
Большой вины партий в этом нет.
Для начала определим суть этой ветви власти, их две. Первая – это правящая партия в автократиях, которая является очень важным дополнением и контролером исполнительной власти. Так было с ИРП в Мексике, с КПСС в СССР, так сейчас с компартиями в Китае и Вьетнаме. При исторической слабости и продажности бюрократии такие партии держат её в тонусе, кроме того, это вертикальные лифты для низов.
Вторая суть – понятно, законодательная ветвь власти, часто – формирующая и власть исполнительную. Плюс парламенты наделены огромными полномочиями.
По первой сути Единая Россия так и не смогла стать такой партией-контролёром. Жизнь ячеек бесплодна и не несёт никаких рациональных функций. Её члены – статисты на фоне всесильной бюрократии и буржуазии в стране.
По второй сути – ельцинская расстрельная Конституция 1993 года низвела парламент до бесцветного придатка власти исполнительной. Даже в 90-е вся бурная деятельность ГД сводилась только к рассмотрению бюджета (сейчас и этого нет). У парламента нет контрольных функций (он даже не может создавать свои комиссии по расследованию резонансных дел), он не формирует и не контролирует правительство. Сейчас это просто собрание для штамповки законов, присланных сверху.
Если говорить вообще о партиях, то высокий проходной барьер в 5% для ГД и регпарламентов обрубает для большинства из них мотивацию для борьбы. Для молодых демократий свойственно создавать низкий барьер. К примеру, это стандартные 3% (как в Израиле, к примеру) или даже ниже. Чтобы развивать партийную культуру, для начала надо снизить этот барьер в России до 3, а то и 2%. Плюс партиям, набравшим от 1 до 2%, давать по 1-2 места в ГД.
Ну и как дополнение – уходить от одномандатных округов. Выборы – только по партийным спискам – что в ГД, что в регпарламенты (там барьер тоже снизить до 2-3%).
А одномандатные округа должны быть на выборах в Совет Федерации, по 2 представителя от региона.
Плюс повышать роль парламента. Ничего придумывать не надо – наделяйте его функциями такими, как есть в странах с развитой демократией.
Понятно, что ключи к таким реформам лежат в Кремле. Другое дело, нужно ему это или нет.