нами, — чего метаться, в чём сомневаться? Это и есть исчерпывающий портрет советского человека — победителя и непререкаемого образца для последующих поколений.
По-своему симпатичен даже враг-антагонист, ас панцерваффе в привычном русскому кинозрителю звании «штандартенфюрер». Он вообще прямой культурный родственник фон Шлоссера из «Варианта “Омега”». Классический образчик умелого и достойного врага — даже с какими-то представлениями о благородстве, пусть и европейскими. Вот пусть у него, неудачника, и будет внутренний душевный конфликт. Не жалко.
Этот достойный враг вынужден признать превосходство победителя и оставить мир ему — советскому человеку. Не сверхчеловеку, но человеку другого качества. Именно такого качества, какое имел в виду Создатель, творя этот мир.
***
А чтобы не доверять торжество справедливости воле случайных обстоятельств, у советского человека есть созданный его умом и руками неоспоримый аргумент, именем которого назван фильм.
Безукоризненный в своей простоватости, невозмутимый и безжалостный, юркий и несокрушимый, страшный в своей неотвратимости, несущий радость своим торжеством — красавец Т-34. Этот никогда не подведёт.
#кино_Т_34
https://m.youtube.com/watch?v=njScExJZlUs