Громкий ужас
Всевозможные музыкальные пуристы имеют привычку обфыркивать фестиваль Roadburn как развлечение для людей легкомысленных, но чересчур серьезных. Так оно или нет – разницы никакой. Кроссгитарные апрельские тезисы в Тильбурге помимо особых развлечений посреди разваливающегося мирового единства делаются с еще одной целью. Схлестнуть музыкантов с максимально любопытными взглядами на пользование своими приблудами вместе, и посмотреть, что получится. Критерия в таких сессиях нет почти никакого: участники могут быть самого разного возраста, происхождения и жанрового поля, требуется от них только одно. Подхватывать волну друг друга и затеряться в совместном джеме – и не вылезать оттуда до последней секунды.
Кажется, сегодняшнюю музыку стоит любит как минимум за это. Кто бы мог подумать хотя бы лет двадцать назад, что увлеченные черт знает чем патлотрясы, сумасшедшие прогеры и прочие подозрительные типы воспримут как должное повадки людей свободной импровизации?
В прошлом году на RB сошлись две группы, которые как раз походили друг на друга вплоть до нескольких звуковых мелочей.
Индустриальные панки Deafkids давали совместного жару с дикими Rakta, с которыми через год отыграли у себя, в Сан-Паулу, да так, что вибрацию сцен местного культурного центра можно было ощутить и в
записи.
Но там же Deafkids свелись с еще одним проектом с бразильскими корнями. С Petbrick, детищем осевшего в Лондоне Игоря Кавалеры (Sepultura, Cavalera Conspiracy) и Уэйна Адамса, электронщика и звукорежа, сделавшего звук половине сегодняшнего британского дума, джаза, психоделии и метахардкора. Кавалера уже знал Deafkids – они познакомились во время недолгой поездки того домой. И через полгода все пятеро после фестиваля оккупировали студию, в которой за три дня постарались быстренько записать свои остаточные впечатления.
Как говорят музыканты – за эти три дня умалишенного джема, лихорадочного обмена идеями и споров о друзьях и влияниях они соорудили 80% пластинки. Остальная пятая часть – студийная доработка Уэйна. Но звучит она на всю половину.
Я не знаю, что принимали эти несколько серьезных не очень уже и молодых людей, к каким злобным духам городских окраин и сельвы они обращались и что точно ими двигало. Точно знаю, что им удалось записать одну из злобнейших пластинок года.
Когда Ministry перестали играть синтпоп и вовсю ударились в скрещение трэш-метала, панкухи и музыки неисправных машин, они описывали свой саунд как «диско, пропущенное через дисторшн-бокс». В отношении нынешнего квинтета на ум приходит схожая аналогия. Словно пластинки с психоделическими озарениями проблемной богемы 60-х скормили мусорному прессу, выдав тому произвольный ритм. «Deafbrick» - зазубренный ритм треснутых шестерней человеческого существа, осколочный снаряд прямиком в скептиков давно проходящего апокалипсиса, чьи всадники обзавелись приличной аудиоаппаратурой. Говоря проще – самая доходчивая, не стесняющаяся выражений, а главное – поразительно броско сколлаженная аудиолистовка с посланием «Возьмемся за руки, друзья, открой глаза, так жить нельзя».
«Ничего не слышу, ничего не вижу, ничего не заявляю», передразнивали когда-то приличных граждан крестники анархического тяжеляка Discharge. Так вот – это шутки давно минувших дней. «Deafbrick» же отчаянно хорош тем, что после него как раз совсем не до шуток.
Кстати, о Discharge и шутках. На альбоме присутствует семиминутная кавер-версия их нетленки Free Speech for the Dumb. Кавалере было интересно, что думают авторы оригинала об их записи, так что он позвонил группе, поставил трек, и получил тираду в духе «Извините ребят, это полное дерьмо, даже Metallica когда-то сделала лучше». Deafkids и Petbrick чувства юмора не занимать - этот гундеж они вставили в конец трека, да еще написала в заметках к пластинке: «Не, Metallica НЕ сделала лучше».