Size: a a a

Чат канала @the_Buddha

2020 June 30

N

Numina in Чат канала @the_Buddha
Поэтому, я, опираясь на свой опыт, наиболее достижимый для всех это и советую!
источник

N

Numina in Чат канала @the_Buddha
@NnPWj4 по поводу самадхи:

В Маджхима Никае 44 сказано: «однонаправленность ума (читтасса-экаггата), друг Висакха, называется сосредоточением».

● Согласно Абхидхамме, сосредоточение (даже очень слабое) всегда является одной из 7 составляющих любого процесса сознания.

● Правильное Сосредоточение как 8-ой фактор Благородного Восьмеричного Пути определяется как первые 4 джханы и является одним из двух аспектов буддийской медитации. В более широком смысле это сосредоточение, являющееся частью каммически умелого (кусала) сознания. Если в текстах не упоминается, правильное это сосредоточение или неправильное, то в таком случае всегда подразумевается первое.

● В Комментариях сосредоточение разделяется на 3 уровня глубины:

1. Предварительное сосредоточение (парикамма-самадхи), которое наличествует в самом начале практики развития сосредоточения.
2. Сосредоточение доступа (упачара-самадхи), т.е. такое, которое уже близко к достижению джханы, т.е. полной поглощённости. Сказано, что оно наступает как только появляется дублицирующий знак (нимитта).
3. Полное сосредоточение (апанна-самадхи), т.е. такое, которое наличествует во время поглощённости, джаны.

● Развитие сосредоточения приносит следующую пользу:

1. Достигается счастье первых 4 джхан.
2. Можно достичь сверхспособностей и сверхзнаний.
3. Можно ясно увидеть возникновение и исчезновение телесных и умственных процессов.
4. Через прямое знание возникновения и исчезновения телесных и умственных процессов можно навсегда искоренить загрязнения ума.

● Сосредоточение является одним из 7 факторов просветления, одним из 5 духовных качеств и сил.

● Сосредоточение является 3-ей ступенью Пути (помимо нравственности и мудрости) при троичном его рассмотрении, однако, согласно ДН 10, в данном контексте оно включает в себя внушительный список различных практик (см. подробнее).

● Нужно отметить, что уже длительное время между буддийскими учителями идут споры о том, может ли практика випассаны привести к сверхмирской мудрости без должного развития сосредоточения (джхан). Те, кто считают, что это возможно, основывают свою точку зрения на Канонических Комментариях. Противники данного утверждения отмечают, что в самом Палийском Каноне эта идея выражена крайне слабо, зато очень часто делается ударение на развитии джханы для достижения сверхмирской мудрости. В МН 64 Будда отрицает, что можно уничтожить пять (и, логично предположить, и все десять) сансарных пут без джханы.
источник

N

Numina in Чат канала @the_Buddha
Теперь, можно перейти непосредственно к вопросу Вадима (можно вас так называть?)
источник

VS

Vadim Shumilov in Чат канала @the_Buddha
Да, разумеется

Правильно ли я понял, что по этой модели выход на стадию дхьяны (т.е. той самой безобъектной медитации) возможен только после реализации 4 джхан? А они, в свою очередь, возможны только после реализации шаматхи?
источник

N

Numina in Чат канала @the_Buddha
Джхана и дхьяна — это одно и то же. Но Джхана — это слово на пали, дхьяна — это слово на санскрите :)
источник

N

Numina in Чат канала @the_Buddha
Я использу санскрит в терминах, но в приведенных мною текстах тхеравады и палийского канона используется пали.
источник

VS

Vadim Shumilov in Чат канала @the_Buddha
Numina
Джхана и дхьяна — это одно и то же. Но Джхана — это слово на пали, дхьяна — это слово на санскрите :)
это да
источник

N

Numina in Чат канала @the_Buddha
Vadim Shumilov
Да, разумеется

Правильно ли я понял, что по этой модели выход на стадию дхьяны (т.е. той самой безобъектной медитации) возможен только после реализации 4 джхан? А они, в свою очередь, возможны только после реализации шаматхи?
Только после достижения с апанна-самадхи (шаматхи о которой вы пишите) становятся доступны дхьяны. Первая дхьяна, когда вы входите в нее имеет признаки проявляющиеся в потоке сознания:

– направление ума на объект медитации (витакка)
– удержание ума на объекте медитации (вичара)
– однонаправленность ума на объект медитации (экаггата)
– телесное удовольствие (сукха)
– восторг (пити)

После того как вы прорываетесь (не в буквальном смысле), то есть, накапливаете достаточную психическую силу и ваша однонаправленность ума становится более тонкой, вы переходите на уровень второй дхьяны рупа-локи

Во второй джхане отбрасываются первые два фактора и остаются три:

– однонаправленность
– телесное удовольствие
– восторг

Как можно увидеть, во второй дхьяне, согласно словам Будды направление ума и удержание ума на объекте пропадает, соответственно, пропадает и сам объект. Остается ЛИШЬ однонаправленность ума и два чувства поддерживающие вас в этом состоянии, но так же являющиеся признаками второй дхьяны.
источник

N

Numina in Чат канала @the_Buddha
Посему, исходя из вашего вопроса, как я смогла его понять в меру своих умственных качеств, то чего вы ищите находится на уровне реализации второй дхьяны :)
источник

VS

Vadim Shumilov in Чат канала @the_Buddha
ага, теперь понятно
источник

N

Numina in Чат канала @the_Buddha
Вот, а теперь позвольте отойти :)
источник

VS

Vadim Shumilov in Чат канала @the_Buddha
о, а вот и еще один ответ от вселенной
источник

VS

Vadim Shumilov in Чат канала @the_Buddha
источник

N

Numina in Чат канала @the_Buddha
Очень неграмотный акцент: "как оно переживается в тибетской буддийской медитации". Практика тибетская Шинэ, происходит как раз от Саматхи, неизменной со времен образования буддийской общины Будды Шакьямуни. Это психопрактики единой формы и содержания. С точки зрения рецензента не могу не заметить.
источник

N

Numina in Чат канала @the_Buddha
То есть то о чём мы говорили выше это и Шинэ, и Саматхи.
источник

VS

Vadim Shumilov in Чат канала @the_Buddha
Статья не столько про шинэ, сколько про дзогчен
источник

VS

Vadim Shumilov in Чат канала @the_Buddha
насколько я понял
источник

N

Numina in Чат канала @the_Buddha
Дзогчен — напрямую к буддизму, кстати, относится мало. Особенно к корневому, раннему.
источник

VS

Vadim Shumilov in Чат канала @the_Buddha
мне без разницы )
я не буддист, заимствую то, что мне интересно, из любых традиций
источник

N

Numina in Чат канала @the_Buddha
"Одна из центральных, хотя и сложных с научной точки зрения, идей недвойственных созерцательных традиций, в частности дзогчен и махамудры в тибетском буддизме и адвайта-веданты и кашмирского шиваизма в индуизме"
Ааа... Если они там не ставят акцента на разнице между медитативными формами столь многих, в том числе, не относящихся к буддизму течений, то и мои ремарки не имеют целеполагания.
источник