«Традиция тибетского Дзогчен подчеркивает также другой аспект пустоты. Это пустая, подобная пространству природа ума. Падмасамбхава, иногда известный как Гуру Ринпоче, легендарный индийский практик, который впервые принес буддизм в Тибет в восьмом веке, дал эти «учения об уме» в коренном тексте Дзогчен, который называется «Самоосвобождение через видение обнаженным осознаванием»: «Несомненно, что природа ума пуста и без всякого основания. Ваш собственный ум лишён субстанции, как пустое небо. Вы должны взглянуть в свой ум, чтобы понять, так ли это или нет». Эта практика - не деконструкция ощущения Я, а, скорее, прямое признание пустой сущности ума. Когда мы ищем ум, там ничего нет, что можно найти.
Хотя природу ума можно сравнить с пространством, на самом деле это не само пространство. Пространство - это физический феномен, он ничего не знает; у него нет сознания, нет познающей способности. Точно так же подобное пространству качество осознавания не означает ощущение просторанственности, с которым его легко спутать. Один очень опытный практикующий однажды спросил Цокни Ринпоче, учителя Дзогчен, действительно ли опыт, который она пережила во время медитации огромного пространства, был пустой сущностью осознавания. Он ответил, что природу разума лучше охарактеризовать как безосновность (groundlessness), чем как просторанственность. Пространственность - это обусловленное состояние ума, часто возникающее из сбалансированной концентрации. Иногда наш ум кажется пространственным, иногда нет. Но безосновность указывает на то, что каждое возникающее явление просто пусто, что означает, что оно несущественно, не имеет сущностной собственной природы.
Естественное сияние ума - это его врожденная пробужденность (wakefulness). Это открытая, познающая природа самого ума - нераздельное единство ясности, осознавания и пустоты. Тибетское слово «сияние» также означает «способность знать». Природа этого осознания - великая тайна нашей жизни. Когда мы ищем его, нам нечего найти; это похоже на поиск открытого, пустого пространства. Но в то же время эта врожденная способность осознавания есть у всех живых существ»
Джозеф Голдстин «One Dharma»