По случаю Первомая (на самом деле нет) возвращаюсь к регулярному вещанию. Начнем с заведомо выигрышного: во-первых, очередной
материал The Atavist Magazine, в котором неинтересных текстов не бывает; во-вторых, на по-детски захватывающую тему — современное кладоискательство.
Интересно, кстати, что, хотя предполагаешь, что тема это скорее маргинальная, американской журналистикой она разрабатывается довольно активно. Здесь я уже писал и про то, как в океане
нашли фальшивые изумруды; и про
попытки раскопать нацистский поезд с золотом; и про то, как в Колорадо
ищут клад, спрятанный эксцентричным богатеем. История в The Atavist ближе всего к первой — только на сей раз тут не про мошенников, а наоборот: про человека, который решил, что в индустрии по розыску затонувших кораблей с золотом слишком много авантюризма и слишком мало науки, — и теперь пытается это изменить.
Тейлор Зайонк занялся кладоискательством по наследству: его отцу Гаю в какой-то момент наскучило работать юристом, он начал интересоваться поиском затонувших кораблей с сокровищами, — и вскоре стал работать на этом поприще: например, в 1998 году организовал экспедицию к затонувшей посреди Атлантического океана с двумя тоннами золота на борту японской подлодке, про которую снял документалку National Geographic. Путешествовал он и к остаткам «Титаника», и к затонувшему в районе Бермудского треугольника торговому судну — и брал с собой сыновей, Тейлора и его брата. Когда отец, став консультантом флоридской компании, которая занималась охотой за затонувшими сокровищами, предложил Тейлору стать в ней консультантом археолога, сын бросил факультет психологии за полгода до окончания университета — и стал заниматься теорией и практикой кораблекрушений.
Обнаружив, что кладоискательству присущ бардак, он решил привести в порядок архив и постепенно разработал научную методологию поиска кораблей с сокровищами (даже опубликовав про это академическую работу). Методология эта полагается на четыре критерия: уверенность, что судно можно найти; ценность груза; вероятность, что этот груз можно достать; юридические обстоятельства (то есть насколько легко легализовать сокровище). Условно говоря, корабль, лежащий на малой глубине с большим грузом золота в нескольких километрах от военно-морской базы КНДР, — это плохая цель, потому что не проходит по третьему и четвертому критерию.
Впрочем, вскоре оказалось, что методологию применять не на чем: Гай Зайонк поссорился с работодателями и вместе с сыном ушел из компании. Тейлор стал работать разработчиком онлайн-курсов про архитектуру и грустить. А через несколько лет новый инвестор предложил его отцу создать совместный бизнес — и Гай согласился при одном условии: они наймут сына. Тейлор, к тому времени женившийся и переехавший, разумеется, согласился. И вскоре предложил первую цель: затонувший в октябре 1860 в Атлантическом океане пароход «Коннаут», шедший из Британии в Америку с шестью сотнями пассажиров на борту — и грузом золота на 10 тысяч фунтов по тогдашнему курсу.
У «Коннаута» своя история — и автор рассказывает ее параллельно с историей Зайонков. Это не слишком известное кораблекрушение — просто потому что все пассажиры, несмотря на пожар, спаслись. Спаслись благодаря Джону Уилсону, капитану проходившего мимо торгового брига «Минни Шиффер», который, несмотря на риски, дождался, пока люди переправятся с одного корабля на другой (людям пришлось тесниться на палубе брига — он был куда меньше парохода) и доставил их в целости и сохранности в Бостон. Уилсон стал героем СМИ, родственники пассажиры в благодарность собирали ему деньги. Сам капитан сначала решил отдохнуть от моря, получив работу в порту Нового Орлеана. А еще через несколько лет, когда началась гражданская война, былой кумир нации стал пиратом, нападавшим на суда и грабившим их во имя Конфедерации. И этот биографический сюжет — третья линия текста.