Ум не приравнивается к сознанию. Сознание это одно, а Ум это другое. Сознание это обусловленная вещь, а Ум не обусловленное, то есть существующее изначально. (Я здесь рассуждаю с позиции дзогчена).
Сознание не обладает самобытием. Это обусловленный процесс. Но Ум является как бы источником из которого возникают все феномены 5 совокупностей, в том числе и сознание. Но этот ум-источник он не имеет осязаемых характеристик, он как бы индуцируется, что он есть. Но он безличен и пуст от чего бы то не было.
Вот примерно такие рассуждения — избегаем и крайности нигилизма и крайности этернализма. Хотя это тонкий момент и основной упрёк по отношению к этому уму-сознанию, что это этернализим, но здесь важно понимать, что этот ум он безличен и пуст, то есть там не про что говорить, что что-то существует неизменно и само по себе. В общем не слишком логично, конечно, но как-то так
как будто воззрение Адвайты веданты прочитал (несколько иными словами пересказанное), кроме конечно же 5 совокупностей. это наверное главная претензия к воззрению дзогчена как к философии, вот практики норм