В долине дофига экспертовКаждый второй хочет вам присунуть свой бесценный совет, и он часто, увы, окажется действительно полезным и введёт в заблуждение, что там ещё что-то ценное есть.
Но.
Чтобы быть экспертом, недостаточно говорить правильные вещи. Мало какая индустрия производит столько экспертно-образовательного контента и аналитики, как наша. Начитаться всего этого, взять пару воркшопов в стенфорд и на сложных щах впечатлять простыми истинами — не сложно.
Дело ещё в том, что здесь очень плодородная почва, чтобы проросло, что угодно. Многие люди хоть что-то сделали, где-то каких-то денег зарейзили, уже и инвестировали даже.
И ты, сорнячок, кое-как продохнувший в российских реалиях, конечно, впечатлён. И думаешь, что наверное, все очень умные. Начинаешь направо и налево раздавать эдвайзерские доли, а может и деньги платить.
У меня есть два эдвайзера с эквити. И ещё я очень много с кем советуюсь. Прежде чем начать делать стартап, я пару лет говорила с людьми о том, как это делать.
Так вот, у меня сформировались некоторые простые принципы. Они мои, на истинность я не претендую.
Первый — самый важный и сразу отсечка 90% «эдвайзеров»
— это должны быть люди, которые построили что-то успешное и сделали это не 10 лет назад, а за последние три года.
Не просто дали полезный совет кому-то, не «повлияли», а сделали конкретно охуенно большую разницу в компании, что должно быть очень очевидно со всех сторон.
В стартапе, а не каком-либо другом бизнесе. В США или на других крупных рынках.
Это не значит, что все остальные люди бесполезны. Они что-то понимают, конечно, иначе не выжили бы тут.
Просто одни вам расскажут выжимку из прочитанных ими рассылок, а другие могут зашерить что-то life-changing. Слушать можно всех, только cup table не резиновый.
Второе правило.
Половина людей, с которыми вы советуетесь, должны быть не просто чемпионами, а именно по вашей теме.
Чем уже специализация, тем лучше.
С маркетологом про маркетинг, с hr про hr, с редактором про тексты. И не просто какой-то абстрактный маркетинг, а по вашей теме.
Понятно, что любой классный CEO шарит во всем и даст вам хорошие советы.
Но если бы всё было так просто, любой стартап построил бы любой.
Стартапы — это чаще всего какая-то новая штука, которая соответственно строится на неоднозначном наборе инсайтов. То есть нужно быть реально глубоко в теме.
У меня был уже хорошо проработанный питчдек, когда я встретилась с Катей. Она делала 7 лет growth в фейсбук и вотсап.
От неё я узнала кучу мелких инсайтов, которые сильно поменяли угол зрения. Я никогда не смотрела на маркетплейсы так широко и не очень понимала этапы. Крейгслист и убер я вообще особо не связывала, а значит и место огурцов не понимала.
И раз уж Катя из фейсбук, пройдусь по корпоратам. В крупных компаниях тысячи продактов, гроус хакеров и маркетологов как грязи.
И как и в любой крупной компании, от мэйл ру до эпл — кто-то хуячит, а кто-то штаны просиживает.
Проверяйте, но доверяйте.
Я вот слишком впечатлительная и хочу всем верить.
С тех пор как я знаю это про себя, я долго думаю, много раз перепроверяю.
И оставляю последнее слово всегда за собой.
https://m.youtube.com/watch?v=XvlKwwKfS5c