Не могу выкинуть из головы первый случай гибели в автомобиле под управлением автопилота; уже написал про него в гаджет-канале
@gadgettake, но тут хочется написать немного иначе.
Все, интересующиеся развитием автономных автомобилей, давно понимали, что рано или поздно этот день наступит. Думаю, в каких-нибудь редакциях даже заготовки новости были сделаны, как некрологи заранее пишут.
Также было ясно, что это не сообщит нам ничего принципиально нового. Никто никогда не говорил, что автопилот будет абсолютно безопасен — только что он будет безопаснее живого водителя. И произошедший случай не опровергает это (особенно учитывая, что живой водитель обязан был контролировать ситуацию и тоже не справился). Он просто подтверждает теорию вероятности: да, если взять маленький риск аварии и отмасштабировать на миллионы пройденных километров, он превращается в большой.
Но очевидно было и то, что при отсутствии новой информации это очень скажется на восприятии автопилота обществом — у многих возникнет паническое «эти ваши технологии смертельно опасны» (как будто живые люди, давящие друг друга каждый день, безопасны).
И ясно было, что многие скажут «ага, из-за автопилота расслабились, следить за дорогой перестали, вот и поплатились за собственную глупость».
Вообще говоря, «преждевременно расслабиться» — вполне реальная угроза, да. Вот только погибший водитель Джошуа Браун очень хорошо её осознавал: я теперь прочитал некоторые его комментарии и обнаружил, что он сам предупреждал других «рано расслабляться», обращая внимание на ситуации, в которых техника тупит.
И это осознание рисков не мешало ему быть горячим энтузиастом автопилота. Его позиция (с которой я солидарен) заключалась в том, что «пока что технология недоработана, но перспективы завораживают». Он отлично понимал, что сейчас риск использования автопилота наибольший, и осознанно пошёл на него. А поскольку анализ аварии наверняка поможет дорабатывать автопилот, он собственной смертью невольно помог сделать любимую технологию безопаснее для других. Илон Маск говорит о колонизации Марса «да, вероятно, из первых отправившихся туда кто-то погибнет, но всё равно затея в целом безумно крутая» — вот тут похоже.
Я думаю, что негативное восприятие в обществе не нанесёт автопилоту непоправимый вред и не остановит его от массового распространения, но может замедлить это распространение.
А в итоге, поскольку люди будут дольше водить вручную, жертв аварий будет больше.
Так что сегодня я с печалью думаю о двух событиях, каждое из которых было неизбежным: о том, как в первый раз произошла смертельная авария с участием автопилота, и о том, как далеко не в первый раз человечество наступило на панические грабли (см. также: запрет выращивания ГМО в России).
https://www.youtube.com/watch?v=-m30aaI5Yf8