Size: a a a

Заметки детского врача

2020 November 03
Заметки детского врача
Я уже упоминала нашу страницу на сайте с ответами на вопросы о вакцинации против гриппа. Мы пошли ещё дальше и подготовили красивую и удобную брошюру.  

Как ей пользоваться и зачем она нужна?

- Брошюру можно распечатать (полностью или отдельные страницы) и вручить медсестре в детском саду, школе, любом другом учебном заведении, педиатру в поликлинике, гинекологу в женской консультации. В общем, любому медицинскому работнику, в общении с которым у вас возникают сложности по поводу вакцинации от гриппа.

- Брошюру можно отправить в виде файла в родительский чат. Пусть те, у кого есть вопросы о вакцинации, получат ответы из адекватного источника. Очень часто родительские чаты становятся рассадниками антипрививочных настроений, поэтому важно иногда склонять чашу весов в другую сторону.

- Брошюрой можно поделиться на своей страничке с соцсетях. Иногда дать ссылку на скачивание файла даже удобнее, чем ссылку на сайт. Один клик — и файл уже на устройстве, доступен в любое время, даже без доступа к интернету.

Скачивайте брошюру по ссылке, читайте её и делитесь ею с друзьями.

P.S. Пользователи устройств на ОС Android могут столкнуться с проблемой, при которой ссылки в документе не будут работать.

Чтобы решить эту проблему, пользуйтесь не встроенным приложением для просмотра PDF-документов, а другими приложениями, например, Adobe Acrobat Reader или WPS Office.
источник
Заметки детского врача
Брошюра по вакцинации от гриппа файлом.
источник
2020 November 04
Заметки детского врача
К слову о лошадях (а не зебрах). Пост дерматолога о сухости кожи и зуде из-за зимы, и способах устранения
https://www.facebook.com/anastasia.ugryumova.9/posts/10217640909069979

...Вчера написал пост про зуд, а сегодня пришла семья, все трое чешутся уже месяц, кожа сухая. Типичных чесоточных ходов не нашел, хотя красил йодом. Думаю, что просто склонность к атопии + дали центальное отопление + осеннее ухудшение состояния кожи. В таких ситуациях советы по ссылке особенно актуальны
источник
Заметки детского врача
Всемирный день психического здоровья я проспал (был 10 октября), а жаль, этот пост можно было бы приурочить.

Наткнулся на отличный подкаст "Одно расстройство", где люди с ментальными особенностями (правильная формулировка), с психическими заболеваниями (понятная большинству формулировка), короче всякие психи (стигма и моветон, от таких формулировок давно пора откреститься) коротко (серия около 20 минут) рассказывают о себе и своей болезни, в бережной обстановке, созданной грамотной ведущей подкаста. Очень крутой проект, слушаю с удовольствием и интересом, и вам советую
https://libolibo.ru/or

Некоторых людей, у которых ведущая берет интервью, можно потом загуглить в сети - они ведут интересные личные блоги, занимаясь просвещением людей, поддержкой собратьев по диагнозу, и дестигматизацией таких как они.
https://www.youtube.com/channel/UCdTThgRhCNt2l0aVY36ZK4w
https://vk.com/psychoactivno
https://vk.com/gruppapodderzhkimsk

Есть еще много хороших проектов, посвященных этой проблеме, например полудокументальный сериал "Я псих" https://youtu.be/4hunj7X00KI
Тяжеловат и на любителя, я осилил только 4 серии, но круто что такое вообще начали снимать.

...Мне очень нравится зарождающийся тренд просветительства в области психических расстройств, особенно у взрослых пациентов. Это одна из самых закрытых, пугающих, отвратительных и тд тем для обсуждения; повесить ярлык "псих", отшутиться и самоустраниться, или поставить крест на человеке и выгнать его - гораздо проще чем разбираться в сути его проблем и стараться бережно и правильно помогать по мере сил. В свою очередь, самим больным приходится прятаться и стыдиться, бояться попросить помощи и страдать, причем облегчить эти страдания зачастую очень нетрудно, и это особенно тяжело осознавать.

В этом смысле вести блог о педиатрии гораздо проще: детей любят почти все, им прощают почти всё, и хотя бы в теории помогать им и менять среду ради них готовы многие. А вот ради взрослых с психическими расстройствами - ой ли. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки - очень важно создавать вот такую правильную информационную среду, где сами пациенты, их близкие, и все люди, при желании, смогут найти ответы, поддержку и помощь.
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
2020 November 05
Заметки детского врача
Недавно у какого-то психолога прочел интересную идею, сперва не придал ей значения, а потом переварил и понял что эта мысль близка к гениальности. Он сказал что-то вроде "Знаете, почему осуждать других - плохая идея? Потому что осуждая другого за что-то мы одновременно запрещаем это что-то себе, и этим строим себе искусственные барьеры и сильно вредим сами себе".

Ну, знаете как в христианстве, "не судите да не судимы будете, ибо какой мерою мерите, такой отмерено будет вам". Я довольно большую часть жизни отдал православию в юности, был очень верующим, потом количество нестыковок моего мировоззрения с идеями церкви достигло критической массы и я стал атеистом, и теперь очень пренебрежительно и предвзято отношусь к религиозным тезисам. Наверное идея про "осуждаешь другого = вредишь себе" вызвала у меня сперва отторжение именно из-за рефлекса против религиозного морализаторства. А потом она хвать, и оказалась верной.

Цепочка проста. Я услышал что какой-то мужчина после рождения сына с детским церебральным параличом, бросил семью, развелся, не платит алименты. Я разумеется его осудил "подлец, тряпка, эгоист, как земля таких носит". Это значит что я себе вообразил, что окажись я на его месте - я так не поступлю. Проходит время и моему сыну ставят, наприпер, диагноз аутизм. У него обострение депрессии, бесконечные истерики, селф-харм, агрессия, вызывающее поведение, катастрофа в школе - полный треш. Я пытаюсь решить эту проблему как умею - наказываю, ору, бью, заставляю - все становится только хуже, я превращаюсь в домашнего тирана, портятся отношения с женой, я засиживаюсь на работе, мне все труднее возвращаться домой (там неразрешимая проблема, и она только нарастает и ОЧЕНЬ пугает и удручает). Я решаюсь на развод, и сам себя ненавижу за это - ведь я ненавидел за это другого мужчину, поэтому все же логично. То есть наступает момент, когда разрубить гордиев узел став подлецом все же оказывается для меня меньшей болью, чем терпеть кошмар в моем доме/жизни дальше. И (сгорел сарай - гори и хата) после развода я еще и алименты платить отказываюсь, хорошим то мне теперь уже поздно становиться, так чего уж.

Все это тяжело и скверно и само по себе, но тот факт, что я ранее за это же самое осуждал другого человека - многократно усиливает проблему, потому что порождает огромный конфликт внутри меня. К слову, психотерапия занимается как раз вот этим - пересматриванием обстоятельств, которые привели к внутреннему конфликту, и их переосмыслением, исправлением, созданием новых, более бережных к себе и другим, моделей мышления и реагирования. И вот уже мир больше не бинарен, а люди, совершающие плохие поступки, оказывается заслуживают осуждения гораздо меньше, а сочувствия - больше; собака бывает кусачей только от жизни собачьей.

...К чему это я все? Да к прошлому посту, к дестигматизации психических расстройств. Здесь срабатывает ровно та же ментальная ловушка. Это только кажется, что нас, здоровых, проблемы психов не касаются. Это очень вредно, делить людей на "нормальных" и "психов" - потому что осудив психов мы запрещаем себе быть психом. Но психически идеально здоровых людей - не так уж много, у большинства из нас есть масса мелких симптомов, не дотягивающих пока до полноценного диагноза, но изрядно портящих качество жизни. Это и навязчивые мысли, и иррациональные страхи, и расстройства настроения, и многое другое. Более того, как соматические болезни накапливаются с возрастом, так и психические накапливаются, и с годами симптомы растут. Но если за соматические болезни мы не осуждаем других - то разрешаем и себе признать их в себе, и обратиться за помощью. А если за психические осуждаем - то приходится запрещать себе верить что у меня такое может быть, и все свои симптомы которые указывают на проблемы с психикой - игнорировать, отрицать, заметать под ковер. И вместо того чтобы признать проблему и обратиться за помощью - мы выбираем отрицание, и самые разные виды аутоагрессии: алкоголизм, самобичевание, домашняя тирания, злоба к другим и тд.

Я убежден, что "психи" отличаются от нас только одним: их симптомы настолько сильны,
источник
Заметки детского врача
что они больше не смогли их отрицать в себе и скрывать от других, а наши еще не достигли этого порога. Но мы такие же, мы сделаны из того же теста, их проблемы - это гиперболизированные наши проблемы, помощь им - это помощь и нам.

Поэтому простой вывод: просвещение и дестигматизация психических расстройств - нужна нам, здоровым непсихам, гораздо сильнее чем "настоящим больным".
источник
Заметки детского врача
По суду над педиатром Яровиковой (писал выше)
Сегодня, 5 ноября, суд огласил приговор педиатру: 2 года лишения свободы условно, с испытательным сроком 2 года. Также 2 года ей будет нельзя заниматься врачебной деятельностью. (с)
https://ivanovonews.ru/news/1050560/
По нынешним временам воспринимается как оправдание, как хороший исход - в этом то и проблема. На месте доктора я подавал бы апелляцию, как поступит она - не знаю

https://youtu.be/t0SWAlFRRQE
источник
2020 November 10
Заметки детского врача
С огромным интересом и удовольствием слушаю замечательные подкасты канала "Охотин и Сизов", особенно на общемедицинские темы (узкопрофильные для меня слишком сложны, но прикидываюсь умным, слушаю и их). Ведущие удивительно гармонично дополняют друг друга: Артемий холоден и суров, Вадим весел и смешлив (уместно смешлив, даже в очень серьезных и щекотливых темах - это важно!), оба они - отличные врачи, ну и их гости, разумеется, очень сильные специалисты - такая беседа обречена быть захватывающей.

Каждый раз ведущие сетуют что превысили собственный лимит времени - а я ловлю себя на мысли, что мне жаль, как быстро пролетел подкаст.

В последней серии доктора затронули мега-болезненную тему административной и уголовной ответственности врачей на примере российской юридической практики (модели курильщика) и британской (модели здорового человека). Результаты получились грустными, но все же полезными и важными. Очень рекомендую этот выпуск коллегам

https://podcasts.google.com/?feed=aHR0cDovL3Jzcy5jYXN0Ym94LmZtL2V2ZXJlc3QvNGQxYTUxM2U5NzM1NGFhYjg5YWRjMjZjZjM3NDBmODIueG1s&ep=14&episode=YWxidW0tNGQxYTUxM2U5NzM1NGFhYjg5YWRjMjZjZjM3NDBmODItMmE1M2RkMjY0NDAxNGE1YTk0Njk2YTI4MTg4ODljOGQ

В выпуске часто упоминается выражение defensive medicine (оборонительная, защитная медицина), боюсь не всем оно будет понятно из контекста, поясню: речь идет о принятии того или иного врачебного решения/стратегии не исходя из интересов больного, а исходя из желания врача избежать уголовного преследования со стороны пациента или его семьи. То есть то, на что российских врачей толкает бастрыковщина в последние годы все сильнее.
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
2020 November 16
Заметки детского врача
Привет!

Записали с Собакой Павлова еще серию роликов, про этот я хочу рассказать отдельно. https://www.youtube.com/watch?v=uLdasrjv2wc Мы много говорили про проблемы в психиатрии, писали про несуществующие диагнозы, рассказывали про сложности с помощью аутичным людям в России. Конечно, эти проблемы сказываются на людях с расстройствами и их семьях.

А еще эти проблемы сказываются на врачах-психиатрах, в не меньшей степени, чем на пациентах. Это мы, насмотревшись на то, как работают наши старшие коллеги, профессора со стажем и регалиями, насмотревшись на то, как заведено в отделениях, как написано в наших низкого качества книжках, пишем в заключениях «последствия раннего органического поражения ЦНС» или «нельзя исключить течение эндогенного заболевания», озвучиваем диагноз ЗПР и назначаем трифтазин с неулептилом, а для речи уколы кортексина. Недавно мне рассказывали, как аутичному подростку с паническими атаками в диспансере бывшей 6ой больницы предположили шизофрению и сделала это симпатичная и неглупая врач, закончившая ординатуру всего года три назад. И до сих пор в больнице ради ее интересов (а не ради интересов семей и самих детей) лежат «на диагностике» дети с нарушениями развития, «для занятий» дети с речевыми нарушениями, подростки со сложным поведением («а куда его еще девать?»). Все эта бессмыслица и ритуалы, направленные на обслуживание института, обеспечивается нами, врачами, пришедшими в медицину помогать и лечить, выручать и быть рядом. Но психиатрические институты выстраивают стены, поглощают в себя нас и наши ценности, заставляют называть бессмыслицу традициями, заставляют обслуживать интересы институтов – план по пролеченным, койко-дни и еще какие там показатели – они развращают нас, врачей и тех, кто имеет отношение к больнице. Я вспоминаю себя 15-летней давности и вспоминаю, как в какой-то момент у меня уже перестало екать сердце от того, что я видел 4-х летнего малыша в стационаре одного, без родителей. Это и есть самое страшное, что этот институт психиатрической больницы может сделать с нами-врачами – приостановить биение сердца, возмущение от глупости, необоснованности, избыточности, ненужности. А он это делает, делает это успешно, повторяет с все новыми и новыми врачами, приходящими туда.

И да, наверное, эти врачи не страдают от своей судьбы. Не сострадание к ним меня мучает, они вряд ли чувствуют то, что с ними делает психиатрический институт. Вероятно, они чувствуют себя даже неплохо, принимая правила, свыкаясь с этими практиками, как люди могут свыкаться с нищетой, с неустроенностью, с холодом и даже страхом. Просто в каждом из этих людей, быть может, убит медицинский Моцарт.
источник
Заметки детского врача
Пост об остром гастроэнтерите, или У моего ребенка рвота и понос, что делать?

Прошел очередной год с публикации этого поста. Нестареющая тема. Ни один родитель не избежит встречи с этим заболеванием у своего ребенка, поэтому лучше знать его симптомы и основы лечения заранее.

Давайте повторим:
https://vk.com/wall-141911698_1220
https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=1898849486839547&id=100001435419817
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
2020 November 18
Заметки детского врача
источник
2020 November 19
Заметки детского врача
Недавно объяснял подростку принципы лечения его депрессии, из чего это лечение должно складываться в идеальном мире, из чего оно будет складываться в его ограниченных условиях (как минимум до совершеннолетия), а по достижению совершеннолетия, возможно, оно станет хоть немного полнее (опять же, если позволят условия; но хотя бы знать как правильно - уже неплохо). Запишу те объяснения и найденную мной аналогию здесь.

Депрессия - это заболевание, в основе которого лежит нарушение баланса нейромедиаторов (маленьких химических молекул, которые выделяются в щель между длинным отростком одного нейрона и коротким отростком другого нейрона, и помогают этим двум нейронам передавать информацию друг другу), то есть один из главных факторов болезни - химический дисбаланс, и его можно исправлять таблетками (антидепрессантами, нормотимиками, противотревожными, антипсихотиками и тд). Но наша психика это не только мозг_из_кучи_нейронов, это гораздо больше чем совокупность электрических импульсов приводящих к выделению разных нейромедиаторов. И депрессию не следует рассматривать как проблему только биохимии мозга, есть еще минимум два уровня проблем. Есть еще внешняя среда (социум, жизненные события) которые могут толкать к депрессии и/или закреплять нас в ней, и есть наше мышление, поведение - которое тоже меняется в дурную сторону под действием измененной биохимии мозга.

Поэтому и лечение депрессии должно быть направлено на все эти три уровня (одинаково важных):
1) Устранение травмирующих факторов внешней среды, улучшения условий жизни. То есть устранение буллинга в школе, патологических отношений в семье, применения психоактивных веществ, сильных стрессов, горя, нищеты и тд - всего того, что может толкать в депрессию или удерживать в ней. Нормализация быта.
2) Психотерапия (лечение разговорами). Это долгосрочные еженедельные часовые встречи с психотерапевтом, на которых пациент рассказывает о том что его заботит, волнует, пугает, радует, а терапевт подмечает всякие ментальные ловушки и сообщает о них пациенту, пытается их исправить. Дело в том что наши мысли меняются от наших телесных ощущений и состояния, одно и то же событие (например, вы подскользнулись и упали в лужу) может вызывать совершенно разные реакции, от смеха и "очередная забавная история, с каждым бывает", до глубокой трагедии и "у меня всегда так, я неудачник, за что бы я ни взялся это кончится именно лужей". Депрессия приучает нас смотреть на мир через пессимистичные и искаженные очки, обесценивать собственные достоинства и все хорошее в своей жизни, преувеличивать и раздувать недостатки и все плохое; ждать от людей и от жизни только ударов и предательства. И такой тип мышления входит в привычку, даже если потом наладить биохимию мозга, даже если нормализовать быт - привычка к патологически искаженному мышлению сама по себе может отравлять жизнь и приводить к рецидиву депрессии.
3) И, наконец, лекарственная терапия.

Итак, обещанная аналогия. Представь, что за свою жизнь ты много раз получал травмы ног (ушибы, растяжения), и даже несколько раз доходило до переломов. Каждый раз переломы срастались не совсем правильно, это искривляло ноги, от этого изменялась твоя походка, она становилась неправильной и сама по себе приводила к еще большему искривлению ног. Теперь представь что ты наконец смог приехать к хирургу-ортопеду, который умеет это лечить. Что ему надо сделать чтобы вылечить твои ноги?
a) выяснить, почему ты так невероятно часто травмировал ноги. Что было не так, тебе ломал ноги пьяный буян-отец, били по ногам дворовые хулиганы, ты гуляешь на стройплощадках с малолетства? Если есть причина - следует ее устранить, иначе как бы хорошо мы ни лечили - ты снова их сломаешь и все насмарку. Эта аналогия про нормализацию быта при депрессии.
b) прооперировать тебя, исправить кривые кости, укоротить патологически удлиненные мышцы и связки, нарастить патологически укороченные. Это аналогия про медикаментозное лечение депрессии.
c) провести реабилитацию после операции - многие месяцы заново учить тебя ходить, правильно ставить ногу, избегать новых травм. Если этого
источник