Tops must be destroyed
(Писала этот текст как колонку для одного индустриального издания, да так и не дописала, поэтому делюсь обрывками мыслей тут — пусть это будет своеобразным подведением итогов года, что ли.)
В музыкальной индустрии декабрь традиционно считается скупым на инфоповоды месяцем: громкие релизы, крупнейшие туры и фестивали, ожидаемые прорывы и неожиданные возвращения — всё это к концу года обычно уже позади. Лейблы и стриминговые сервисы строят планы на следующие кварталы, промоутеры вовсю заняты подготовкой к будущим мероприятиям, а артисты проводят рождественские каникулы дома с семьей и копят силы и вдохновение на новые свершения.
Медиа же отстреливаются «итоговыми» материалами и заполняют зияющие пустотой слоты в контент-плане всевозможными списками лучшего за год: в декабре на слушателя буквально со всех сторон обрушиваются топы песен, клипов, альбомов и даже топы топов (такие в индустрии шутливо называют «пакетами с пакетами»). Наверняка прямо сейчас у вас, читающих эту колонку, в соседних вкладках нет-нет да и открыт какой-нибудь листинг The Flow или
материал «Афиши Daily», или соответствующий плейлист какого-то издания или блога на одной из стриминговых площадок.
Конечно, в основе всей этой предпраздничной кутерьмы лежит простое и присущее каждому желание как-то отметить окончание года, подвести черту, символически отделить 2020-й, к примеру, от 2021-го (тем более что год был сами понимаете каким), составить эдакий виртуальный мудборд «мы запомним такой-то год в том числе по таким-то и таким записям». При этом ни один подобный список не гарантирует, что собранные в нем песни ветреный массовый слушатель, ориентирующийся в первую очередь на чарты в тех же стримингах, вспомнит хотя бы через полгода, не то что через пять или десять лет. Не коррелируют листинги и с продажами и/или прослушиваниями — у каждого издания и блога собственный взгляд на механику отбора альбомов для итоговых списков, свои правила и процедуры голосования, свои системы подсчета голосов (если решение принимается коллегиально, как, например, у Pitchfork).
Тем не менее топы составляются, а под ними — в комментариях на сайтах изданий, если такая опция предусмотрена, или в социальных сетях — пользователи обязательно ломают копья по поводу обстоятельности и точности ранжирования альбомов, наличия тех или иных позиций в рейтинге, отсутствия других. И читатели вроде понимают, что объективно отслушать всю выходящую в мире за год музыку невозможно и составить «идеальный» рейтинг — задача по уровню глупости соразмерная, не знаю, тому, чтобы пересчитывать песчинки в Сахаре или капли в Атлантике. Но какой спорт!
Мне давно не интересны составления топов, я бросила делать это почти 10 лет назад и солидарна с редакцией Bandcamp Daily, которая в этом году также
отказалась от ранжирования альбомов, — вон в соседней, литературной области собрали листинг
100 главных русских книг XXI века, и комментаторы который день недоумевают, почему роман А оказался на месте X, а очерк Б — на строчке Y, как их вообще можно сопоставлять и так далее. Ну, вот то же с альбомами — зачем сравнивать?
В то же время идеи списка пластинок или песен без распределения мест и/или тематических сборников/плейлистов с какими-то личными впечатлениями мне симпатична — это всегда возможность сравнить ощущения с друзьями и собратьями и сестрами по перу, найти что-то любопытное. Поэтому ловите
неокончательный плейлист понравившихся мне записей из 2020-го. Я точно многое позабыла и буду продолжать его обновлять, так что ставьте «лайк» и заглядывайте время ото времени. Впереди 2021-й и, уверена, много классной музыки!
#topofthepops2020