Про 2 истины ты у Нагарджуны читал?
Василий я очень коротко, не хочу я пока очередной раз те же беседы проводить и тратить на них силы и энергию. Когда мы говорим о Шанкаре и его адвайте мы говорим о сущностности. Буквально о Атмане согласно нему, наше сознание -душа. Есть постоянный присутствующий в нас и неизменный элемент, единый с брахмой. Я понимаю, что это по форме часто может звучать похоже с тем, что у буддистов живших в ту-же пору и язык которых видимо был единым для всего того региона. Но это прямо противоречит безсущностности(анатману)(напомню отсутствию самобытия(существование как совокупность) у чего бы то ни было, взаимозависимость (связанность и зависимость от другого), и переходящести которые декларируется в буддизме. Т.е. если Шанкара находит сущность-сознание, который есть брахман(сущее), где они едины( и он существует . То мы, буддисты если мы буддисты - нет. Мы говорим о отсутствии такового, об отсутствии самобытия и независимого существования феноменов. И только в силу этого отсутствия возможна нирвана(Это важно, прошу заострить на этой мысли внимание).
Я немного Шанкары вам процитирую:
""Я" отличается от тела.
Поэтому нет для Меня никаких перемен —
рождения, старости, истощения или смерти.
"Я" не связано с органами чувств,
иль с их объектами — звуком и другими.
Ибо "Я" — вне органов чувств"
Сравните с Нагарджуной :
(... Если бы причина [группы] чувственного [содержания потока сознания] могла бы существовать при отсутствии чувственного, то это означало бы, что у причины нет следствия...Беспричинное чувственное [содержание потока сознания]Никоим образом не является достоверным...)
""Я" — неизменно, всегда во всем постоянно,
самосущее и непривязанное,
чистое и неподвижное. "
Нагарджуна:
(Если бы Истинносущий имел свою собственную сущность
(самосущее),
То и этот мир имел бы собственную сущность.
Истинносущий не имеет собственной сущности,
И этот мир не имеет собственной сущности.)
"Я" незапятнано, вне перемен и форм,
оно чисто и вечно свободно"
Сравните например с "пустота есть форма, форма есть пустота, нет пустоты помимо формы, нет формы, помимо пустоты"
"Истинно просветленный йогин
всю вселенную видит в себе самом,
и Себя-Атмана, единого во всем"
"Я воистину тот высший Брахман,
который вечен, чист, свободен,
един, целостен и недвойственен; "
"Брахман отличается от вселенной,
и все же нет ничего, что не есть Брахман.
Бели что кажется от Брахмана отличным,
то это иллюзия — словно мираж в пустыне. "
С тем что вы благородные Истины Нагарджуны упоминали, думаю знаете от куда это и какая там канва рассуждений;
...Что является взаимозависимым происхождением,
То мы называем пустотностью,
Она зависима с точки зрения понятийного мышления
Но именно она (пустотность) и есть Срединный Путь.
....
Поскольку нет никакой дхармо-частицы,
Которая возникла бы без взаимозависимого происхождения,
Именно постольку нет никакой дхармо-частицы,
Которая была бы непустой.
...
Нет прекращения страдания,
Если бы оно было благодаря самосущему.
Будучи сторонником [идеи] самосущего,
Ты отрицаешь [истину о] прекращении [страдания].
....
Если есть самосущее,
То не является достоверной духовно-созерцательная
практика Пути [к Просветлению].
Если же этот Путь осуществляется,
То неверна твоя идея самосущего....
Если [же признавать] непустое [бытие],
- Тогда нет места для обретения того, что не обретено,
Для деяния, устраняющего страдание,
Для отречения от всех омрачений (клещей,
отравляющих сознание)
На этом разрешите закончить, не спора для, мне действительно пока надоело, для напоминания скорее, вы и сами это скорее всего все читали. Доброго вам дня и приятной практики.