Писал не так давно о влиятельном мировом деятеле, главе Всемирного экономического форума Клаусе Шваба. В олдскульном мире его принято помещать в штаб «Мирового правительства». Оставим конспирологию за скобками, потому что Шваб активный публицист и футуролог, и о Новом Дивном мире он пишет не таясь. Например, в своей книге «Четвёртая промышленная революция», вышедшей ещё в 2015 году он описывает будущее рабочих мест и то, что роботизация сильно ударит по женщинам, усугубив гендерное неравенство:
«На сегодняшний день складывается следующая ситуация: четвёртая промышленная революция создает меньше рабочих мест в новых отраслях, чем предыдущие революции. По оценке «Программы Оксфорд-Мартин по технологии и занятости» только 0,5% трудовых ресурсов США заняты в отраслях, не существовавших в начале века; менее 8% новых рабочих мест было создано в в1980-х годах и 4,5% новых рабочих мест – в девяностые годы. Это подтверждается последней Экономической переписью США, которая представляет интересную информацию о взаимоотношениях между технологией и безработицей. Данные показывают, что инновации в информационных и других прорывных технологиях способствуют повышению производительности путём замены существующих рабочих, а не создания новых продуктов, которые требуют дополнительного труда для производства.
Кроме того, на рынке труда существует тенденция увеличения поляризации. Занятость будет расти в высокодоходных когнитивных и творческих профессиях и в низкодоходном ручном труде, но она значительно снизится в среднедоходных монотонных стандартных профессиях.
Так как мужчины продолжают доминировать в компьютерных науках, математических и инженерных специальностях, то повышенный спрос на специализированные технические навыки может усугубить гендерное неравенство. Однако также может возрастать спрос на роли, которые не могут выполнять машины и которые основаны на внутренних человеческих качествах и способностях, таких как сочувствие и сострадание. Женщины преобладают в профессиях такого характера, включая психологов, врачей, тренеров, организаторов мероприятий, медсестёр и другие специальности в области медицинского обслуживания.
Главным вопросом в этом отношении остаётся доход от вложения времени и сил в выполнение функций, требующих наличия технических способностей, поскольку существует риск того, что личные услуги и другие категории специальностей, где сейчас доминируют женщины, останутся недооценёнными. В таком случае четвёртая промышленная революция углубит расхождения между мужскими и женскими ролями. Это станет негативным результатом четвёртой промышленной революции, поскольку усилит как общее неравенство, так и гендерное неравенство, и женщинам будет ещё труднее эффективно использовать свои способности на будущем рынке труда».