
Картофель в русском фольклоре неизменно связывают с мужскими гениталиями. Этому вторят и письменные изречения о картофеле. Картофель называется здесь «бесовским хлебом» и «кобелиными яйцами». Та же ассоциация встречается и в устной традиции. Так, в пересказе первого из сюжетов о происхождении картофеля, записанном П. Г. Богатыревым в Шенкурском уезде, «картофь» вырастает «от пса»....
В южной Карелии запрет включать блюда из картофеля в число поминальных блюд обосновывается тем, что «картошка — грыжа (или половые органы) черта, лешего».
Кроме того, зафиксированы представления о картофеле как о дьявольских яблоках, дублирующих созданные Богом райские яблоки, и даже — как о «яблоках добра и зла».
Показательно, что большинство изречений и повестей трактует появление картофеля в качестве несомненного эсхатологического признака (связанным с концом света):
...Яко он приидет антихрист, противник Христу, принесет сласти похотные по их нраву...; то время будет трава еже от него зовомая картофь, антихристова похоть, а иныя нарицают овъвощем, и распространится по лицу всея земли и всяк возраст возлюбит сласть великую, и помрачатся человецы оумом яко пияны.
Распространение картофеля приведет к неурожаю и всеобщей гибели, а те, кто ел «сие мерзкое зелие», обречены на вечные муки.
Хотя последовательное внедрение картофеля в качестве сельскохозяйственной культуры и связанные с этим крестьянские бунты относятся к эпохе Николая I, эсхатологические сказания о «земляных яблоках» появились в России гораздо раньше.
Из книги академика Александра Панченко «Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект»
В оправдание любимой картошки напомним, что ее насаждал Петр I, как и табак. Употреблению этих заморских растений противились старообрядцы, которые вообще-то и царя антихристом считали, сектанты и им сочувствующие. Бунты против картошки были связаны еще и с тем, что сначала по незнанию травились ее ягодами, а потом в XIX веке зелеными клубнями.
Вот еще из Панченко:
Хорошо известны старообрядческие поверья, изречения и повести о происхождении картофеля, где последний, так же как и табак, вырастает из гениталий человека или животного.
Из народной повести конца XVIII и XIX вв:
Некая царевна «по дияволскому действию совокупилась со псом». Узнав об этом, царь приказывает бросить свою дочь в ров, сверху положить пса и засыпать их землей. Через некоторое время на этом месте находят траву, у которой по корням растут «круглыя яйцы». Выясняется, что трава произрастает «ис тайных оуд костей», а «яйцы» оказываются целебными. Так начинается распространение «поганой картофи».
На основе ассоциации картофеля с мужскими гениталиями и кастрацией (тоже много народных сюжетов, причем часто юморных) Панченко выводит гипотезу, которую сам называет несколько странной. По его мнению, исходным стимулом для появления русской мистической секты скопцов могло стать распространение картошки…
О скопцах, одной из тайных сект, мы еще поговорим. Скопцы практиковали обязательную кастрацию (отсюда и гипотеза Панченко) и то, что сейчас называют женским обрезанием.