Ботхисатва львиный рык. 23
Природа будды является семенем Срединного Пути непревзойдённого бодхи всех будд.
И ещё, добрый сын! Есть три вида Пути: низший, высший и срединный. На низшем – говорят о не-вечности Брахмы, который преходящее ошибочно принимает за вечное. На высшем – говорят о том, что рождения и смерти, которые воспринимаются людьми как вечные, на самом деле являются преходящими. Вечны Три Сокровища, которые по ошибке видятся невечными. Почему этот Путь называется высшим? Потому что на таком Пути обретается непревзойдённое бодхи.
Срединный Путь – это "пустота" самого первого значения. На нём не-вечность и видна как не-вечность, а вечность – как вечность. "Пустота" самого первого значения не относится к низшему. Почему? Поскольку она – то, чего нет у всех простых смертных. Не называют её и "высшим". Почему? Потому что она – высшее46. Путь всех будд и бодхисаттв не высок, не низок. Его называют Срединным Путём.
И ещё, о добрый сын! Изначальная обитель жизни и смерти бывает двух видов. Первый – это "неведение", второй – прилипание к тому, что существует. Между ними – горести рождений, старости, болезней и смертей. Это называется Срединный Путь. Этот Срединный Путь воистину сокрушает рождение и смерть. Потому-то он и называется Срединный. Потому-то учение Срединного Пути и называется природой будды. Таким образом, природа будды вечна, блаженна, обладает атманом и чиста. Ни одно существо не может увидеть её. Поэтому нет ни вечности, ни блаженства, ни атмана, ни чистоты. Природа будды не является не-вечной, не-блаженной, анатманной и не-чистой.