Одна из ныне популярных трансформаций автократических режимов – власть технократов, или меритократов. Под ней понимается модернизация экономики и управленческих процессов без строительства новых политических институтов. Но возможен ли этот путь в той же России? Ответ на этот вопрос даёт Станислав Шкель из Центра сравнительных исторических и политических исследований, в том числе опирающийся на работы политолога Голосова и западных политических исследователей («Политическая наука», №1, 2020):
«(Существует) Давний спор между критиками и сторонниками демократии. Главным скептиком демократии выступает Платон, категорически отказывающийся наделять некомпетентное народное большинство правом политического выбора и управления. Демократическому принципу большинства противопоставляется меритократическое учение о преимуществах «экспертократии», т.е. такой системы правления, где властью наделяются только наиболее подготовленные, компетентные и мудрые правители
Г.Голосов приводит результаты изучения логики электорального поведения в трудах Б.Берелсона, П.Лазарсфельда и Э.Кэмпбелла, открытия которых оказались шокирующими для тех, кто привык рассматривать избирателей как глубоко погружённых в политические процессы граждан, делающих свой выбор на основе досконального изучения политических программ партий и кандидатов. Оказалось, что в реальности лишь малая часть электората чётко понимает политические различия между партиями, голосуя скорее эмоционально, чем рационально.
Но эти данные лишь позволяют более реалистично взглянуть на логику электорального выбора избирателей, но вовсе не доказывают преимущества автократии. Ведь из утверждения, что выбор избирателей несовершенен, вовсе не вытекает заключение о том, что автократ не лишен схожего недостатка.
Ключевой смысловой посыл Р.Даля (патриарха американской политологии) следующий: «экспертократия» действительно была бы идеальной моделью для управления, но только в монолитном обществе, в котором вопрос об общем благе не вызывает дискуссий. Если идеал общественного устройства разделяют все члены политии, то для его реализации действительно лучше привлечь управленцев, наделённых лучшими компетенциями. Владение специфическими техническими навыками позволит экспертам и специалистам в области государственного управления лучше и быстрее добиться желаемой цели.
Проблема, однако, заключается в том, что на практике общее благо отсутствует, и таких обществ, где все люди разделяют единое мнение, не существует. Вопросы социального развития крайне сложно однозначно оценить в категориях добра или зла, поскольку любое политическое решение, как правило, включает в себя как выгоды, так и издержки. Они, в свою очередь, могут очень по-разному оцениваться со стороны разных социальных групп, делая оценку любого политического решения с точки зрения общего блага практически невозможной.
Поэтому в реальной ситуации ключевой проблемой становится не поиск наиболее компетентных управленцев, а определение легитимных правил. Эти правила легитимны именно потому, что позволяют сделать такой выбор среди множества альтернатив, который будет восприниматься как справедливый разными политическими силами и представителями многообразных социальных сегментов».