✏️ По просьбам коллег — небольшой конспект интервью зам. редактора музыкального раздела The Guardian о профайлах
Заместитель редактора музыкального раздела The Guardian Лора Снейпс дала онлайн-интервью главному редактору Empire Magazine Терри Уайт. Они поговорили об одном из самых сложных журналистских жанров — интервью-портрете, или так называемом профайле. Снейпс, в разные годы писавшая о музыке для NME, Pitchfork, Uncut, The Observer и других изданий, рассказала о своей карьере, приемах, правилах, ошибках, лайфхаках для интервьюера, поделилась кейсами и ответила на вопросы зрителей. Вот буквально пара интересных мыслей из первой четверти этого крайне насыщенного и полезного часового разговора:
— Снейпс пришла стажироваться в NME в 2000-х, когда журнал чуть ли не через номер ставил на обложку братьев Галлахеров и тому подобных персонажей. Журналистку мейнстрим не интересовал, к тому же она понимала, что в этом поле слишком высока конкуренция (не только между авторами за задания и доступ к артистам, но и между изданиями — за внимание читателей), поэтому она снова и снова предлагала интервью с исполнителями вроде St. Vincent, а редактор спрашивал ее: «Это кто-то типа Норы Джонс?» Она стояла на своем. Когда Снейпс начала писать для Pitchfork, ее «специализацией» стала британская сцена, так как редакция сидела в Штатах, а она была в Лондоне и работала оперативнее. Вывод: найдите в издании свою «специализацию» — жанр, сцену, субкультуру, в которой вы станете лучшим или, по крайней мере, одним из лучших. Так, чтобы когда речь зашла об исполнителе в этом стиле или нишевой теме, редактор первым делом подумал о вас.
— Главное отличие американской журналистики от британской в подходе к профайлам — в Штатах у культуры «большого текста» есть бэкграунд, история; там крупная форма в публицистике — норма и работа, заслуживающая вложения всевозможных ресурсов (времени, денег, человеческого капитала). Например, рассказывает Снейпс, в американском издании может существовать отдельный специалист, отвечающий за
access, доступ к артисту, который общается с пресс-службой или менеджером исполнителя и договаривается обо всех деталях предстоящей встречи. В общем, обеспечивает
доступ. В Великобритании — и, хочется добавить, тем более в России, особенно в России — зачастую всем, от и до, занимается сам журналист. Также различаются тон повествования, сам язык.
— Как найти героя для профайла? Очевидно, предложить редактору кого-то, кто вам искренне интересен. Причем артист не обязательно должен вам нравиться. Так, этим летом Снейпс делала
интервью с Кэти Перри, и, признается журналистка, она не то чтобы фанатка певицы, но ей было интересно понять, как Перри, доминировавшая в поп-культуре 2000-х и 2010-х,
решилась на по-своему радикальную трансформацию. Или кейс с Тейлор Свифт (раз уж помянули Перри!): Снейпс подумала, что
стоит обратить внимание на такую присущую Свифт и обычно не самую очевидную или замечаемую журналистами черту, как подавление в себе мстительности, злопамятности, потому что Лора могла как-то идентифицировать себя с певицей через это качество, и оно стало точкой соприкосновения, старта диалога между ними. Искать непривычную, неочевидную оптику и такие точки соприкосновения — один из важнейших моментов в подготовке к интервью.
Посмотреть запись интервью целиком можно
тут. А вот твиттер-аккаунты крутых интервьюеров-портретистов, которых Снейпс читает сама и за которыми советует следить всем, кто пишет:
—
Taffy Akner,
—
Allison P. Davis,
—
Alex Pollard.