
Мировая технологическая и промышленная держава №1 за десяток лет сумела создать новый орбитальный носитель, который формально приближен к сверхтяжелому классу. То есть, якобы может выводить на низкую околоземную орбиту (НОО) полезную нагрузку до 64 тонн (это минимальный показатель для ракет-носителей сверхтяжелого класса). Но с такой нагрузкой, понятное дело, он еще ни разу не летал. Успех ли это?
На фоне древних американских ракет-носителей семейства "Сатурн", созданных более полувека назад германским гением Вернером фон Брауном и его командой ракетчиков, это полная ерунда. Об этом напрочь и наглухо или забыли, или даже не знают все эти радостно верещащие хипстерки. Которым показывают бредовые ролики про "колонизацию Марса", посылку в космос "Теслы" и т.п. нехитрое интеллектуальное смузи.
Собственно, такая же ситуация и в Северной Евразии, где отцами ракетно-космической техники являются коллеги фон Брауна по Пенемюнде - Гельмут Греттруп и его инженеры. О них тоже стараются не вспоминать (Королев при них был закономерно мелкой сошкой). То есть, для мирового развития космической техники ракеты-носители Falcon ничего нового не означают.
Возврат ступеней и их повторное использование - это неплохо, но по сути это дешманская экономия в рамках нашей ублюдочной орбитальной космонавтики. Которая целиком представляет из себя процесс с коэффициентом полезного действия (КПД) в 3-4%. Да, да.
Именно столько составляет полезная нагрузка от общей массы ракеты-носителя, которая вынуждена преодолевать чудовищный гравитационный колодец, чтобы вывести груз на орбиту на высоту хотя бы той же НОО (193-220 километров в перигее и апогее над уровнем моря). То есть, хваленый Falcon весит сам в снаряженном виде 1420 тонн, а формально берет максимальную полезную нагрузку в 64 тонн. КПД - 4,5%. 25 июня Falcon Heavy вывел на орбиту полезную нагрузку в 3,7 тонны! Это вообще дает общий КПД запуска в 0,26%! Даже в рамках нашей убогой планетарной космонавтики это полный пиздец. Сторонники Маска кричат, что это все "тесты" и "нещитово", но впечатление подобное "достижение" оставляет весьма мрачное.
Упоминать про то, что SpaceX опять грохнула возвращаемую ступень не буду, ибо это никакой роли принципиально не играет. Что со спускаемыми ступенями, что без них ничего прорывного в носителях семейства Falcon нет. Теперь самый последний момент: это крики хипстеров про завоевание "рынка орбитальных запусков". Во-первых, рынок этот довольно скромный и составляет что-то в районе 3-4 миллиардов долларов в год по максимуму. Там даже завоевывать нечего при технической деградации РФ. Во-вторых, коммерческое использование Falcon Heavy не планируется даже в самых радужных планах ранее середины 2021 года (https://lenta.ru/news/2019/07/01/fancon9/). Кстати, от планов использовать Falcon Heavy для полетов к Луне в NASA уже отказались. Так что, суровая реальность очень скучна. Про российскую "Ангару" даже писать неохота, там тлен полный: https://lenta.ru/news/2019/05/21/700/
В общем, мы, сапиенсы, продолжим и в следующие десятилетия с чудовищно низкой эффективностью пулять на орбиту грузы, периодически теряя ракеты-носители и эти грузы. Про Луну, Марс и т.п. лучше просто забыть. Без постоянных баз и фабрик на Луне и орбите, исследовать и как-то колонизировать нашу Солнечную систему невозможно. Максимум - это забросить на Марс небольшой марсоход весом в несколько сотен килограммов. Кстати, летом следующего года может состояться интересное дерби. Американцы отправляют к красной планете миссию "Марс-2020" (на ракете Атлас-5, привет маскодрочерам) с марсоходом на борту. Европейское космическое агентство при сотрудничестве со своей колонией РФ - миссию "Розалинд Франклин" со своим аппаратом, а Китай - небольшой ровер весом до 250 килограммов. Будет интересно посмотреть, кто доберется из них. #космос