Size: a a a

Заметки детского врача

2019 February 06
Заметки детского врача
источник
2019 February 07
Заметки детского врача
НИКОГДА не оставляйте детей в машине одних!
Ужасная трагедия еще раз напоминает об актуальности этого правила
https://ria.ru/20190207/1550536026.html
Это особенно опасно летом
https://www.facebook.com/SergDoc/posts/1795380080519822
https://vk.com/wall-141911698_1100
но не только...

Сил и мужества родителям, не представляю как им сейчас тяжело. Прошу, воздержитесь от злых осуждающих комментов и интернет-буллинга в их адрес.

PS И в ванной тоже одних не оставляйте
https://news.ngs.ru/more/65921301/
источник
2019 February 08
Заметки детского врача
Пост про НАО (наследственный ангиоотек, дефицит С1-ингибитора эстеразы)

Есть особый драйв в постановке редких диагнозов, вряд ли его смогут понять не-врачи (еще меньше шансов, что его поймут родители детей с этими самыми редкими диагнозами), и все же это факт. Работа педиатра состоит из рутины: ОРВИ, гастроэнтериты, прививки, атопический дерматит, детская розеола, запоры, ИМП, ипохондрия бай прокси и тд - на рутину приходится 90% приема, если не 99%. Ты занимаешься всем этим и думаешь: “Интересно, а если я столкнусь с чем-то по-настоящему сложным, или редким - я справлюсь? Или мой глаз уже окончательно замылился?” Чтобы “поддерживать форму” ты часто читаешь о редком и сложном, но никогда не знаешь заранее, сможешь ли разобраться с настоящим диагнозом.

Поскольку ты уделяешь много времени редким диагнозам - они начинают мерещиться тебе везде, таким образом ты оказываешься между двух огней: редкие болезни бывают редко, но диагностируются еще реже. В каждом младенце-мальчике с тяжелым атопическим дерматитом тебе начинает мерещиться синдром Вискотта-Олдрича, в каждом упорном запоре - болезнь Гиршпрунга, в каждом рецидивирующем парапроктите - болезнь Крона и тд. Я не знаю рецепта, как удержать баланс, и не свалиться в гипер-, или гиподиагностику. Но стараться определённо нужно.

...Недавно поставил диагноз наследственного ангиоотека "с нуля" - от подозрения до верификации, чем был очень горд. НАО весьма редкое и потенциально опасное заболевание. Заинтересовался случаем, перечитал много литературы, обсуждал с коллегами чтобы разобраться. Суммирую полученные знания в этот небольшой пост.

§ Что это?

HAО это заболевание, которое вызывает повторные эпизоды ангиоотека в верхних дыхательных путях, желудочно-кишечном тракте или в подкожных тканях.

Приступы ангиоотека могут быть вызваны инфекцией, стрессом, менструацией, хирургическим вмешательством, стоматологическими процедурами, локальной травмой и некоторыми лекарственными средствами (включая эстрогенсодержащие контрацептивы и ингибиторы АПФ), а также могут не иметь четкого триггера. Они могут повторяться два раза в месяц или даже чаще (хотя не всегда они тяжелые и яркие, большинство приступов - это малозаметный локальный отек), годами, и внешне напоминать аллергические отеки Квинке, особенно если у пациента есть еще и аллергия.

HAО является редким генетическим заболеванием, наследуемым по аутосомно-доминантному типу, при котором уровни ингибитора C1-эстеразы снижаются (HAО типа I) или плохо функционируют (HAО типа II). HAО диагностируется путем обнаружения низкого уровня или низкой функции ингибитора эстеразы С1. Уровень С4 компонента комплемента также низок во время эпизодов обострения ангиоотека.

§ Клиническая картина

Клинические проявления болезни включают в себя:
* Ангиоотек без зуда и крапивницы
* Боли в животе (возможны также тошнота и/или рвота) из-за отека кишечника
* Отек гортани.

Эпизоды ангиоотека обычно развиваются в течение нескольких часов, и без лечения длятся 1-5 дней.

Легкие эпизоды ангиоотека проявляются:
- периферическими отеками
- легкой/умеренной болью в животе

Тяжелые эпизоды ангиоотека проявляются:
- стридором и затруднением дыхания из-за отека гортани
- другими признаками поражения дыхательных путей, например, осиплостью голоса, постоянным кашлем, нарушением глотания или отеком языка.
- сильной болью в животе или рвотой.

§ Лечение

Легкие или средней тяжести приступы ангиоотека лечатся обычно без госпитализации.
Следует исключать другие причины боли в животе. Ультразвуковое исследование брюшной полости может помочь в диагностике, показывая отек кишечной стенки или асцит, связанные с НАО.
Трехдневный курс транексамовой кислоты сокращает продолжительность симптомов.

Тяжелые эпизоды ангиоотека могут быть смертельными. Лечение включает в себя:
* обязательная госпитализация в стационар
* при наличии обструкции верхних дыхательных путей - интубация
* внутривенный концентрат ингибитора С1-эстеразы, и/или антагонист рецепторов брадикинина.

§ Профилактика (вторичная)
источник
Заметки детского врача
При планировании хирургического вмешательства или любой травматической процедуры в области рта и глотки (например удаление зуба) у пациента с НАО требуются специфические меры предосторожности. Нередко приходится превентивно применять те же лекарственные препараты, которые используются для лечения приступа.

Из-за риска развития молниеносного смертельного отека гортани, манипуляции во рту и глотке должны выполняться только под общей анестезией с эндотрахеальной интубацией.

§ Антигистаминные препараты и кортикостероиды

Из-за клинического сходства симптомов с отеком Квинке и низкой частоты встречаемости НАО, до установленного диагноза врачи всегда пытаются вводить при приступах антигистаминные препараты и кортикостероиды. Однако применение этих лекарств при НАО абсолютно неэффективно. Иногда может казаться что некоторая эффективность все же имеет место - но это не более чем совпадение с самопроизвольным разрешением приступа.

§ Адреналин (эпинефрин)

Роль адреналина в лечении приступов HAО слабо изучена. Есть отдельные сообщения об эффективности использования ингаляционного или внутримышечного адреналина для лечения отека верхних дыхательных путей, однако ингибитор С1-эстеразы является предпочтительным методом лечения ангиоотека дыхательных путей, вызванного HAО.

§ Я прочел(ла) этот пост, и мне кажется, у моего ребенка НАО, что мне делать?

Обратиться к педиатру и высказать ему свои опасения. Помните, что НАО весьма редкое заболевание, и ваш врач может впервые о нем слышать - это не значит что он "плохой врач". Главное чтобы он не стеснялся читать медицинскую литературу. Если вы поставите вопрос ребром (есть или нет НАО у моего ребёнка с частыми ангиоотеками?), он откроет качественные источники медицинской информации, например российские федеральные клинические рекомендации http://www.nrcii.ru/docs/nao.pdf, ознакомится с ними, и если сочтет симптомы подозрительными - назначит анализ на содержание эстеразного ингибитора С1-комплемента (общего и функционального) и на компонент системы комплемента С4.

§ Мы сдали эти анализы и они не в норме, что делать?

Начните со звонка в Горячую Линию по болезням системы комплемента 8-800-301-06-51, там помогают с диагностикой и контактами.

Обычно алгоритм такой: в случае подтверждения НАО, необходимо чтобы пациент попал в «поле зрения» главного иммунолога той области, в которой прописан/проживает. Далее либо непосредственно через его консультацию, либо через медицинское учреждение, которое быстро внесёт ребёнка в регистр - главный внештатный специалист составляет заявку на обеспечение ребенка лекарствами. Дети с НАО обеспечиваются Фиразиром (для экстренной помощи на дому, так как форма удобная: шприц-ручки для подкожного введения) но препарат зарегистрирован с 18 лет, поэтому назначается off-label со всеми «сопроводительными» документами, а ещё на них закупается препарат Беринерт, который вводится внутривенно, зарегистрирован у детей и применяется как для снятия отека, так и для профилактики его возникновения, например, в случае хирургического/стоматологического вмешательства. На оба эти препарата заявка составляется главным внештатным специалистом.

Есть и второй вариант: обратиться напрямую к специалистам, профильным по этой проблеме, например сюда:
http://dgkb-9.ru/departments/specialized-centres/immunology-and-allergology
http://dgkb-9.ru/departments/polyclinic
и с ними обсудить всю дальнейшую тактику, в том числе бюрократическую.

§ Где мне получить больше информации по НАО?
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
2019 February 10
Заметки детского врача
Догоняющая вакцинация для многих российских педиатров (если не сказать "большинства российских педиатров") - китайская грамота. В России нет отдельного документа, регламентирующего, как прививать детей с нарушенным графиком вакцинации. Продвинутые педиатры заглядывают в американский catch-up immunization schedule - там все предельно ясно, но этот документ не имеет никакой юридической силы в РФ, это просто неофициальная шпаргалка. Продвинутые родители пользуются онлайн-калькуляторами для составления графиков, типа https://www.vacscheduler.org ) но, опять же, эти сайты заточены под календари других стран, а не под российский национальный календарь прививок - и подходят нам лишь условно. В России врач, составляющий график догоняющей иммунизации, должен ориентироваться почти только на инструкции к вакцинам - которые часто противоречат друг другу, и нередко не имеют ни абзаца о правилах догоняющей вакцинации или совместимости с другими вакцинами. Все это нисколько не облегчает жизнь ни врачам ни пациентам

Прошло уже два года с публикации моей видеолекции по догоняющей вакцинации. В ней я постарался охватить основные документы, правила и привести примеры догоняющих графиков. Многие коллеги и даже родители писали потом благодарности, говорили что наконец смогли разобраться с этим разделом педиатрии. С прошлого года количество моих подписчиков заметно выросло, наверняка кто-то еще не видел эту лекцию, поэтому опубликую ее снова.

https://www.facebook.com/SergDoc/posts/1317581128299722
https://vk.com/wall10208768_2913
источник
Заметки детского врача
источник
2019 February 12
Заметки детского врача
12 ПРИЗНАКОВ , КОТОРЫЕ НУЖНО ПРОВЕРИТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ГОВОРИТ.

(Пост взят в ФБ-сообществе "Белый кролик")

Мы подозреваем их, или знаем о них, или сравниваем с другими, или сверяем с нормами… В любом случае есть что-то в формировании речи ребёнка, что нас беспокоит. Часто это только тревожные мысли у мамы, или у кого-то из членов семьи. При этом другие близкие ребенка могут говорить - мальчики позже начинают говорить, он никому ничего не должен, мой брат заговорил в 5 и ничего, он очень умный и уже владеет планшетом как своими руками и т.п. … И все это скорее всего так и есть, и не нужно паниковать, и не нужно мучать ребенка подозрениями. Но. Если возникли какие-то смутные или явные мысли, то скорее всего есть у них основания. Близкие люди всегда замечают какие-то неуловимые, неявные странности. И тут всегда лучше исключить то, что возможно, и спать спокойно.  

Первое, к чему нужно присмотреться - собственно развитие почвы для продуктивной речи, исключить проблему, при наличии которой звуки если и появятся, то не будут означать того, что все мы понимаем под речью. Я говорю о развитии коммуникации. Это прям сразу все три кита речи.

И это мы можем видеть даже задолго до планового появления речи. Есть признаки, которые нужно просто проверить и отметить в своём сознании. Признаки, которые отражают внутренний ход процесса, ведущего к речи. Речь абсолютно как вершина айсберга, там под ней гора. Предлагаю разобрать эту гору и убедиться что ребёнок да, идёт по этому пути, нет ещё верхушки, но он на этой дороге, а не на какой-то другой. НИ причем тут Эйнштейн и ни причем 3 года. Просто исключите базовую проблему - проблему коммуникации. Пройдитесь с ребенком по этим пунктам и спите спокойно.

Итак
     🔺У ребенка появился указательный жест. Он есть и ребенок им пользуется. Это не работа руки и пальцев. Это спонтанное произвольное желание разделить что то увиденное , что-то, на что обращено внимание ребенка и он хочет поделиться этим. Или показывает что хочет получить.
  Как это происходит?  - указывает и сверяется с вами!!!! - смотрит на предмет и на ваше лицо - вы уже там? Вы точно смотрите куда надо? Строит невидимую проекцию от ваших глаз к объекту. Если вы не смотрите, будет вас всячески добиваться - дергать, делать звуки с зовущей интонацией. Обязательно! Будет ждать или получения или обозначения объекта.

🔺Ребенок следит за вашим указательным жестом. За вашим - смотри, луна! Собака! Трактор! Самолет! Прям отреагирует. Будет все так - Вы воскликнули - он посмотрел на Вас -проследил куда указывает палец и увидел вот это вот. И! Завтра-послезавтра - через неделю покажет вам же ваш же трактор!

🔺Может продолжить интеракцию после получения желаемого. Например попросил каким-то своим способом у вас игрушку и после того как получил хочет продолжения банкета - играть, хвастаться, просить назвать.

🔺Плачет адресно - кому-то. Бежит к кому-то, смотрит на кого-то, ищет глазами главного по утешениям или раздаче нужного. То, что радостно называем - он уже умеет манипулировать! Да, должен плакать и посматривать.

🔺Реагирует на имя. Не обязательно когда вы шепчете, а он играет. Но! Чаще всего отзывается - поднимает голову от игры, даже на зовущую  интонацию.

🔺В каком то виде есть имитация-повторение движений и действий. Пытается нахлобучить шляпу как папа, очки как мама, заглядывает вам в рот когда вы чистите зубы, пытается приспособить носок к ноге, кормит вас и ест то что вы едите (во всяком случае хочет).

🔺Интонации - у звуков, которые уже есть у ребенка,  есть интонации - зовет, сопротивляется, возмущается, повествует. Это ни с чем нельзя спутать - интонации должны быть.

🔺Совместное внимание, тот самый пресловутый Joint attention. Чуть ли не главная штука. В год у обычно развивающегося ребенка есть! Обязательно. Остановлюсь здесь подробнее. Так как очень важно. Посмотрим как можно проверить.
В случае если подозревает вас в непонятных действиях - всегда посмотрит в глаза. Например он указывает, а вы не торопитесь подавать, смотреть,  восхищаться. Проверит - ау! ты где. То есть посмотрит в глаза.   Или такой прекрасн
источник
Заметки детского врача
о иллюстрирующий тест - он хочет предмет, вы почти дали, протянули его в руку. Только из своих рук не выпускаете и задерживаете дольше, чем обычно - он раз потянет и...не будет продолжать тянуть - посмотрит на вас! Что там? Алле! Что происходит? Тоже самое алле будет, если затеять с ним игру - щекотать медленно, потом быстро, или играть по кочкам по кочкам и застрять на полдороги и долго не делать ожидаемое бух. Он не будет тянуть и отрывать руки, терпеть бесконечно ожидание этого вожделенного бух. Он посмотрит в ваше лицо, в ожидании - что там, будет бух? ты там вообще жив товарищ?

Если занят своими делами и услышит Ваше Вау! Или Ой! Посмотрит вначале на вас, потом туда, куда направлен Ваш взгляд. Будет пытаться разыскать там объект.

К слову,  пресловутый «глазной контакт» - он не просто так, у него есть смысл. Его нет смысла просто  технически отрабатывать. Он для того, чтобы считывать коммуникативные намерения! И дети со сложностями в коммуникации не просто так не смотрят - они ничего там не видят, того что нужно для эффективного общения! То есть для начала должно быть желание и возможность увидеть и распознать, что там во взгляде коммуникативного партнера.

🔺Когда находит что то неизвестное и показывает или просто ищет взрослого глазами. Как буд-то спрашивает разрешения. Едим - не едим это? Что можно - что нельзя?

🔺Есть жесты. Дай. Пока пока. Ладушки.

🔺Понимание речи. Вы отчетливо видите что ребенок включается в вашу речевую жизнь - реагирует, даже если обращение не к нему. Когда бабушка произносит «А давайте купим новую лампу» - ребенок показывает на лампу. А старшая сестра говорит «У подружки кошка» - малыш показывает на книжку, где видел кошку. Или на улицу.  

🔺И игры!!!! игры! Очень важная штука, позволяющая сориентироваться где ребенок находится в своем развитии. Про это здесь. https://www.facebook.com/141011140030164/posts/259883211476289/

  Пройдитесь пожалуйста по всем пунктам. Убедитесь что так оно и есть.Очень важно, обнаружив в поведении ребенка что-то, что тревожит вас , не начинайте искать в интернете “”как разговорить молчуна”, не  записывайтесь на “запуск речи”, не пересыпайте тонны гороха в погоне за ювелирной точностью движений. Идите к специалисту. Важно помнить, что речь нельзя получить логопедическими щипцами и развитой мелкой моторикой ребенка. Что за каждым словом стоит пласт развития всей психики ребенка. Слова это не просто слова. Мы хотим не слова, мы хотим общение то, зачем нам даны эти слова - общение. И если нет чего то из этого списка, это не паника, это не трагедия и страх. Это повод подтолкнуть в этом месте. Не ждать речь предложениями, а начать помогать ребёнку , когда не увидели что-то из этого списка.

Оригинал поста:
https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=330618391069437&id=141011140030164
источник
Заметки детского врача
Новость дня: Эреспал отзывается с рынка.

Сообщение на странице клиники Рассвет:

Мы никогда не назначаем препараты с недоказанными
эффективностью и безопасностью. В том числе, Эреспал. С чувством глубокого удовлетворения отмечаем тот факт, что компания Servier отзывает с рынка препараты, содержащие Фенспирид (Fenspiride), в связи с серьёзными побочными эффектами.
https://www.servier.fr
А вы уже выкинули Эреспал? Или еще колеблетесь? Не надо колебаться. Выбрасывайте.

Оригинал: https://www.facebook.com/1713515678975520/posts/2276455089348240/

Читайте также тут
https://pikabu.ru/story/yerespal_fenspirid_zapretili_vo_frantsii_6498923

И тут
https://www.servier.fr/wp-content/uploads/2019/02/QA-Patient-FR-08022019.pdf
источник