
Начать хотя бы с того, что это первый альбом 67-летней Алкорн в качестве бэндлидерки: парадоксально, но за свою более чем сорокалетнюю карьеру обосновавшаяся в Балтиморе педал-стил-гитаристка ни разу не собирала вокруг себя группу, хотя не счесть алмазов в каменных пещерах, то есть её союзов с музыкантами, представляющими самые разные школы и направления в современной электронной, электроакустической музыке, кантри, блюзе, наконец джазе — от Полин Оливерос до Кена Вандермарка. Поражают многообразием и источники вдохновения Алкорн: среди сподвигших её на сочинение собственной музыки композиторов и музыкантов она называет, к примеру, Оливье Мессиана и Астора Пьяццоллу, причём последнего Сьюзан слышала вживую в 1987 году, рассказывает она в интервью журналу Wire: «У его инструментов есть лёгкие, у моего тоже». Импровизацию и в целом игру на педал-стил-гитаре Алкорн сравнивает с решением головоломки: «…это будто лабиринт, будто ты вертишь кубик Рубика, чтобы подобрать правильную позицию и ноты».
В начале 2019-го Алкорн получила грант на написание материала, который лёг в основу будущего альбома, и в мае отправилась в Нью-Мексико. Неподалёку от того места, где она поселилась и на месяц с головой ушла в сочинительство, жила художница Джорджия О’Кифф. Алкорн не скрывает, что свет и цвет, строгость и бесплодность пейзажа, в своё время захватившие О’Кифф, отразились и в мелодиях «Pedernal», равно как и простота рутины в пустыне, отточенный ритм повседневности: «Каждый день я отправлялась гулять по округе, иногда просто спускалась по склону и сидела, всматриваясь в Серро-Педернал (столовая гора в Нью-Мексико, чье название Алкорн взяла для заглавия своей работы — прим.), раз в пару недель ходила за продуктами — ближайший магазин располагался в полутора часах ходьбы». Таким и вышел «Pedernal»: прямолинейным, выдержанным, жилистым, в хорошем смысле примитивным.
При этом Алкорн всегда сознавала ограниченность возможностей своего инструмента при работе над аранжировками и поэтому в ходе работы над «Pedernal», чтобы написать партию для гитары Мэри Хальворсон (они знакомы где-то с конца 2000-х и постоянно что-то придумывают вместе, например Хальворсон приглашала Алкорн в свой октет для записи блистательного альбома «Away With You»), приобрела гитару, линию для баса Майкла Форманека наиграла на клавишных, а этюды для скрипки Марка Фельдмана набросала через MIDI-контроллер в Pro Tools с соответствующей настройкой. Мне кажется, вследствие этого все инструменты на «Pedernal» звучат выразительно, и стил-гитара даже не столько солирует, сколько дополняет пьесы, оставляя другим участникам квинтета простор для экспрессии. Получилось невесомо и в то же время насыщенно, пропитано красками расцвеченного поднимающимся солнцем бесконечного неба пустыни и её горячим воздухом, словно на полотнах О’Кифф из Нью-Мексико.