А в дзогчен - вообще другое специальное понимание трикайи :)
Возвращаясь к вопросу про ум и его природу. Это опять же всё экспериментально. То есть то, что я сейчас пишу — это просто теория, которая суммирует опыт . Есть 5 органов чувств — это все понимают. Есть 6 «орган» — думающий ум, в котором создаётся конструкция «я» как деятеля и автора действий и вот это всё. И есть ещё сознание, которое на тибетском называется «ригпа» — что на тибетском означает «знание», и используется например в обыденном языке для обозначения «науки». Так вот ригпа — это то на что указывают мистики, что оно обнаруживается в переживаемом опыте, но правда очень специальным образом. Обычно это происходит через специальные практики вместе с учителем, который 1) сам находится в состоянии распознавания ригпы и даёт тем самым невербальный пример 2) учитель задавая наводящие вопросы ведёт ученика к этому распознанию и по ответам ученика и по его виду понимает удалось ли тому распознать ригпу. Ригпа не обусловленное сознание, оно не было создано и не может быть разрушено, оно изначально чистое и вечное — а так же оно пусто от всякой я самости разумеется.
Так вот, распознание ригпы это не просветление — это только проблеск того как надо правильно практиковать чтобы очистить свой поток сознания и чтобы концептуальный ум потерял свою власть и не так бы нас вовлекал в себя и заодно бы высвобождались накопленные в нем кармические тенденции — и просветление это результат длительной практики очищения. Поэтому нет никакого мгновенного просветления — это миф. Но есть только распознание ригпы — но которое делается не думающим умом — в этом и вся сложность. Думающий ум может иметь только концептуальное понимание ригпы. Это не то. Распознавание ригпы делается неконцептуалтно — ригпа как бы распознаёт саму себя. Но это распознавание имеет очень яркий и характерный вкус